Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Наш победный звонкий май

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: группа организаторов мероприятия в посёлке Западный

Май – месяц и впрямь удивительный, особенный для нас! В прошлом номере газеты мы рассказали о том, как отметил город самый главный для всей страны праздник – День Победы, рассказали о параде и о тех, кто ценой своей жизни в годы Великой Отечественной войны добывал для нас эту победу, кому мы обязаны мирной жизнью. Привели мы и небольшие истории из военных биографий, которые услышали от горожан, что с портретами своих фронтовиков пришли к Вечному огню на бульвар Героев, чтобы почтить память своих отцов, дедов и прадедов.

Минные поля Европы

И все охотно, с чувством благодарности рассказывали о своих ветеранах (некоторые пришли не с одним портретом, а с несколькими, а то и с групповыми семейными снимками). И конечно же, все эти рассказы не вместились в рамки одной статьи, а рассказать хотелось бы (тем более нами это было обещано) о каждом. И каждый из пришедших 9 мая на бульвар Героев хотел увидеть и прочесть о своём героическом отце или деде статью в газете, чтобы потом оставить её в качестве семейной реликвии на память своим детям и внукам.

Мы выполняем своё обещание, тем более что май был и остаётся месяцем победным.

С портретами двух фронтовиков, память о которых живёт в семье новокузнечан Кострыкиных, пришла на праздничный парад Мария Александровна, сотрудник «Скорой помощи». Один из них – портрет Павла Колобова, деда её мужа Андрея. Павел Ананьевич в 1941 году сразу же после окончания курсов младших лейтенантов ушёл на фронт сапёром. Ему довелось на протяжении всей войны и уже после неё (вплоть до 1947 года) разминировать отвоёванные у фашистов территории – земли Украины, а затем Польши и Германии.

Минные поля – каждый день опасность. Как известно сапёр ошибается один раз. Хотя не были редкостью случаи, когда, даже лишившись из-за взрыва ноги, сапёры, как и иные отважные, настроенные на победу лётчики, возвращались, освоив протезы, в строй. Павлу Ананьевичу, сапёру высокого класса, повезло, он, хотя и спустя два года после победы, возвратился домой живым и здоровым. А потом долгие годы работал металлургом на Кузнецком металлургическом комбинате.

Связисты не сдаются

Героической была военная биография и Николая Комарова, деда Марии Александровны. Николая Михайловича в 18 лет призвали в армию, откуда он попал на финскую войну, где был ранен, с обморожением ног попал в госпиталь. Выйдя из госпиталя, решил выучиться на машиниста паровоза. И его мечта почти сбылась, но грянула Великая Отечественная война, и 2 июля 1941 года Николай Комаров ушёл на фронт, связистом пройдя войну от звонка до звонка. Обеспечивая надёжную связь, был дважды ранен. Но после лечения возвращался на фронт, где за свою службу был награждён двумя медалями «За отвагу». Одна из них для Николая Михайловича была особенно памятна и дорога. Во время ожесточённого боя его вместе с напарником отправили восстановить связь. Восстановили в одном месте, но этого, как оказалось, было недостаточно, надо было устранить ещё один порыв. А в это время фашисты пошли в наступление, напарника Николая Михайловича убило снарядом, и тогда связист Комаров, укрывшись в разбитой машине, в ручном режиме стал вести связь прямо под свистом пуль и взрывами снарядов с поля боя по телефонной трубке, напрямую передавая обо всём, что видит, наводя наших бойцов на фашистов и их технику.

Дошёл до Кёнигсберга, возвратился домой, где рано из-за полученных на войне ранений ушёл из жизни.

Дядя Гриша – русский богатырь

«Мы никогда не забудем нашего общего на всю улицу дядю Гришу! И каждый год в День Победы вспоминаем о нём всей улицей, да и не только в этот праздничный майский день», – говорит Евгений Федосов, мастер спорта международного класса, тренер по русскому жиму штанги лёжа.

Дядя Гриша – это Григорий Изотов, участник Великой Отечественной войны (отчества его так никто и не вспомнил, для всех он был «дядьГриша»). Здоровенный добряк, косая сажень в плечах, русский богатырь, человек неимоверной силы, он жил на Теш-логе в Куйбышевском районе, а когда бараки снесли, его переселили в дом на ул. Веры Соломиной. Рабочий в Центральной Куйбышевской котельной, он из-за контузии плохо слышал, ходил с аппаратом, а потом и вовсе слуха лишился. Заботливый, внимательный и добродушный дядя Гриша откликался на любую просьбу: ребятишкам на сварочном аппарате варил санки, взрослым помогал копать могилы для умерших родственников. Никому ни в чём не отказывал, всем спешил на помощь.

Мог постоять и за обиженного, надавав тумаков хулиганам-обидчикам. Задиристые личности знали, что с трезвым с ним ни за что не справиться. И потому упорно поджидали, когда же выдастся какой-нибудь удобный случай, дядя Гриша хорошо выпьет, и тогда-то, пьяненького, его уж точно можно, налетев всей компанией, уломать, чтобы отомстить за полученные тумаки.

«О войне наш фронтовик рассказывал мало, не любил вспоминать о ней. Но один эпизод я всё-таки услышал и запомнил. Дядя Гриша рассказывал, как он вместе со своими бойцами во время Великой Отечественной войны нередко ходил в рукопашную с немцами: «Свалишься на них, как гром небесный, в окоп. Возьмёшь первого попавшегося под руки фрица, поднимешь вверх, резко сложишь на весу пополам и ударишь о коленку… Глядь, а его головка, как у кутёнка, на грудь и упала безжизненно», – вспоминает Евгений рассказ фронтовика. Давно ушёл из жизни дядя Гриша, но его доброту и силу жители улицы, особенно в победный май, до сих пор также вспоминают добрым словом.

На военной ноте

Необычно отметили 78-летие Победы жители посёлка Западный Куйбышевского района. Для них стало традицией отмечать этот торжественный для всех день дружно на местном стадионе с флагами, проведением конкурсов, шашлыками. Владимир Козулин каждый раз приносит на встречу награды и военный билет своего отца, участника Великой Отечественной войны Александра Арсентьевича, для которого армейская служба началась в 1940 году, а закончилась на Дальнем Востоке в ноябре 1945-го. Здесь он служил начальником телефонной станции, здесь же познакомился с телефонисткой Шурочкой, своей будущей женой. Александра Ивановна также была награждена медалями за военную службу.

Организаторы поселкового праздника устроили для детворы конкурс санитаров, во время которого нужно было оказать первую медицинскую помощь. Для взрослых также был приготовлен конкурс под названием «Рота, подъём!». Его участники под общий смех как можно быстрее должны были, не запутавшись, надеть вывернутую на левую сторону одежду, а также выполнить спортивные упражнения.

Веселье добавила и музыка. Альберт Рубан принёс аппаратуру, под которую устроили общий хор с исполнением песен военных лет. Однако изюминкой праздничной встречи стало «взятие рейхстага». Увлекающийся спортом Иван Козулин, внук Александра Арсентьевича и Шурочки, ловко под общий восторг водрузил на развалинах здания, стоящего рядом со стадионом на протяжении нескольких десятков лет, красный флаг Победы. И взятие рейхстага, и День Победы тут же отпраздновали за общим столом. А затем Иван удивил собравшихся ещё раз. Он искромётно исполнил танец под музыку танца с саблями. Даже танцевальные ритмы здесь были «на военной ноте».

Не помнит мир спасённый?

Одно из самых тяжёлых впечатлений, вынесенных из военных лет, для фронтовика Николая Михайловича Комарова, деда пришедшей на парад новокузнечанки Марии Кострыкиной, было воспоминание о том, как нередко им, советским солдатам, в европейских странах пытались выстрелить в спину иные из местного населения, из тех, кого они освобождали от фашистской оккупации. «И это несмотря на то, что мы их спасали, вытаскивая из-под развалин домов, кормили-поили, давали тёплую одежду, чтобы согреть от холода», – горько сокрушался порой Николай Михайлович. И у фронтовиков уже тогда было предчувствие, а кто-то был и твёрдо убеждён, что многие из населения спасённых ими европейских стран, спустя некоторое время забудут, кто принёс им освобождение, а история Великой Отечественной войны будет начисто переврана и переписана. Многие из наших ветеранов даже дожили до сегодняшнего времени, когда стали рушить установленные советским бойцам памятники, а главными победителями фашизма стали называть американцев и европейцев, хотя оставленные на рейхстаге надписи были только на русском.

Эти горькие чувства в одном из своих стихотворений выразила поэтесса Мария Лисёнкова: «Забывшим прошлое, наверно, легче жить. Родства не помнящим удобнее и проще. С умело поданной картиной наглой лжи Забывший прошлое согласен, и не ропщет. Ушаты грязи ловко вылиты опять – «В фашистских зверствах россияне виноваты!» Но кто ты, верящий, раз память смог предать, И усомниться в чести русского солдата? Тебя собою прикрывает тот солдат, Он никогда не защищал «наполовину». Там каждый – НАШ, там каждый чей-то сын и брат, И отрекаться от него – как выстрел в спину…». Недавно всплыли воспоминания одного поляка, который будучи мальчиком, увидел, как с приближением наступающей советской армии чистые и аккуратные немецкие солдаты попрыгали в свои грузовики, которые с рёвом выехали из деревни. Спустя какое-то время появилась колонна пеших советских солдат. Грязные, давно небритые, усталые, они медленно вступили в деревню. На недоумённый вопрос сына, почему чистые и полные сил немецкие солдаты бежали от этих измождённых и еле стоящих на ногах людей, отец ответил: «А ты погляди на их глаза. Их ничто и никто не остановит…»


Просмотров статьи: 401