За гранями талантов – тяжёлый труд
Как известно, в Кузбассе с 10 сентября по 30 октября проходит Международный театральный фестиваль «Сверкающие грани театра». Его посетят и уже посетили известные артисты, труппы, режиссёры и культурные эксперты из разных регионов России и других стран.
Сверкать
так сверкать!
На днях в Новокузнецком драматическом театре в рамках фестиваля прошли четыре спектакля классической постановки эпохального романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир», поставленного к 100-летию Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, премьера которого с невероятным успехом прошла год назад в Москве. События наполеоновских войн, размышления о состоянии общества – фон для истории, рассказанной в спектакле.
Очевидцы вспоминают, что в конце премьерного показа «Войны и мира» в Москве зал, стоя, бурно аплодировал артистам, сцену буквально завалили цветами. Некоторые букеты невозможно было держать в руках. Они лежали на сцене, и артистам нужно было аккуратно их обходить, чтобы не упасть на поклонах.
Грандиозный и по времени, и по содержанию, спектакль идёт почти пять часов с двумя антрактами. И даже в эти пять часов, естественно, весь роман не уместился. «Со спектаклем в рамках фестиваля мы решили приехать в первую очередь к новокузнечанам, после этого поедем в Кемерово. Атмосфера в зрительном зале Новокузнецкого драмтеатра особая, нас встречают так же, как в Москве, – отметил директор вахтанговского театра Кирилл Крок. – Ваши зрители необыкновенные, просто фантастические, с бурной радостью воспринявшие наш приезд и наш спектакль, после окончания которого заверили, что они совершенно не устали от многочасового показа. Смотрели с удовольствием, на одном дыхании, с эстетическим наслаждением от игры актёров. Масса положительных эмоций от встречи с новокузнечанами и у нас, артистов театра».
Действительно, поставить спектакль длиною в пять часов, чтоб с него не хотелось уйти – это высшая степень мастерства! Директор Новокузнецкой драмы Валерия Пурпутиди пояснила, что новокузнечане очень любят этот театральный коллектив, всегда с нетерпением его ждут, и потому билеты на четыре спектакля «Война и мир» были все проданы. «И если поначалу в кассе они ещё оставались, то после первого спектакля даже то, что осталось буквально на следующее утро разобрали», – отметила она. Добавим: билеты раскуплены, несмотря на их стоимость в две с половиной тысячи рублей. На этот счёт свои разъяснения внёс и директор Кирилл Крок. В столице цена билета на эту постановку достигает 10 тысяч рублей, однако труппе театра за счёт победы в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив и полученного денежного гранта удалось снизить их стоимость для сибирских поклонников театрального искусства. Спектакль можно назвать в полном смысле слова грандиозным ещё и потому, что театральный коллектив привёз с собой две фуры декораций, 10 тонн оборудования.
Под знаком кометы
В спектакле прослеживаются несколько основных линий. На первый план выходят семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких. Именно через эти семейные династии показана жизнь человека в грозный момент перелома эпох. К тому же их мир, эстетичный, хрупкий, театральный, поглощается в 1812 году грозным появлением на небе кометы. Отношения Наташи Ростовой и Пьера Безухова – отдельная и объёмная тема в романе Льва Толстого – остались за рамками спектакля. Спектакль можно назвать ещё и музыкальным. Звучание музыкальных композиций – «Херувимской песни» П. Чайковского, мелодии Л. Керубини, а также молитвы «Ты моя мати, Царице Небесная» – в него гармонично вплетается, особенно в трагических сценах, в постановочные действия. Недаром в качестве неких музыкальных акцентов на сцене появляются инструменты – старенькое пианино и блестящая от своей первозданности и новизны виолончель. Поют, демонстрируя прекрасные голоса, и персонажи постановки.
Серая стена, яркие герои
Декорации спектакля аскетичны, на сцене царит полный минимализм! Нет павильона, нет нагромождения бытовых деталей, и у героев спектакля нет возможности спрятаться и скрыться от придирчивого, внимательного взгляда зрителя. Декорация для всех сцен спектакля одна – огромная, серая, каменная, похожая на бетонную, движущаяся массивная стена. Она может перемещаться – раздвигать и суживать сценическое пространство. Сцена абсолютно пуста, за исключением длинных чёрных тумб, шкафа, фортепиано и появления в столь элитном обществе… табуретки, которая порой может в руках персонажей постановки играть комедийную роль. Серая не только сцена, но почти все костюмы героев в серо-чёрном цвете. Отличителен в этой цветовой гамме – бело-шифоновый бал Наташи, первый, долгожданный. Хотя и с нотками отчаянного надрыва, даже с некоторой долей угнетающей трагичности в голосе этой юной героини, произносящей монолог о странности «этих мужчин, которые не понимают души молодых женщин, с нетерпением ожидающих своего партнёра в вальсе». Некоторым зрителям, как потом выяснилось, Наташин первый бал по своей трагичной напряжённости напомнил бал из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. Хотя в Наташином восхитительном вальсе с Андреем Болконским, танце любви и молодости, всё-таки проявились и лёгкость, и воздушность.
«Нужна другая игра!»
Всё происходило в игре на сцене согласно театральному кредо вахтанговцев: «Мы оформляем, вкладываем в свои творения судьбы парадоксы, безумие, любовь, радость, отчаяние. Мы понимаем: здесь, сейчас, как никогда, нужна другая игра! Как только зритель предугадывает ваше следующее действие, актёр становится ненужным. Очень важны психологические кульбиты – в поступках, в мыслях. Это наша обязанность: творить цирк сознания, переворотов, изменения души, настроения, порывов. Обязанность нашей профессии – раскрыть слово, мысль».
Серый фон декораций тоже играет в постановке свою роль. На столь невзрачном сценическом «полотне» всё внимание зрителей приковано к действию и замечательной в полном смысле слова игре актёров. Хотя действие порой затягивается длительными монологами. Но уж таков базис спектакля – большое философское произведение великого мыслителя Льва Николаевича Толстого! Писатель также представлен в театральном действии, словно инспектируя актёрскую игру, с батожком в быстром темпе проходя по сцене.
Штык посреди сцены
Аплодисментами зрители встречали знаменитых, давно знакомых по кино- и телеэкрану Людмилу Максакову (Мария Перонская), Сергея Маковецкого (граф Ростов), Ирину Купченко (графиня Ростова), Евгения Князева (Николай Болконский) и многих других менее известных актёров. А до чего же хороши в спектакле молодые по возрасту, но не по сыгранным ролям актёры: Павел Попов (Пьер Безухов), Ксения Трейстер (Наташа Ростова), Юрий Поляк (Андрей Болконский), Владимир Логвинов (Анатоль Курагин), Яна Соболевская (Элен Курагина) и другие, задействованные в спектакле артисты! На сцене представлена, как говорят в узких театральных кругах, игра на эмоциональных, душевных струнах. Порой на эмоциях тяжёлых таких, как сцена с русским солдатом на поле боя, что босиком в рубахе с закатанными рукавами произносит свой надрывный монолог, в котором есть слова о боязни предательства сражающегося за Родину воинства генеральскими действиями и амбициями. Сцена с воткнутым в центре штыком, с разбросанными вокруг солдатскими шинелями, словно бестелесными призраками, символизирующими погибших. Словно оболочки, оставшиеся от тех, кто недавно, только что, мгновение назад были живыми людьми с их радостями, страстями и бедами. И этот воткнутый в сцену штык с висящей на нём шинелью – словно знак безмолвного укора и протеста любым творимым на земле войнам.
Не посрамить фамилию!
Потрясла зрительский зал сцена с Пьером Безуховым, который напоминает, говоря языком современной молодёжи, чудаковатого «ботана», что готов откликнуться и посмеяться над любой ситуацией. Но после пройденного плена, прозрев, чудаковатый Пьер произносит такой потрясающий монолог о жизни, любви и смерти, что у зрителей, даже самых молодых, без достаточного жизненного опыта выступали на глазах слёзы.
Любимица семейства Ростовых – младшая дочка Наташа, наивная, быстрая, шумная, но открытая и искренняя в своих чувствах – в спектакле и вовсе, при всей своей нежности и белой пушистости возраста напоминает современную и даже где-то агрессивную пацанку. Она готова отчаянно вцепиться в волосы отобравшей у неё любовное послание от Анатоля Курагина Сони и в яростной драке кататься с ней по сцене.
Постепенно напряжение чувствуется во всём. Язвительная и ироничная, обожающая светскую жизнь Мария Перонская в исполнении Людмилы Максаковой, в которой неожиданно просыпаются гневные чувства, и она собственноручно идёт запаливать горящим факелом Москву, чтобы та не досталась французам. Жёсткий, казалось лишённый чувства сострадания Николай Андреевич Болконский решительно, из чувства патриотизма, «дабы не посрамить фамилию», готов отправить своего сына Андрея Болконского на войну и, если что, «а уж внука-то он подобающе воспитает». И многие, многие другие сцены и театральные находки актёров спектакля, который несомненно с таким же громким успехом пройдёт с 24 по 27 октября в Кемерове. Давно известно: кузбасский, так называемый периферийный зритель, умеет ценить истинное искусство.
Просмотров статьи: 373