Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Лабиринты цвета

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Один мудрый человек сказал, что даже если в младенчестве тебя вывезли в далёкие края, рано или поздно тебя потянет на малую родину. Можете называть это зовом родной земли или зовом предков, но, так или иначе, этот голос бывает сильнее разных житейских обстоятельств, и тогда ничто не помешает вернуться, хотя бы на время, хотя бы своей красочной выставкой, в те края, где ты был рождён.

 

 

 

Отстраниться от реальности

Так случилось и с донецкой художницей Еленой Григорьевой, урождённой кемеровчанкой. Её малышкой родители, специалисты в области электротехники, привезли в Сталино (так до 1961 года назывался Донецк), куда они были приглашены на работу в создаваемый крупнейший в стране институт Гипронисэлектрошахт.

Выставка Елены Григорьевой, работающей в сфере декоративно-прикладного искусства и росписи по ткани, занимающейся графикой, в Новокузнецком художественном музее представлена на днях 34 акварелями на бумаге и шёлке под названием «Стихия цветной воды. Донецк – Новокузнецк».

Выпускница Львовского полиграфического института им. Ивана Фёдорова, она активно сотрудничала с книжными издательствами Кишинёва, Донецка, Москвы. Четыре года работала в газете «Советская армия» в Германии (на одной из выставок представила акварельные работы о судьбе спасённых советскими войсками памятников архитектуры в Восточной Германии), с 2015 года входит в состав правления Союза художников Донецкой народной республики. Постоянная участница городских, республиканских, международных выставок. Произведения Елены Григорьевой хранятся во многих музеях и частных коллекциях мира.

«Особенность её акварелей – мягкий и светлый колорит. Её удивительные по красоте и гармонии работы наполнены какой-то особой солнечностью и прозрачностью, как будто и нет в её жизни страшных взрывов и воя воздушных сирен», – отмечает Юлия Фомкина, куратор выставки, сотрудник музея. Я бы ещё добавила, работы Елены наполнены нежностью и изяществом, на которые способна истинная женственная натура.

На акварельных листах Елены Станиславовны – Донбасс во всей его красе: азовское побережье, меловые Святые горы, Ботанический сад, живописные пейзажи на реке Кальмиус, улочки Донецка, который сегодня называют «городом былой славы миллиона роз» (моя бывшая одноклассница Наташа Акименко, которая в 1990-х годах поселилась в Донецке, рассказывая о городе, восторженно восклицала: «Девчонки, этот город невероятный по красоте, он просто утопает в розах всех сортов»). Вот и художница в одном из своих интервью призналась: «На моей картине изображены розы, которые хотелось бы подарить дорогому человеку как напоминание ему о лучших местах в Донецке. Фрагменты чистого листа, на котором можно написать прекрасное будущее. Можно сказать, что эти картины, которые сделаны в последний период – моменты моей релаксации и стремление отдалиться, отстраниться от реальности, в которой постоянно слышен грохот разрывающихся бомб».

Тонкий штрих камыша

На вставке в Новокузнецком художественном музее представлены акварели «Степные великаны», «Набережная реки Кальмиус», «Гроза над Азовским морем», «Летний дождик», «Тени весенних каштанов», «Донецкий кряж» и многие другие. В произведениях Елены Григорьевой есть ещё одна особенность: все они объединены тонкой полоской камыша – авторским штрихом, символизирующим любовь к родной земле и надежду на возвращение к мирной жизни.

Особой игрой цвета и света отличаются картины Елены, выполненные в довольно сложной технике акварели по-мокрому. Когда краски наносятся на смоченный водой лист, при этом контролировать наплывы слоёв друг на друга практически невозможно. Чтобы добиться нужного результата, мастер должен чётко понимать, сколько нужно взять краски, куда поставить кисть, насколько интенсивно должен быть смочен лист. Всеми этими художественными нюансами художница-дончанка владеет филигранно.

Пейзажи Донбасса невозможны без изображения терриконов, они давно стали неотъемлемой составляющей искусства донецких художников. Поскольку сам ландшафт Донецкого кряжа – степь, разноликая и по-своему живописная в разное время года. И на её пространстве можно увидеть знакомые, в том числе и всем кузбассовцам, горы-терриконы, которые стали одним из главных символов шахтёрских регионов, – высокие, порой красочные насыпи из пустой породы, полученные в результате добычи угля и выданные на-гора. Только в городской черте Донецка около сотни терриконов, высота самого большого из которых составляет 121 метр. Вокруг «степных великанов» кипит городская жизнь: парки, стадионы, рабочие посёлки – всё тесно сплелось-переплелось и стало единым организмом. И это кипение жизни заметно даже в нынешнее военное лихолетье, от будней которого отвлекает живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Недаром говорят: «От отчаяния всегда спасает творчество!»

В этих красках – поэзия

И донецкие художники продолжают трудиться, несмотря ни на что. Так выставки Елены Григорьевой, сопровождаемые стихами собственного сочинения, объездили ни один город России. «Верный мой друг – акварель – Радостью кроет листок, краска сладка и пчеле – В охре её хоботок. В сот элегантный багет Вправлен изысканный мёд, И через несколько лет Я не пойму, чья возьмёт…», – один из отрывков её стихотворения. Или «Цвета свежести лабиринт Винной лёгкостью закружил, как глаза в глаза – это спринт проникания, дрожь всех жил, Буйство красок – сон наяву, Дуновение и мистраль. Горизонта нить – тетиву лабиринт свивает в спираль». Многие стихи Елены Григорьевой по краткости и образности напоминают японскую поэзию в жанре хокку: «Солнца безжалостный луч В трубку травинки проник, Луг заливной осушив. В ней спрячусь в тени за копной».

Поэзия Елены Григорьевой, словно комментируют написанные в восточно-азиатских мотивах её произведения на шёлке и рисовой бумаге. На таком материале она, к примеру, в миниатюрах изобразила четыре времени года. А к ним, конечно же, расшифровывающие образ стихотворные строки: «Шаль расписана, чтобы на зимнем пустом побережье Вдруг отпустить её бабочкой проблеска солнца к восходу».

К слову, рисовая бумага – большая редкость в работах художников. Высокосортная, тонкая, рыхлая, с шероховатой поверхностью (похожа на промокательную) белого цвета, она получила своё название по исходному для её изготовления продукту – рисовой соломке. В России, кстати, рисовая бумага применялась во второй половине ХIХ – начале ХХ века для печати роскошных изданий, а также использовалась в качестве прокладки между иллюстрациями в особо ценных художественных фолиантах. В Восточной Азии для изготовления рисовой бумаги, харумаки, как её называют в Японии, используют только воду, рис и соль. Чем тоньше, прозрачней листик, тем бумага считается качественнее. «Все силы, потраченные на пробы китайской росписи на акварельной рисовой бумаге, оправдываются. Рисуется легко и уверенно. Хотя рисовая бумага не терпит, когда несколько раз водишь кистью по одному месту, в таком случае начинают появляться катышки», как признаются иные художники.

«Для будущего значима духовность»

Донбасс – край, где по-прежнему, несмотря на девять лет войны, живёт большое количество талантливых, интересных людей, при этом военная ситуация заставляет жителей Донбасса не только мобилизовать все силы, но и пробуждает тягу к прекрасному. На открытии выставок Елены Григорьевой часто звучат и такие слова: «Люди Донбасса отстаивают русскую культуру и русский язык. Они говорили и говорят, что это наша культура и герои войны – это Герои Советского Союза, а не бандеровцы и нацисты. Поэтому в этом плане очень важно культурное объединение с Донбассом. Сегодня необходим акцент на то, что история донбасской земли, история русской земли – это единая культура».

В Донецке до сих пор работает 11 школ искусств, в каждой из них обучается около 600 детей. В этих школах искусств, несмотря на сложную обстановку, каждый год проходит торжественное посвящение в художники. Также старшие ученики пишут рефераты о донецких мастерах и изучают историю живописи Донбасса. Она довольно богатая, ведь во времена СССР сюда съезжались художники из разных городов Украины, России, Грузии, Армении и других республик. Встречались разные традиции и направления, взаимно обогащая друг друга. «В юных художниках мы воспитываем не только умение владеть кистью, но и развиваем интеллект, эстетический вкус, эти дети талантливы, увлечены, приспособлены к профессии, – отмечает член правления Союза художников ДНР, ответственная за выставочную деятельность Елена Станиславовна Григорьева. – Мы, представители Союза, вкладываем много сил в воспитание нового творческого поколения, безвозмездно работаем в жюри тематических конкурсов детского рисунка. Стремимся передать свои знания – важную часть духовности, которая очень значима для будущего нашего города. Сейчас мало художников делающих что-то своими руками. Как и печатная продукция, дизайн и творчество уходят в Интернет. Важно изначально воспитывать вкус, развивать оригинальность и индивидуальность в будущем художнике, рассказывать о гармонии, о том, что такое китч в искусстве».

Сколько бы лет не было художнику, каждая выставка для него – это экзамен, считают мастера. И этот экзамен дончанка Григорьева в очередной раз выдержала, на этот раз на кузбасской земле. Своей оригинальностью, которая вывела в яркие миры её «лабиринты цвета». И глядя на её работы, наполняешься уверенностью: Донецк рано или поздно вновь станет «городом миллиона роз».

Выставка продлится до конца мая.


Просмотров статьи: 586