Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Инновационно, эффективно, экологично

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: Мария КОРЯГА

Переработка отслуживших свой срок шин была и остаётся в настоящее время одной из наиболее серьёзных проблем. Ежегодно в России выходят из строя покрышки общим весом в сотни тысяч тонн. Ещё относительно недавно их в основном закапывали, сжигали или просто хранили под открытым небом, что в любом из трёх случаев довольно вредно с точки зрения экологии.

Заводы по переработке шин отчасти решают наболевшую проблему, однако с крупногабаритными шинами способны справиться лишь единицы из них, ведь вес покрышек, к примеру, от БелАЗов колеблется от трёхсот-четырёхсот килограмм до нескольких тонн, из которых десятки, а то и сотни килограмм приходятся на металлические части – корд. Для того чтобы измельчить такого размера и веса покрышки, при этом эффективно извлекая из них сотни килограмм корда, нужно очень специфическое оборудование и технологии.

24 марта губернатор Кузбасса Сергей Цивилев и глава Новокузнецка Сергей Кузнецов посетили недавно открывшийся в столице южной кузбасской агломерации завод по переработке крупногабаритных шин, проинспектировали его работу и наградили наиболее отличившихся сотрудников.

«В Кузбассе созданы колоссальные возможности для развития производств, – подчеркнул Сергей Цивилев.– Это предприятие – единственное в России, которое может полностью перерабатывать крупногабаритные шины без отходов. Важно, что оно находится в Новокузнецке и как резидент ТОР пользуется льготами, введёнными Правительством РФ. Мы планируем создать здесь промышленный кластер, и это предприятие – первое для участия в нём».

Безотходной переработкой крупногабаритных шин (КГШ) занялось ООО «Вторичные ресурсы Сибири». Проект реализует «Сибирская горно-металлургическая компания» на площадке бывшего цементного завода, где сейчас разворачивается промышленный парк «Технокластер». Здесь на месте старых полуразрушенных построек будет образован индустриальный парк с развитой социально-бытовой инфраструктурой. Новый завод стал в промышленном парке первым резидентом Территории опережающего развития «Новокузнецк».

Появление такого завода в Кузбассе было не случайным. Только в нашем регионе в течение года из строя выходят крупногабаритные шины суммарным весом более чем в 30 тысяч тонн. И их утилизация для региона давно стала очень серьёзной проблемой. Переработкой КГШ в области уже занимается несколько предприятий, однако аналогов новому заводу, по словам его руководства, нет ни в Кузбассе, ни в России.

Инвестиции в завод по переработке крупногабаритных шин составили более 770 миллионов рублей. Площадь цеха составила более 4 тысяч квадратных метров. Здесь есть всё, что необходимо для переработки внушительных белазовских шин практически в пыль, включая уникальное оборудование по извлечению корда. Пуск завода создал в Новокузнецке более 60 новых рабочих мест – это тоже немаловажный момент при создании нового предприятия.

При переработке крупногабаритных шин на новом заводе применяется технология электромеханического измельчения – самый экологически чистый способ производства, исключающий вредные выбросы в атмосферу, поскольку отходов здесь практически нет. Переработка КГШ будет основным профилем завода, но он также может переработать и любую другую резиновую продукцию.

Учитывая характер производства, а также специфику сырья, собственники очень серьёзно поработали над системой безопасности. Так, в систему пожаротушения было вложено 55 миллионов рублей. Большие баки с подогревом круглогодично наполнены водой с большим запасом, что даёт возможность оперативно в автоматическом режиме потушить любое возгорание в цехе до приезда пожарных.

Хорошая новость для владельцев крупногабаритных шин – на новом заводе нет утилизационного сбора для тех, кто сдаёт старые шины на переработку. Более того – предприятие само вывезет их с места хранения. Это позволит решить вопрос с незаконной утилизацией шин и организацией несанкционированных свалок.

За год новый завод сможет перерабатывать до 15 тысяч тонн старых шин. В случае необходимости пропускная способность завода может быть увеличена вдвое в течение полугода.

Возникает закономерный вопрос – а что потом? Куда денется то, во что шины были переработаны?

На эти вопросы тоже уже есть ответы. Проще всего с бортовым кольцом и кордом. По сути, это металлолом, который будет уходить на металлургические производства.

Интереснее с резиной. В белазовских шинах очень высоко содержание каучука, в связи с чем, это довольно ценный ресурс при переработке. Из тех самых 15 тысяч тонн покрышек в год завод будет делать не менее четырёх тысяч тонн резиновой крошки разных фракций и пяти тысяч тонн шинного регенерата. Крошка идёт на покрытие автодорог, спортивных и детских площадок, других общественных пространств. Из регенерата будут делать те же шины, в том числе пуленепробиваемые, дорожную и строительную мастику, обувь и многое другое.

В число потенциальных потребителей входят предприятия Центрального и Уральского федеральных округов, а также ближнего Зарубежья: например, Казахстана, Узбекистана, Республики Беларусь. С некоторыми из предприятий уже заключены договора.


Просмотров статьи: 585