Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Женщина, как и покупатель, всегда права!»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Диана ТОКМАКОВА

Знаете, что зрителя, поклонника театральных зрелищ держит в приятном предчувствии и нетерпении? Догадаться несложно. Ожидание премьеры нового спектакля! А если это ещё и мелодрама, любимый жанр зрительниц, да ещё по пьесе известного итальянского драматурга, да ещё с мотивами популярного итальянского фильма, да ещё... Впрочем, много чего ещё можно перечислить – надо попросту всё это увидеть.

Пьеса «короля Неаполя»

В Новокузнецком драматическом театре прошла премьера мелодрамы «Филумена, или Брак по-итальянски», поставленной по пьесе итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо в переводе Александра Гусева известным режиссёром-постановщиком, заслуженным артистом РФ Ринатом Фазлеевым.

Но прежде чем увидеть постановку и понять суть происходящего на сцене, надо хоть какое-то представление иметь об авторе пьесы – ровеснике ХХ века, известнейшим на весь мир драматурге, любимце неаполитанцев, которого называли «королём Неаполя», гуманизм и человеколюбие творений которого поставили его в первые ряды театральных деятелей не только как драматурга, но как режиссёра и актёра. Де Филиппо в своём творчестве продолжил лучшие реалистические традиции национального итальянского театра.

А иначе и быть не могло! С братом Пепино и с сестрой Титиной он провёл своё детство на подмостках театра. С четырёхлетнего возраста Эдуардо выходит на сцены Неаполя вместе с отцом, известным в то время актёром и руководителем труппы. От отца он впитывает мастерство и умение общаться, руководить актёрами. Позднее о нём говорили: «Театр не стал жизнью Эдуардо де Филиппо, он ею был». Мечта подросших братьев и сестры о собственном храме Мельпомены станет реальностью лишь в 1931 году, когда они откроют «Юмористический театр де Филиппо», и он быстро завоюет популярность у итальянцев.

«Театр Эдуардо» был на устах у многих поклонников театрального искусства. Во всех написанных им пьесах он сам обычно являлся исполнителем главной роли и постановщиком. Это было сложное время, когда на сцене господствовала патетика, и юмору приходилось нелегко. Но пришёл 1945 год, только что закончилась Вторая мировая война, и людям захотелось «не только хлеба, но и ярких зрелищ, в которых бы они узнавали себя и свою жизнь с её горестями и радостями, любовью и ненавистью, надеждами и разочарованиями». Вот тогда-то пьесы Эдуардо и начали своё триумфальное шествие не только по стране, но и по миру. Тогда-то и было написано одно из самых известных произведений драматурга – «Филумена Мартурано», ставшая самой известной пьесой «короля Неаполя», главную роль в которой первой исполнила сестра Эдуардо де Филиппо – Титина.

Премьера комедии состоялась 7 ноября 1946 года на сцене театра Политеама в Неаполе. Постановка имела такой успех у публики, что актёры, игравшие в премьерном спектакле, были с почётом приняты римским папой Пием ХII на частной аудиенции.

«Здесь, действительно, хорошие актёры!»

«Филумена Мортурано» была переведена на несколько иностранных языков, включая русский, и поставлена на подмостках различных театров всего мира. Неоднократно экранизировалась, в первую очередь не менее знаменитым итальянским режиссёром Витторио де Сика. В главных ролях снялись Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. «Блистательный актёрский состав, искромётные диалоги, стопроцентное попадание в тему обеспечили пьесе и киноленте долгую сценическую жизнь и любовь зрителей всего мира!» – писали кинокритики.

И вот пьеса Эдуардо де Филиппо поставлена на сцене новокузнецкой Драмы! Режиссёр-постановщик, заслуженный артист РФ Ринат Фазлеев начинал актёром в Казанском театре им. Качалова, после армии играл в Бурятском русском драмтеатре в Улан-Удэ, закончил режиссёрское отделение Хабаровского института искусств, Высшие режиссёрские курсы в Москве и Московскую академию переподготовки работников искусств. За много лет в разных городах Сибири и Дальнего Востока поставил более 40 спектаклей. Поставленный Ринатом Фазлеевым ремейк на фильм «Небесный тихоход» дважды вывозили на гастроли в Китай. В Новокузнецке он был занят несколькими постановками, в том числе «Таксиста» и «На всякого мудреца довольно простоты» по Островскому, которого называет русским Шекспиром. По мнению режиссёра, ставить классику сложнее, но интереснее. И как он признался в одном интервью, потому и классика, что она пробуждает в зрителях реальные жизненные ассоциации, хотя многие актёры не всегда хотят её играть, в отличие от актёров новокузнецкой Драмы. «Надо отдать должное гостеприимству этого театра, в котором действительно играют хорошие актёры. У нас с ними происходит обмен энергией, взаимная подпитка. Что такое режиссура? Это умение прежде всего разбудить в актёре мысль, чувство, интуицию, воображение. И когда это удаётся, актёр начинает творить и становится твоим соавтором», – подчёркивал режиссёр-постановщик из Казани.

Истрия любви от де Филиппо

Такова и пьеса «Филумена Мортурано», которую называют классикой мелодрамы. Пьеса о любви и возрасте. Это актуально и сегодня, и 10, и 50 лет назад. Главные герои – Доменико Сориано и Филумена Мартурано – живут вместе двадцать пять лет. Филумена, терпеливо ожидая от любимого мужчины предложения руки и сердца, обеспечивает покой и комфортные жизненные условия своему возлюбленному, которому это вполне нравится. Он живёт в своё удовольствие, сорит деньгами, путешествует, флиртует с молоденькими продавщицами, на одной из которых и собирается жениться, а Филумена прощает ему все его увлечения, хотя он за все эти четверть века не отогрел её ни любовью, ни уважением, ни просто душевным отношением. («Я вела твой дом лучше, чем жена. Ты никогда не видел меня плачущей. Но ты до сих пор приносишь в дом платки в губной помаде! А тебе ведь 52 года, скоро ты станешь стариком… И каков финал?»). И вдруг известие о женитьбе Доменико! Однако не на Филумене, а на своей молодой подруге. И тут Филумена готова побороться за своё счастье, пусть поначалу и с помощью обмана: она прикидывается больной и почти в агонии просит Доменико обвенчаться, чтобы уйти на тот свет, как положено долго живущим парам, без греха и печали, в законном браке. Тот соглашается. Почему бы и не пойти навстречу умирающей? Именно с этого и начинается постановка на сцене новокузнецкой Драмы.

Осознав, что обманут, и Филумена совершенно не собирается умирать, Доменико возмущённо вопит: «Я пустил в дом бандитку!» И просит свою молодую возлюбленную Диану найти адвоката, который помог бы ему расторгнуть заключённый в связи с «трагическими» обстоятельствами брак. И молоденькая продавщица, претворявшаяся с согласия Доменико медсестрой у постели умирающей в агонии Филумены, также напуганная неожиданным возрождением своей в годах, но весьма грозной соперницы, охотно соглашается.

«У тебя есть сын!»

Брак должен быть срочно расторгнут! Тем более что Филумена сознаётся оторопевшему Доменико, что у неё есть дети – трое взрослых сыновей, у самого старшего уже подрастают четверо детей («А что, я должна была их убить? Многие женщины делают это!»). И вырастила она их, естественно, на деньги своего на данный момент окольцованного, но всё ещё упорно сопротивляющегося узам брака супруга. Своих сыновей Филумена подняла и вывела в люди, глядя на них, подрастающих, тайком, со стороны, на деньги Доменико, ведя на протяжении четверти века его домашнее хозяйство, о чём тот, конечно же, не подозревал («Ведь ты даже не считал свои расходы!»).

Адвокат найден, брак расторгнут. Но остаётся интрига: Филумена признаётся, что один из её детей – сын Доменико. И тут у любимца женщин, мачо неаполитанских кварталов взыграло ретивое! Какой мужчина останется безучастным к известию, что у него есть взрослый сын, которому, между прочим, не надо менять пелёнки, водить в школу, решать подростковые проблемы. Вот он – уже взрослая, почти состоявшаяся личность!

По-итальянски эмоционально

Однако это ведь и беда для столь бедового отца, который не мог видеть, как растёт и взрослеет его ребёнок. Впрочем, на этот счёт существует и мужское мнение. Филумена и Доменико не женаты. Он никогда ничего ей не обещал и, да, жил в своё удовольствие. «Но позвольте, если женщина отказывается выйти за другого из-за своих призрачных фантазий, а потом расстраивается, что до сих пор не жена, то кто здесь дурак? Дурака сделали из Доменико», – считают иные. На что другие, возможно приземлёно, отвечают: «История Филумены – это история о материнской любви и женской преданности. А женщина, которая долгие годы ведёт домашнее хозяйство, служа любимому человеку, ведает денежными средствами, всё рассчитывает и выгадывает для всеобщей пользы и домашнего бюджета, как и покупатель в магазине, всегда права!»

Каждый из актёров выводит свою роль, характерный «рисунок» своего персонажа эмоционально (автор-то пьесы – итальянец!), выкладываясь по полной. Страстная, резкая и одновременно терпеливая Филумена (заслуженная артистка РФ Елена Амосова), несколько высокомерный, спесивый, но и изрядно сентиментальный красавец Доменико (артист Игорь Омельченко), с хитрецой, грубоватый, верный служака Альфредо (артист Анатолий Нога), добродушная, немало натерпевшаяся на своём веку преданная своей хозяйке Розалия (заслуженная артистка РФ Ирина Шантарь), трусоватая и одновременно уверенная в своей красоте и молодости претендентка на руку и сердце хозяина дома Диана (артистка Екатерина Санникова) и другие сыграли достойно, на высоте. И все они вполне заслуженно получили бурные аплодисменты зрителей, цветы и крики «браво».


Просмотров статьи: 503