Двое в полёте фантазии
Выставки этих двух знаменитых новокузнецких художниц, даже если они выставляются по отдельности, ассоциируются с весенним настроением – настолько яркими, благоухающими красками наполнены. А что уж говорить, когда эти две мастерицы высшего класса декоративно-прикладного искусства выставляются вместе, в одном зале!
«В этом зале – весна!»
На днях в Доме творческих союзов открылась совместная экспозиция «Фантазии полёт и рук творенье», первая выставка этого года двух новокузнецких художников-прикладников – Людмилы Якуниной и Ольги Ротко, которые демонстрируют итоги своей работы в преддверии 405-летия Новокузнецка.
«Это знаковая выставка для нас, ведь в этом году обе художницы отпразднуют юбилеи. Мы тщательно подбирали работы, стремились показать уникальность каждой техники, при этом сохранить общий мотив и цветовую гамму» – отметил на открытии выставки Анатолий Думлер, член Союза художников России, руководитель городского творческого объединения мастеров декоративно-прикладного искусства «Кузнецкая слобода». Обе представили на полёте фантазии, которая немыслима без вдохновения, а значит полёта души, около 20 своих работ каждая.
Художницы давно известны поклонникам искусства в нашем городе. Людмила Якунина славится, на мой взгляд, своими гобеленами не только на весь Кузбасс, но и страну. Её гобелены – настоящие произведения искусства, выполненные в разных техниках. При создании своих шедевров, говорю без какой-либо иронии, она использует шерсть, пеньку, сизаль, синтетическую и металлическую нить. Немало декоративных панно, выполненных на батике сухим валянием, есть оригинальные работы, где применяется авторская техника. (Между прочим, на этой выставке на фоне триптиха под названием «НЮ», сделанного в технике валяния, охотно снимались молодые посетители выставки). «В своих произведениях Людмила Якунина, как истинный декоратор, стилизует форму, знакомые образы, доводя их до предельного обобщения, до абстрактных пластических форм», – отзываются о творчестве Якуниной искусствоведы. Её работы – это образы, полные жизни, тепла, радостные и грустные. Она называет себя художником-прикладником ещё и потому, что «всё, что она создаёт, прикладывается к жизни, к быту человека». Гобелены – это же те самые ковры, которыми мы охотно украшаем своё жилище! Валяние используют при создании одежды и обуви, тёплой, мягкой, комфортной.
Без любви нет энергетики
Гобелены интересовали Людмилу Якунину давно, первые из них были созданы ещё во время обучения в Иркутском художественном училище. Вроде – просто настенные ковры. Но они требуют серьёзной подготовки. Не один эскиз будет написан, не один картон, чтобы их исполнить. Сначала приходит мысль, идея, которую она долго обдумывает. Хочется выполнить работу интересно – и технически, и фактурно, и колоратурно, в цветовой гамме. Станок при этом имеет чисто формальное значение, всего лишь рамка с гвоздями. К слову, дома у неё лежит в разобранном виде старинный станок, который долгое время хранился на соседском чердаке. Хотели выбросить, но уговорила подарить. Так свою последнюю работу – гобелен под названием «Благая весть» (стоящие на радужном мосту дома, церквушки, которые осеняют летающие птицы) она задумала, увидев когда-то необычное природное явление – появившиеся в небе сразу четыре (!) радуги. Долго мучилась над исполнением гобелена, никак не могла завершить, но тут прижало с открытием выставки, на которую она должна была предоставить «Благую…», и Людмила её срочно доделала. «Ни секундочки не было лишней! И вообще, считаю, слово «успех» от глагола «успеть», – отзывается она. Говорит и о том, что все 18 выставленных в экспозиции гобеленов сделаны ею с любовью. «Созданное формально не имеет никакой энергетики, не может задеть чувства и душу зрителей. Даже абстрактные композиции, в которых, казалось бы, нет никакого сюжета и чёткого замысла, но сделанные с любовью, обязательно тронут, потому что тоже наполнены своеобразной энергетикой», – отмечает она.
С материалом – шерстяными и шёлковыми нитями – у Людмилы в настоящее время нет проблем. Есть возможность недорого приобрести в магазинах. Вязание вышло из моды и ей надарили друзья, знакомые и поклонники её творчества, шерстяные мотки мешками. Вообще со словом «дар» у неё связано воспоминание с одной её работой под названием «Зимний лес», которую в 2001 году приобрела семья новокузнечан. Но, спустя много лет, они собрались уезжать из города, возможно даже за границу, и решили столь объёмный «предмет искусства» подарить автору-исполнителю. «Такое неожиданное возвращение моей работы мне было очень приятно, ведь никуда не сдали, не выбросили, принесли гобелен ко мне в мастерскую, – рассказывает художница. «Зимний лес», к слову, также присутствует на выставке. Интересная работа!
Людмилу Якунину нередко спрашивают: «Как долго она работает над своими произведениями?» В зависимости от сложности рисунка, толщины нити – каждую ведь надо скрупулёзно прибить вилочкой, каждый стежок должен лечь в предназначенное ему замыслом и сюжетом будущего произведения место! Так, над самой знаковой своей работой – гобелене размером 8 квадратных метра – художница трудилась четыре года. Он был потом преподнесён в подарок от Кузбасса Президенту нашей страны. «На самом деле, гобелены не прибыльное дело. Но в нём моя душа и жизнь, и я люблю это творчество! Когда работаешь над гобеленом с удовольствием – не тяжело, всё в радость, не жалко тогда ни времени, ни средств. Делайте ту работу, которую вам легко делать, и успех придёт», – как-то призналась она.
Спортсменка, художница, декоратор
Ольга Ротко (Бачурина) занимается росписью подносов более 40 лет. Начала свою творческую биографию мастера художественной росписи по металлу в 23-летнем возрасте. Спортсменка-лыжница, входившая в сборную Кузбасса, она устроилась работать в детский садик, в который приняли её маленького сынишку. Декоративной росписью расписала в нём все стены и детсадовский двор. Хотя, вспоминает она, рисования в школе, в которой она училась, не было. «Увижу что-нибудь интересное за окном – нарисую. Помню: стоит трактор в красивом ракурсе, нарисовала… Я понимала, что есть у меня какая-то особенность в зрении: конструктивно видеть форму предметов, видеть красивое в жизни, но стать художником даже не приходило в голову», – как-то призналась она. На Кемеровскую фабрику художественной росписи «Весна» в начале 80-х прошлого века она попала случайно. Коллеги по детскому саду заметили в ней декоративно-художественный талант и подсказали обратиться на фабрику. «Пришла посмотреть, и сразу же поняла – моё! Мне сказали, что в ученики не берут, и я самонадеянно заявила: «Да я сразу могу расписывать, без всякого там обучения», – рассказывает Ольга Валентиновна. За десять последующих лет она достигла больших творческих результатов: не только стала мастером-художником высшего класса, но и получила признание на конкурсах всех уровней, включая республиканский. От министерства по металлообработке, к которому относилась «Весна», получила премию за изобретение росписи «по сырому». Однажды привезла свои работы для выставки декоративно-прикладных работ в Ленинград, но для экспозиции оставили всего лишь одну. Расстроилась: не оценили! Оказывается, все остальные работы были выбраны в качестве лотов на аукцион, на котором все её произведения ушли по высокой цене. «По тем временам 2,5 тысячи рублей за поднос были огромной суммой», – вспоминает.
Подносы с цветами и пейзажами
Искусствоведы отмечали: такой стремительный рост художественного мастерства стал возможен благодаря её природной одарённости и постоянному стремлению учиться, осваивать новые мотивы и формы росписи, самостоятельно решать сложные композиционные задачи, обновлять традиционные росписи по металлу. Пишет роскошные розы, гроздья винограда, подсолнухи, сибирские жарки, черёмуху, сирень, сосновые шишки, красную смородину… Всё живое, сочное, манящее попробовать на вкус. Запомнился и отзыв, оставленный на одной из выставок знаменитым актёром Вячеславом Тихоновым к её работам: «Этот художник – особой одарённости». На её подносах, представленных «Фантазией полётом…» – виды Новокузнецка, Томская писаница, другие пейзажи.
Работала художница на фабрике, художественная роспись которой возникла на основе урало-сибирского расписного подноса (двухцветный разбелённый мазок, роспись наносится в один слой и исправлений не допускается), вплоть до её развала. С 2000 году Ольга Валентиновна – жительница Новокузнецка, жена известного новокузнецкого художника Николая Ротко. Здесь она осваивает станковое искусство, отчего, по мнению некоторых, её подносы стали выглядеть, как станковые декоративные панно на металле. «В Новокузнецке Ольга Ротко обретает ту свободу, с которой она мастерски расписывала подносы, только теперь творчество уже не ограничивается чёткостью и правильностью мазка. Оно переполняется чувственной живой силой, ощущением домашнего тепла и чисто женского начала», – отзываются специалисты о её творчестве. Хотя признают и тот факт, что при всём многообразии художественных решений она по-прежнему остаётся верна «классической ясности и красоте народного искусства». С материалом для работы, в отличие от Людмилы Якуниной, у Ольги Ротко гораздо сложнее: остались небольшие заготовки от былой работы на фабрике. Когда-то приобрела 40 больших жостовских металлических заготовок. Но если раньше они стоили по полторы тысячи каждая, то сегодня Ольга Валентиновна, зайдя в Интернет, обнаружила, что стоимость каждой без эмали – 12–13 тысяч рублей. Видимо, известное выражение «искусство требует жертв» как раз для такого случая.
Выставка «Фантазии полёт и рук творенье» в ДТС продлится до 12 февраля.
Просмотров статьи: 320