На зависть Арахне
В Год народного искусства и нематериального культурного наследия повсеместно стали обращать внимание на различные виды декоративно-прикладного творчества. И при более близком рассмотрении народного наследия выяснилось, что самым неохваченным, а где-то даже вымирающим, стало рукоделие мастериц, что самыми разными узорами украшают всевозможные ткани. Впрочем рукодельницы нашего города доказывают обратное.
От музыки до вышивки
Существует легенда, пришедшая к нам из далёкой древности и подробно переданная в метаморфозах Овидия, которая рассказывает о том, что жившая в древнегреческом городе Колофоне дочь красильщика тканей Арахна, выучившись у богини Минервы ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу. И однажды дерзко вызвала её на состязание в искусстве вышивания. И победила, искусно изобразив на большом полотне ниткой и иголкой похождения богов. Минерва, разъярённая своим поражением и преисполненная мстительного чувства, превратила дерзкую соперницу в паука, плетущего из тонких нитей замысловатые узоры своей паутины.
Эту легенду наверняка слышала и новокузнечанка Валентина Пушкарёва, преподаватель по классу фортепиано, а затем четверть века проработавшая директором музыкальной школы №6 (в настоящее время ДШИ №48). Она и сама когда-то училась в ней, а затем после окончания Новосибирского музыкального училища пришла сюда преподавать. Сегодня в её творческом багаже более полусотни работ. Немало из вышитого попросту дарит друзьям и знакомым на добрую память.
Бабушкино наследие
Рукодельное мастерство Валентине Георгиевне, как она признаётся, передалось от бабушки Марины Фёдоровны, вышивальщицы со стажем. Многим своим внукам она вышивала и дарила на память рушники – расшитые вафельные полотенца, которые потом долго хранились в семьях её потомков. «Говорят, что творческие люди талантливы во всём. Видимо, мне с генами искусство вышивания передалось. Писать и рисовать – не моё, а вот пение, игра на инструменте, вышивка – и для моей души, и для моих рук», – признаётся Валентина Георгиевна. Правда, вышивать она начала случайно, уже выйдя на заслуженный отдых. Чтобы не скучала, муж Валерий Фёдорович подарил ей набор для вышивания. «Попробовала. Увлекло. Иные удивлялись: как это на всё у нас времени хватает, ведь корпим над вышивкой подолгу! – рассказывает она. – Вышивать надо мелко, скрупулёзно. Но я – пианистка, у меня мелкая моторика рук прекрасно развита. Сегодня в магазинах для вышивания всё есть – канва, рисунок, набор ниток, бисер и алмазная мозаика».
Алмазная мозаика – гораздо кропотливее вышивки. Без иголки и ниток, пинцетом на клейкую основу наносятся крохотные, в миллиметр величиной, алмазные крошки восемнадцати цветов. Работа, как у часовых дел мастера, ювелирная. Иные картины вышивает экспромтом, создавая собственные сюжеты. Это при условии, если остаются либо бисер, либо нитки. Любимая тема – цветы. Но немало и пейзажей: «Осень в деревне», «Италия», «Закат на море», «Храм», «Девушка и дракон», «Сосновый бор», «Деревенский мотив», «Озеро», «Нижний Новгород» и другие. Валентина Георгиевна – путешественница, в своё время побывала в 16 странах. И потому впечатлений – море. Есть из чего черпать сюжеты для своих необычных произведений.
И крестиком, и гладью
Однажды Валентине Георгиевне предложили продемонстрировать вышивку в ДК культуры и техники КМК. На открытии выставки она и сама стала открытием для коллег – преподавателей музыкальной школы. «Неужели всю эту красоту создали вы собственными руками!» – не могли они сдержать восхищения. Вышивает, как только выдастся свободная минутка, в том числе и на даче, после садово-огородных работ. И крестиком, и гладью. А вообще для вышивки характерны такие виды: крест, гладь, набор, роспись, тамбур. Есть мережка, перевить, настил, гипюр.
В то, что вышивка в наше время может кануть в Лету и, как народное творчество, остаться в прошлом, Валентина Георгиевна не верит: столько пожилых, выходя на пенсию, начинают увлекаться этим видом народного творчества! Да и молодых, интересующихся наборами для шитья, отмечает она, сегодня немало.
«Почувствовать иголку»
Новокузнечанка Мария Махиборода, можно сказать, родилась в колыбели, украшенной расшитыми рушниками. Как это издавна было принято на Украине, где каждая вторая женщина с детства владела мастерством вышивания. Сорок лет назад Мария Ефимовна из Черниговской области по семейным обстоятельствам приехала в наш город. Вышивать бисером и крестиком она начала со школьной скамьи. «Никто меня не учил, сама к этому пришла, как только почувствовала в руках нитку и иголку», – рассказывает. Почувствовать в руках старинное для их села ремесло пришлось поневоле: увлечение было не только её семьи, в которой без отца росли четверо детей, в окружении маленькой Марии вышивали все соседки, не говоря уже о семейном поветрии, которое поддерживали бабушка Марина Ивановна, мама Наталья Петровна, сестра Галина. Причём только на домотканом полотне. Не только вышивали, но и вывязывали кружевные узоры.
«Я так люблю вышивать! Хотя и зрение падает. Но для меня это занятие настолько увлекательное, что часами могу сидеть за вышивкой. Самый лучший отдых для меня!» – признаётся создательница более сотни вышитых работ, среди них иконы, картины, накидки, покрывала, подушки, есть даже портьеры, вышитые двусторонней гладью. Труд неимоверный! Картины и иконы (некоторые из них были признаны православными канонами и освящены церковью), созданные руками мастерицы, – настоящие произведения искусства. («Сикстинская мадонна», «Тайная вечеря», «Храм на крови», «Моление Иисуса Христа», «Николай Угодник», «Георгий Победоносец», а также цветы, сказочные сюжеты, натюрморты и пейзажи). Некоторые из них побывали и на выставке, которую устроили в магазине, где она приобретает нитки и прочие принадлежности для вышивания. Для остальных организаторов городских выставок народного рукоделия творчество Марии Ефимовны пока ещё незнакомо.
Дом – картинная галерея
Её работами восхищаются и в багетной мастерской, в которой она делает рамки для своих картин. Но в первую очередь мастерством гордится её муж – Николай Андреевич. Это та редкая семейная ситуация, когда рукоделие жены буквально восхищает вторую половинку, и потому Николай Андреевич никогда не ворчит от того, что все стены их квартиры, можно сказать, от пола до потолка, увешаны работами Марии Ефимовны. «У нас дома, как в картинной галерее!» – порой заметит с гордостью. Однажды на рукодельницу вышел молодой мужчина-инвалид. Признался, что болезнь заставила взяться его за иглу, что от этого занятия он стал себя лучше чувствовать. Попросил обменяться эскизами для вышивки. «Так что любое увлечение – лекарство», – уверена рукодельница.
К слову, вышивка косвенным образом оказала помощь и услугу науке. Так история гласит, что в поисках новых моделей для вышивок рисовальщики старались чаще обращаться к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. Заметив это, некто Жан Робэн вздумал устроить специальный сад для этой цели и стал в нём разводить самые разнообразные растения. Его затея имела громадный успех. Вскоре цветочное заведение было куплено Генрихом IV и, став принадлежностью правительства, получило название «Королевский сад». В 1626 году учёному Гюи де ла Бросс пришла мысль воспользоваться этим садом с его многочисленными растениями для научного обучения студентов-медиков. Так был основан первый ботанический сад с его музеем естественных наук.
Просмотров статьи: 315