Совесть пассажира…
На этой неделе, 1 августа, в Новокузнецке ждали отмены пересадочного тарифа, считавшегося одним из ключевых преимуществ реформы общественного транспорта. 29 июля в администрации города прошла пресс-конференция, которая должна была разъяснить ситуацию по поводу принимаемого решения. Однако разговор вышел далеко за рамки изначально заявленной темы – говорили о ходе транспортной реформы в целом, доходах-расходах, проблемах с оплатой проезда в общественном транспорте, особенностях его работы в условиях санкций и о многом другом. Результаты общения для журналистов оказались несколько неожиданными.
Напомним, в чём состоит суть пересадочного тарифа. Реформа общественного транспорта разделила все маршруты на длинные, магистральные, связывающие разные районы города и короткие, внутрирайонные – для подвоза пассажиров к магистральным. Чтобы не платить дважды и был введен пересадочный тариф – в течение сначала сорока минут, а затем и часа пассажир мог пересесть на другой автобус, не оплачивая вторую поездку. Правда, это не касалось пересадок на трамваи с троллейбусами.
Услуга оказалась вполне востребованной – с пересадками в Новокузнецке до работы добираются многие. «Количество пассажиров, которые пользуются пересадкой, на сегодняшний момент составляет порядка 20 тысяч пересадок в день, – рассказала журналистам директор Единого центра организации пассажирских перевозок Римма Ковынева. – При этом город несёт выпадающие доходы. Эта привилегия была сделана от города для пассажиров, и она действовала до момента вступления в силу постановления Региональной энергетической комиссии».
Глава города подчеркнул, что изначально пересадочный тариф вводился на период адаптации, чтобы облегчить переход от прошлой схемы пассажирских перевозок в городе – к новой. И эта инициатива обходится городу в 200 тысяч рублей в день.
Безальтернативно отменять пересадочный тариф никто не собирался – его должны заменить безлимитные проездные билеты на сутки, неделю, месяц. Проездные уже пользуются спросом даже при работающем пересадочном тарифе. Так за июнь было приобретено 3310 проездных на месяц, около 1 тысячи недельных, а суточных и вовсе около 5 тысяч штук.
Дело в том, что действие проездного распространяется на все виды общественного транспорта, включая и трамваи с троллейбусами, где пересадочный тариф не работает. Это очень важный плюс для тех, кто пользуется разными видами транспорта. Однако многих от перехода на проездные всё ещё останавливает их довольно высокая стоимость и некоторые сложности при приобретении через специальное приложение в телефонах. Проездной билет на месяц стоит, к примеру, 1 250 рублей. Далеко не каждый новокузнечанин в течение месяца 50 раз пользуется общественным транспортом – многие работают 5 дней в неделю, день через три или два через два.
В ходе пресс-конференции Сергей Кузнецов поручил пересмотреть стоимость месячных проездных абонементов, чтобы сделать их более доступными для пассажиров, а также упростить систему их приобретения.
При этом он объявил, что действие пересадочного тарифа продлевается еще на два месяца – до 1 октября, а возможно, и далее, если ситуация с оплатой проезда пассажирами за это время улучшится.
Проблема безбилетников, между тем, в настоящее время не просто существует, она остается очень серьезной, «съедая» ежедневно немалые бюджетные средства.
«На маршруты Новокузнецка ежедневно выходит на линию более 300 единиц пассажирского транспорта (автобусов) и 89 единиц городского электрического транспорта, – рассказал директор МКУ ЦДС-Новокузнецк Евгений Скорых. – Общественный транспорт города в летний период перевозит порядка 185 тысяч пассажиров в сутки, в выходные дни – в районе 110–115 тысяч пассажиров. При этом число безбилетников сегодня составляет порядка 32–33 процентов». В пересчёте на живые деньги недобор по платежам составляет порядка 500–600 тысяч ежедневно.
С безбилетниками, конечно, борются – на линии регулярно выходят контролёры, периодически устраиваются рейды с участием полиции. За прошлый год контролёрами было составлено порядка 4,5 тысяч протоколов на безбилетников, штраф по которым составляет сегодня 500 рублей. Но проблему это пока не решает.
К слову, в новых автобусах, имеется система видеокамер, которая в том числе фиксирует оплату проезда всеми входящими пассажирами. Уже накопился приличный архив лиц, регулярно не оплачивающих проезд. Однако по закону воспользоваться им сейчас нет возможности. Впрочем, на многие предприятия, чьи работники и сотрудники регулярно ездят «зайцем», отправляются «письма счастья», определённый результат есть, но на ситуацию в целом это пока влияет не сильно.
Во время пресс-конференции глава города вспомнил старый советский лозунг: «Совесть пассажира – лучший контролёр». «Мы продлим действие пересадочного тарифа, но с одним условием – оплата проезда должна стать стопроцентной, – подчеркнул он. – У нас все жители города становятся контролёрами. Если мы видим, что кто-то демонстративно не платит, надо призвать его сделать это или показать всем остальным пассажирам свои льготы. Иначе пусть выходит из автобуса. Нужно помнить, что каждый неоплаченный проезд – это недополученные бюджетом средства на строительство и ремонт социальных объектов: школ, детских садов, стадионов. Необходимо сделать так, чтобы эти деньги в бюджет поступили».
Просмотров статьи: 548