«Судьба Новокузнецка – в руках каждого из нас»
21 апреля Россия будет отмечать День местного самоуправления. О том, что представляет собой представительный орган местного самоуправления в Новокузнецке, чем живёт, какие решает задачи и как взаимодействует с горожанами, мы поговорили с председателем Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Александрой Константиновной Шелковниковой.
– Вы уже полтора года руководите горсоветом. Насколько сложно было решиться на этот шаг? Чем вы руководствовались, принимая решение выдвинуться на этот пост? За прошедшее время не было никаких сожалений, хотя бы временных, о принятом решении?
– Конечно, это был для меня очень ответственный шаг. Однако когда ты каждый день сталкиваешься с проблемами и нуждами горожан, которые приходят со своими вопросами и просьбами, то понимаешь, что ряд обращений можно отработать только на уровне местного самоуправления. Для этого я и пришла в Совет. Деятельность депутатов как раз и направлена на развитие города и улучшение жизни горожан, поэтому вопросы к себе о возможных сожалениях для меня неуместны.
– Ваша предыдущая работа в руководстве МФЦ – помогла ли она как-то здесь? Насколько востребованными оказались приобретённые там знания и навыки работы?
– Отдел «Мои документы» города Новокузнецка – это уникальная площадка, где население и юридические лица могут с комфортом получить комплексные услуги. Это точка притяжения для всех, кто задействован в решении общественно значимых вопросов, концентрация максимально дружелюбного для каждого посетителя общения и предоставления услуг без бюрократии и проволочек. Я считаю, что такой позитивный кейс нужно применять и использовать в сфере местного самоуправления. В таком подходе я вижу собственную миссию на своём посту.
– Насколько вообще сложно руководить такой непростой структурой, как Горсовет? Чем приходится заниматься председателю Горсовета?
– Понимаете, любое руководство – трудное и ответственное занятие. Председатель Совета – это «первый среди равных», если говорить образно. Человек, на котором замкнуты все процессы деятельности депутатского корпуса. Председателю необходимо организовать работу аппарата Совета, координировать деятельность депутатов, и одновременно он должен трудиться как народный избранник, отрабатывать наказы, обращения, проводить личные приёмы.
– Существует расхожее мнение о том, что депутаты за свою работу в Совете получают большие зарплаты. Так ли это?
– Это, к сожалению, распространенное ошибочное представление. Депутаты городского Совета никакого вознаграждения за свою работу не получают! Каждый из них трудится по основному месту работы, и депутатская деятельность для них – «общественная нагрузка». Исключение – председатель и заместитель председателя Совета. Это освобождённые должности, то есть они приходят в Совет народных депутатов ежедневно, на полный рабочий день, получают здесь заработную плату и не имеют права трудиться где-то ещё и заниматься другой деятельностью.
– Мы хорошо знаем, что в местном самоуправлении есть представительные (городской Совет народных депутатов) и исполнительные (администрация) органы власти. Как сегодня разделяются полномочия между ними? Какие вопросы решает каждая ветвь власти?
– Компетенция органов местного самоуправления, действительно, чётко разделена. Если коротко, то городской Совет устанавливает «местные правила» городской жизни, а администрация города претворяет их в реальность. Но я подчеркну – всегда было и будет так, что Совет народных депутатов и администрация работают совместно, рука об руку, в единой команде, и мы не делим сферы компетенции, когда речь заходит о развитии и благополучии нашего любимого города. Мы благодарны городской администрации и лично главе города Сергею Николаевичу Кузнецову за открытость, готовность откликнуться на все инициативы, умение выстраивать диалог и за нашу совместную работу на благо Новокузнецка.
– Могут ли в работе органов местного самоуправления принять участие рядовые граждане? И каким образом? Могут ли они выдвигать какие-то инициативы, решать какие-то вопросы?
– Я скажу в двух словах – у нас открытый Совет. Этим всё сказано. Вся работа представительного органа местного самоуправления строится на прозрачности процедур и регламентов. Все проекты решений и сами решения публикуются на официальном сайте. По изменениям в бюджет и в Устав города проводятся публичные слушания, в которых может участвовать каждый горожанин. Сейчас эта процедура приобретает также электронный формат, поэтому для участия необязательно личное присутствие. Я уже не говорю о территориальном общественном самоуправлении. СТОСы Новокузнецка – одни из лучших в России. В регионе работает, и очень успешно, благодаря нашему губернатору Сергею Евгеньевичу Цивилеву, инициативное бюджетирование. Кроме того, у всех органов власти сейчас есть официальные интернет-сайты и страницы в социальных сетях. Это требование федерального законодательства. Мы стремимся к максимальной степени взаимодействия с горожанами, потому что всё, что мы делаем, мы делаем для них, совместно с ними, по их идеям и наказам. У нас очень неравнодушные, талантливые горожане, и своими предложениями, замечаниями, которые они присылают, задают темп развития Новокузнецка. В этом и состоит суть работы органов местного самоуправления – трудиться вместе с нашими новокузнечанами на благо лучшего города в мире! Конечно, мы получаем и негативные мнения горожан о работе местной власти. Это неизбежно, это диалектика, которая есть в любом явлении. Мы рассматриваем любую критику как конструктивную, любая обратная связь от наших избирателей очень ценна для нас.
– Одна из основных (если не самая важная) задач Горсовета – это выдвижение различных законодательных инициатив. Как это происходит? Кто эти инициативы предлагает? И как они затем реализуются?
– Депутатский корпус Новокузнецка всегда отличался активной позицией и большим объёмом выдвинутых законодательных инициатив. Для чего нужны такие инициативы? Если какую-либо проблему нельзя решить на местном уровне, но мы предполагаем, что это можно сделать на уровне законодательства региона или нашей страны, мы выдвигаем инициативу. Она рассматривается Парламентом Кузбасса, а затем одобряется или отклоняется. Конечно же, по инициативам мы работаем в тесном сотрудничестве с Законодательным собранием Кемеровской области, спасибо нашим коллегам – депутатам парламента, что они всегда готовы к конструктивному совместному труду. Подчеркну, что многие наши идеи не увидели бы свет без консультаций и поддержки Александра Александровича Максимова, депутата Государственной думы.
– Известно, что работу местных органов власти сегодня определяет Закон 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Каковы полномочия у органов местного самоуправления в настоящее время согласно этому закону? Что могут и не могут делать местные власти? И как решаются насущные вопросы, полномочия на решение которых находятся выше – на региональном и федеральном уровнях?
– Надо понимать, что городская администрация и городские депутаты – это не власть как таковая, а именно органы самоуправления. Мы можем решать только вопросы местного значения. Это утверждение бюджета города, вопросы местного налогообложения, распоряжения муниципальным имуществом, правила благоустройства, генеральный план – всё, что касается жизни Новокузнецка как конкретного города. Внести изменения в более глобальные вопросы мы можем только через подачу законодательных инициатив.
– Глядя на тенденции развития государства и законодательства за последние годы, что можно сказать о перспективах местного самоуправления в ближайшем и отдалённом будущем?
– Местное самоуправление, конечно, самый близкий для каждого горожанина уровень власти. С любыми вопросами новокузнечане идут в первую очередь в городской Совет и местную администрацию. Поэтому можно сказать уверенно, что потребность горожан в том, чтобы местная власть их слышала и слушала, будет всегда. Наша задача – не просто слушать, а привлекать рядового гражданина быть активным, участвовать в жизни города, понимать, что судьба любимого Новокузнецка – в руках каждого из нас. И это касается всех без исключения.
Просмотров статьи: 561