Чёрным по белому
Ни для кого не секрет, что в Новокузнецке есть немало творческих людей, чей талант признают далеко за пределами города. Однако нередко мы можем жить рядом с этими людьми, работать, общаться и даже не знать, что наш знакомый или коллега замечательно рисует, поёт или пишет стихи, песни на которые берут в свой репертуар по-настоящему знаменитые и даже легендарные артисты.
В начале марта Михаил Шуфутинский исполнил новую песню «Чёрным по белому», стихи для которой написала наша землячка – новокузнечанка Любовь Шалабаева. Мы поговорили с ней о том, как долго она к этому шла, насколько сложно писать стихи для песен, и как вообще всё происходит в творчестве поэтов-песенников, о котором большинство читателей и слушателей имеют очень смутное представление.
– Нельзя обойти стороной вопрос о том, как всё начиналось и продолжалось, прежде чем достигло сегодняшнего дня.
– Родилась и детство своё я провела в Мысках. Затем уехала в Новосибирск, где окончила сначала музыкальный колледж, а после него – факультет филологии, массовой информации и психологии в педуниверситете.
Сначала работала в новосибирских СМИ, затем вернулась в Кузбасс и работала во многих изданиях уже здесь, в том числе в газете «Новокузнецк». Сейчас – пресс-секретарь на «Водоканале».
Как и многие другие девушки, стихи начала писать ещё в школе, но более серьёзно и осознанно занялась этим несколько лет назад после переезда из Новокузнецка в Атаманово. Возможно, повлияло новое место – красивая природа и отсутствие городского шума и суеты.
В какой-то момент поняла, что не писать уже не могу. В работе постоянно 2–3 черновика. Если никаких новых идей и набросков нет – начинаю чувствовать себя очень неуютно. То, что когда-то было просто увлечением, стало средством самовыражения и общения с окружающим миром.
– Издавать свои стихи пробовали?
– Некоторые из моих стихов выходили в сборниках. Я как-то участвовала в стихотворных конкурсах два года подряд, вышла со своей подборкой стихотворений в финал. В итоге их напечатали в сборниках издательства «Дикси Пресс» в 2019 и 2020 годах. Ещё у меня есть рассказы, с ними два раза печаталась в журнале «Огни Кузбасса».
Я как-то задумалась о том, что, может быть, выпустить свой сборник? Но почти сразу отмела эту мысль. Выйдет ограниченный тираж, и что с ним потом делать – подарить немногочисленным родственникам и знакомым, которые поставят книгу на дальнюю полку и никогда не будут читать?
Поэзия сейчас лучше живёт на просторах Интернета – понравившееся репостят, добавляют в закладки, оставляют комментарии, в книге всё это было бы невозможно. А вообще поэзия, как мне кажется, сейчас, конечно, нужна. С ней становится легче дышать среди того информационного шума, который нас постоянно окружает.
– Как появилась идея писать стихи для песен? Насколько это сложнее написания обычных стихов?
– Когда я поняла, в том числе и по реакции читателей, критиков, что у меня получается хорошо, решила попробовать писать тексты для песен.
Сразу скажу следующее: стихи и песенные тексты это два абсолютно разных понятия. У нас не принято говорить, например, так: «Скинь мне стихи, посмотрю, подойдут для песни или нет», или: «Написала стихи, давай делать песню?» Нет, всё, что для песни, – это текст и только текст.
В стихах очень много образов, абстракции, часто там просто саморефлексия. Стихи – это скорее интеллектуальный продукт, понимание которого доступно не каждому. А песенный текст – явление массовое. Кроме того, они ведь и структурой отличаются – в песне это куплеты и припев. Ни одно из моих стихотворений не стало потом песней. Это две разные области творчества, которые никогда не пересекаются. Во всяком случае, у меня.
А попробовать себя в новой сфере мне посоветовал мой друг и соавтор Алексей Вандрик – он живёт в Москве и уже давно всем этим занимается. Сначала у меня получилось не очень, и эту идею я оставила, но в конце 2020 года на своём ютуб-канале известный сонграйтер Олег Шаумаров объявил конкурс текстовиков и сонграйтеров. Я поучаствовала, и в тандеме с казахстанским автором Рустамом Разыкиным наша песня победила. После этого же появилась и вера в себя – мы стали писать много песен с Алексеем Вандриком,а также и с другими сонграйтерами.
Первой мою песню на музыку Николая Курпана взяла в свой репертуар певица из Санкт-Петербурга Афина. Это была песня «Карты Таро». Затем песню «Водоворотами» на музыку Алексея Вандрика стала исполнять московская певица Catrine. Потом были и другие исполнители.
– Как в их числе оказался знаменитый Михаил Шуфутинский?
– Текст «Чёрным по белому» я написала в декабре прошлого года. Подумала, что история о любви и расставании очень хорошо прозвучала бы в исполнении Михаила Шуфутинского. Его менеджеру мы с Алексеем Вандриком и отправили демоверсию.
Результат оказался очень неожиданным. Шуфутинский не просто взял эту песню, она ему так понравилась, что он оставил текст в неизменном виде – это редкий случай в нашей практике. И вот в марте песня уже зазвучала в его исполнении.
То, как он её исполняет, мне очень нравится. Настроение и эмоции, которые я вложила в эти стихи, Михаил Шуфутинский передал на все сто процентов. Надеюсь, у нас ещё получится поработать вместе.
– Как это вообще происходит? Вы предлагаете свои стихи исполнителям? Или они находят ваши стихи и просят сделать песню?
– Тексты песен исполнителям предлагать не принято, им это неинтересно, предлагаются целиком уже готовые песни-демоверсии – с музыкой.
И общаемся мы, прежде всего, не с самими артистами, а с их агентами, менеджерами. Работа на этом этапе идёт в тандеме с композитором: я пишу текст, он готовит музыку и записывает демоверсию песни.
Чтобы композиция заинтересовала артиста, это должен быть очень качественный музыкальный продукт. Авторов, которые предлагают свои песни известным исполнителям, много, а в репертуар попадают единицы композиций, которые по-настоящему «цепляют» чем-то.
Поэтому сейчас демо должно быть очень хорошо подготовлено. То есть вариант «наиграть и напеть под фортепиано/гитару» не подойдёт, такое не будут слушать. Красивая обёртка в виде аранжировки тоже важна, поэтому сонграйтеры всегда подготавливают качественное демо, которое будет не стыдно рассылать людям.
– Песня пишется под одного конкретного исполнителя или сразу отдаётся разным, а далее уже – кто возьмет? Как это работает, ведь вы не сотрудничаете постоянно с кем-то одним или двумя-тремя?
– Под конкретного артиста писать вообще нет смысла. Вот представьте – написали под Николая Баскова, а он взял и... не взял песню. И что тогда с ней делать? Ведь написание песни – не пятиминутное дело. Но на самом деле если песня написана в духе Баскова, то значит, она, скорее всего, может подойти и Киркорову, и Михайлову, и много кому ещё, кто примерно в одном духе поёт. Поэтому уже готовая песня рассылается сразу многим артистам. Кто первый успел купить – тот и молодец.
– Песни на ваши стихи сейчас уже есть в репертуаре у исполнителей самых разных жанров, стилей, направлений. Вы сами как-то «переключаетесь», подстраиваетесь, пишете под конкретного артиста? Или они выбирают то, что им нравится и подходит? Не приходится ли себя «ломать», чтобы «попасть» в стиль какого-то конкретного исполнителя?
– Не могу сказать, что приходится как-то переключаться, потому что мы с сонграйтерами не делаем песни под конкретных артистов. Мы просто стараемся делать классный музыкальный контент, который непременно зайдёт кому-то из певцов или певиц. Просто есть, например, идея песни – пишется текст, сонграйтер делает музыку, аранжировку, а после мы рассылаем получившийся материал тем артистам, которым он подходит по формату.
– Вы уже не раз упомянули сонграйтеров как своих соавторов. Кто это, сколько их и как вы находите друг друга?
– Говоря привычным языком, сонграйтер – это композитор. Хотя в музыкальной среде сейчас всё больше используют именно это импортное словечко. Сонграйтер пишет музыку и делает аранжировку для демо-песни, некоторые сонграйтеры ещё и тексты делают сами.
Со мной работают разные сонграйтеры, и все они – замечательные и талантливые люди! Больше всего работаю с Алексеем Вандриком. Это московский сонграйтер, автор песен для многих артистов, в том числе для Лепса, Валерии, Михайлова, Долиной и так далее. Мы знакомы с ним более десяти лет, придерживаемся одних взглядов в творчестве, мы оба требовательны к себе, ведь создание текста, например – это не пять минут на коленке написать стих. Изначальный вариант часто перерабатывается и переписывается несколько раз.
Есть ещё один соавтор, Николай Курпан, он из Питера, с ним мы продали две песни – одну певице из Питера Афине, вторую московскому артисту (песня ещё не вышла). Помимо этого в соавторах есть ещё несколько соавторов, все в основном из Москвы, например, Сергей Найдун – автор песен для Савичевой, Михайлова, Сумишевского и других звёзд.
Надо сказать, что не все песни нашли своих исполнителей. Всего написано в соавторстве с разными авторами более 40 треков, если я не ошибаюсь, ушли ещё не все песни, и скорее всего часть материала так и не уйдёт, часть уйдёт спустя время. Но мы не зацикливаемся на этом, продолжаем дальше делать свою работу.
– Для многих поэтов-песенников сочинение песен – это работа. Ваши песни сейчас – это скорее штучное, чем поточное явление. Не было желания сделать это работой?
– Если артист взял в репертуар твою песню, это, конечно же, приносит тебе какой-то доход. Однако в моём случае сейчас это не настолько крупные суммы, чтобы я могла бросить всё остальное, свою основную работу и заниматься только песнями.
На самом деле не для многих поэтов-песенников сочинение песен – это основная работа. Я знаю много авторов-текстовиков, которые пишут для звёзд, но лишь у немногих это основная работа, таких скорее единицы.
Сделать это постоянной работой? Возможно, но не сейчас точно. Сначала нужно сделать своё имя узнаваемым среди артистов. И, кроме того, для этого желательно жить в Москве, чтобы быть знакомой с артистами лично. Не обязательно, но очень желательно.
Просмотров статьи: 567