«С головы змеи шкура сошла!»
Если в конце марта на улицах Таштагола, столице Горной Шории, вы услышите горловое пение, звуки варгана и бубна, знайте – эти торжества устроены в честь наступления шорского национального праздника Чыл Пажи, что в переводе звучит как «голова года, на которую в день весеннего равноденствия падают первые лучи нового солнца». Именно с этого дня, когда начинается обновление природы, у шорцев, как и у многих тюркских народов, начинается новый год.
Празднуют всем миром
Праздновать особо значимый для шорцев праздник в Таштагол съезжаются гости со всего Кузбасса. Не исключение и новокузнечане, у многих из которых с шорцами родственная связь. Новый год всё-таки праздник семейный!
Впрочем, праздничные обряды и гулянья проводили в эти дни в нескольких муниципалитетах нашего региона. Как отметила заместитель министра культуры и национальной политики Кузбасса Татьяна Акимова, праздник Чыл Пажи имеет особое значение для Кузбасса, исторической родины коренных малочисленных народов Сибири – шорцев и телеутов. «Уникальные обычаи и традиции наших народов являются неотъемлемой частью культуры кузбассовцев и россиян в целом, а многовековая история – бесценным наследием. Общими усилиями мы создаём условия для достойной жизни, благоприятную среду для творчества и созидания, мира и согласия в нашем родном доме – Кузбассе», – подчеркнула она.
Перед тем как начались основные новогодние празднества на площади для массовых мероприятий у таштагольского дворца спорта «Кристалл», у подножия горы Мустаг (Шерегешский спортивно-туристический комплекс) 22 марта на священном месте Сарчын шаманы шорского народа провели традиционный обряд поклонения духам природы. «Начало года повернулось, голова змеи загнулась», – записано об этих днях известным советским этнографом Надеждой Дыренковой во время поездок в 1925–1932 годах в Горно-Шорский район. Современные шорцы добавляют: «В дни весеннего равноденствия голова года возвратилась, с головы змеи шкура сошла!» Этот праздник с древности открывает новый жизненный цикл, и предки шорцев праздновали Чыл Пажи не один день. Их примеру следуют и наши современники. «Сегодня шорский народ стремится к сохранению мудрых заветов предков», – прозвучало со сценической площадки перед началом большого театрализованного представления «Чылдын айлары» («Шорский календарь») с концертом народных исполнителей и танцевальных коллективов, национальными играми, выставкой декоративно-прикладного искусства, мастер-классами и дегустацией национальных блюд.
Колесо времени прошлось по сцене
Со сцены, где было натянуто огромное, четыре на семь метров полотнище-баннер – картина «Чыл Пажи» новокузнецкой художницы-наивистки Ираиды Зиновьевой, руководителя Новокузнецкого центра наивного искусства «Сибирские просторы», зазвучал красочный рассказ о Колесе времени – смене месяцев в году, которая по шорскому календарю начиналась со дня весеннего равноденствия.
Начался парад двенадцати месяцев. Повествование о них с песнями и танцами вели артисты местных коллективов в прекрасно оформленных, с национальными мотивами костюмах. Так, согласно древне-шорским сказаниям, в марте открываются створки небесных ворот, и на землю спускаются духи-покровители. Участники праздника в это время повязывают на священную берёзу ленточки-чаламы с обращением к верхним силам за помощью. Апрель – месяц бурундука, когда зверёк просыпается и выходит из своей норы. В мае (месяце кукушки) начинается традиционный сбор кандыка. В июне (месяце роста травы и заготовки бересты) шорцы, завершив весенние посадки, празднуют «Ольгудек пайрам». В июле (месяце сенокоса) идёт заготовка целебных трав и чайных сборов. Август – месяц жатвы, когда один летний день год кормит. Сентябрь по шорскому календарю – сбор кедрового ореха и радостное время свадебных торжеств. В октябре, который шорцы называют месяцем старушки («пока старая женщина оденется, вечер наступит»), мужчины ловят про запас на зиму рыбу. В ноябре начинают крепчать морозы, а звери одеваются в зимние шкуры. В декабре женщины начинают лепить пельмени, стряпать разную домашнюю снедь, готовясь к встрече возвращающихся из тайги с добычей охотников, которые одаривают своих жён мехами. В январе шорцы стреляют из ружей на четыре стороны света, отпугивая злобные, несущие людям разного рода неприятности, силы. По народным приметам в феврале (месяце медведя) Топтыгин в своей берлоге переворачивается на другой бок. Февраль завершает шорский календарный год.
И вся эта смена месяцев, чётко прописанное предками расписание бытия шорского народа на таштагольской сцене сопровождается костюмированными театральными картинками, со специально подготовленным реквизитом, с песнями на шорском языке и танцами. Традиционно звездой концертных выступлений остаётся народный самодеятельный коллектив шорского фольклорно-этнографического ансамбля «Чылтыс» («Звезда»). Не обошлось и без артистичных шориянок из новокузнецкого ансамбля «От Эне» («Мать Огня») из Дворца культуры «Строитель» с неподражаемым горловым пением под шаманский бубен.
Дважды счастливы будут!
Традиционно программа шорского праздника включает в себя ритуальные обрядовые действа. «Предки шорцев верили, что зимой добрые духи покидают землю, и возвращаются они только в день весеннего равноденствия. В их отсутствие на земле тешатся тёмные силы, которые проникают в жилища людей, приносят несчастья, порождают зло, недобрые помыслы. Поэтому на долгожданной заре весеннего равноденствия вместе с лучами обновлённого солнца встречают люди возвращающихся добрых богов, добрых духов. Встречают расцвет природы, а с ним и энергию созидания для новых дел», – рассказывает ведущая торжества Мария Идигешева, солистка ансамбля «Чылтыс», член совета Кемеровской региональной общественной организации «Ассоциация шорского народа «Шория». Поэтому в старину о тех, кто в день равноденствия встречал первые лучи солнца, говорили: «Дважды счастлив будет!» И этот новогодний день в Таштаголе выдался ярким и тёплым, казалось, солнце торжествовало от своей новизны и заставляло вовсю таять почти полутораметровые сугробы Горной Шории.
Чтобы начать год с белого листа, необходимо по традиции шорцев очистить душу для вхождения нового, чистого.
Тут же на площади у «Кристалла» при огромном стечении народа начался символический обряд очищения. Всех присутствующих начали окуривать дымом от факелов, чтобы с помощью огня избавить от накопившегося за год негатива, плохих мыслей и помыслов. Обряд под звуки шаманского бубна вели шаманы Амас (Сергей Башев), Максим Тепчегешев и Александр Тудегешев. «В день весеннего равноденствия, Когда Солнце победило Луну, Когда День победил Ночь, Да восславим силу Солнца, Да восславим силу Света!» – звучали слова обряда.
Всем раздали чёрную ленточку-чаламу, на которой каждый должен завязать узлом все свои грехи, болезни, беды, обиды, накопившиеся в течение года. И под заклинания шаманов, хранителей традиций шорского народа («Тот, кто переполнен злобой, враждой, обидой, не сможет быть счастливым и радоваться жизни»), чёрные чаламы с завязанными узлами участники торжества стали бросать в пылающий огонь костра, чтобы вместе с ними сгорели несчастья, болезни, проблемы. Громко зазвучали и благопожелания, чтобы на земле воцарился мир, и все наши воины, бойцы СВО, живыми и невредимыми возвратились домой, к своим семьям.
«Все мы – дети природы»
Вместе со всеми с маленьким сыном на плечах кружится в едином людском круговороте обряда и новокузнечанин Алексей Сапронов, по признаниям которого, он не первый март приезжает на празднование нового шорского года со всеми его обрядами и обычаями. «Ну и что, что я русский, православный человек. Мне это интересно. Я живу в Кузбассе, вместе с этим народом. Да, в конце концов, все мы, и шорцы, и русские, – дети природы!» – утверждает Алексей Григорьевич, участник яркого обряда, необычного для тех, кто принял в нём участие впервые.
Вместо новогодней ёлки на шорском новом году священная берёза, на которую повязывают ленты-чаламы четырёх цветов и загадывают желания. У шорцев бытует поверье, что через священную берёзу до богов быстрее доходят просьбы людей. Традиционно шорцы обращаются к ним с просьбой укрепить дух рода, семьи, принести удачу, дать богатый урожай и здоровье в новом году. Причём каждый человек сначала должен просить для всех людей, живущих на Земле, потом для жителей страны, родного края, затем для своего «сеока» (рода), семьи и лишь в последнюю очередь – для себя. Происходит всё на фоне пожеланий: «Так пусть для всех народов светло грустят берёзы! У прудов, глядящих в небо, памятных костров… Берегут в себе берёзы все людские грёзы, Уходя корнями в прошлое седых веков».
Вспомнили на торжестве и стихотворение, написанное известной шорской поэтессой, умницей и красавицей из Новокузнецка Тайаной Тудегешевой, к сожалению, ушедшей от нас несколько лет назад: «К мать-берёзе приходили, Утешенье находили, С белой ленты начинали, Повязав на ветвь, желали, Чтоб очистилась душа, Вопрошали чуть дыша…»
Затем общее новогоднее празднество продолжилось в семейном и дружеском кругу, у кого-то дома, у кого-то в кафе. Но с непременным хлебосольным застольем, с национальными вкусными блюдами и тостами-благопожеланиями мира, добра и процветания в первую очередь для нашей общей страны – России.
Просмотров статьи: 524