Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Симфония колоколов

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА, архив храма в честь иконы Божией Матери «Феодоровская» и собора Рождества Христова

В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. В них словно отражалась и по-прежнему отражается русская душа и русская жизнь. Не случайно колокола нигде не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. И не случайно колокольный звон причислен к культурному наследию, а редкое мастерство колокольного перезвона отмечается именно в этот год – Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. В том числе и по этому поводу в новокузнецких храмах сегодня проходит набор на обучение певчих и звонарей.

Надо отметить, что один курс школы звонарей недавно уже завершился в храме в честь иконы Божией Матери «Феодоровская». Своё мастерство и знания подтвердили семь выпускников-звонарей, получившие профессиональные звонарские дипломы. Многие из них в ближайшее время приступят к несению послушания на колокольнях городских храмов.

Занятия проходили в течение полугода. В программу были включены такие дисциплины, как введение в литургику, ритмика, история колокольного искусства, колокольная архитектура, устав колокольного звона, сольфеджио и другие предметы.

В связи с этим небольшой экскурс в историю колокольного звона. Колокола на Руси появились в Х веке с принятием христианства, но широко распространились с конца ХVI века. А в ХVII–ХХ веках они так широко и прочно слились с богослужением Русской православной церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно-символическом значении затем во все времена, и особенно исторических испытаний, заслуживал особого внимания. На протяжении нескольких сотен лет перезвон колоколов раздавался и раздаётся во многих христианских церквях мира. И люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни – в них звонили и в радостные, и в горестные дни. Колокольный звон сопровождал великие праздники и семейные события. Недаром колокольные «симфонии» называли отрадой души, неотъемлемой частью всей звуковой атмосферы русской жизни.

До ХV века во всех монастырях России звонили в так называемое било – один из самых древних и очень простых инструментов. Делали его из металла, дерева и даже камня. Для того, чтобы било звучало ярче, использовалось сухое дерево. Клён, бук издавали наиболее сильный и чёткий звук, высота которого менялась также в зависимости от силы удара. К колоколам поначалу относились с осторожностью, и они были только в великокняжеских и митрополичьих храмах. Но вскоре, в ХVI–ХVII веках, стали периодом расцвета колокольного искусства на Руси. Появляются такие замечательные мастера колокольного литья, как Александр Григорьев, братья Иван и Михаил Моторины и другие, которые разработали «русский профиль» колоколов. Мастера стремились, чтобы у каждого колокола была мелодичная персональная звуковая окраска. На самой знаменитой в Москве колокольне – Ивана Великого – некогда располагались 52 колокола, замечательных по своему звуку. Московские старожилы хорошо знали их голоса, и с удовольствием узнавали как старых знакомых.

А достигалось это мелодичное разнообразие только мастерами, обладающими опытом и большим знанием всех нюансов колокольного звона, а значит – наличием у мастера и тонкого слуха. Эти знания и навыки стремятся прививать и в Новокузнецке.

В настоящее время в новокузнецком храме в честь иконы Божией Матери «Феодоровская», расположенном на Сеченова, 17Д, вновь начат набор на обучение звонарскому делу. Желающие освоить тонкости колокольного звона могут обратиться к настоятелю храма – иеромонаху Зосиме (Демченко).

Кроме того, с 1 сентября в Кузбасской семинарии и соборе Рождества Христова на ул. Зыряновская, 97, открывается новая программа церковного образовательного стандарта «Певчий церковного хора». Учебная программа включает предметы по основам православного вероучения, истории церковного пения, теории музыки, грамматики церковнославянского языка, освоение навыков пения и чтения.

О певчих существует вполне расхожее мнение, дескать, это обычные люди, научившиеся петь в церковном хоре, певчим может быть любой человек. Понятно, что такой человек не должен быть злостным атеистом или тем более верующим другой религии. Совершенно обычные люди – но с необычным видом деятельности, который и интересен, и увлекателен, и даже захватывающий. «Это отличный способ сделать свою жизнь не серой! – как писал современный православный писатель Дмитрий Сиверс о певчих церковного хора. – Конечно, очень маленькое количество людей смогло бы стать певчим в церкви. Считается, что певчего на клирос (место, где поёт церковный хор) приводит сам Бог. И потому быть певчим в церкви – очень большая честь. Это в самом деле так. Певчие в церкви считаются подражателями ангелов, ведь первыми начали петь Богу в хоре именно ангелы. Такие красивые параллели невольно заставляют восхищённо задуматься о том, как близко рядом с нами чудо, и как обыденные вещи могут оказаться на самом деле глубокими и по-настоящему чудесными».

Обучение программе «Певчий церковного хора» в Кузбасской семинарии и соборе Рождества Христова будет проходить в очно-заочной (вечерней) форме на протяжении двух лет. Выпускники получат диплом церковного образца.

Также действуют отдельные годичные спецкурсы по церковному пению и чтению, рассчитанные на желающих получить начальные навыки церковного пения для последующего клиросного послушания. Слушатели групп могут не только в формате живого общения познакомиться с основами православного вероучения, но и получить углублённые знания по отдельным интересующим аспектам богословия.

В течение учебного года также организуются ежемесячные совместные паломнические поездки по святым местам Кузбасса. Всю дополнительную информацию о православных богословских курсах в Новокузнецке можно получить по телефонам: 8-951-602-37-50; 8-904-576-20-80.


Просмотров статьи: 445