Шерсть, мулине, сизаль…
Никто не будет спорить, что ручное ткачество – одно из самых древних и распространённых ремёсел практически во всех уголках России. Производство ткани на простых ткацких станках до сих пор сохранилось в некоторых деревнях нашей страны. «Какова нить – такова и жизнь», – говорили в народе, подчёркивая исключительное значение ткачества в жизни деревенской семьи. И не только, кстати, деревенской. Многие городские семьи хранят бабушкины домотканые половики, покрывала, скатерти, полотенца, занавески, тканую одежду и пояса.
В традициях ремёсел
Со временем ручное ткачество превратилось в декоративно-прикладное искусство, удивительные образцы которого, созданные руками мастеров-художников, демонстрируются на различных выставках. Такая экспозиция художественного текстиля, символизирующая уют и домашнее тепло, на днях открылась в новокузнецком Сибирском центре горячей эмали. На ней представлены десятки оригинальных, поистине удивительных работ художников из Новокузнецка, Екатеринбурга, Омска и Абакана в техниках ручного ткачества, горячего и холодного батика.
И вся эта роскошная текстильная экспозиция картин, сотворённых из шерсти, шёлка, хлопка, мулине, сизаля и даже бумаги, – ещё одно доказательство интереса к возрождению ручного ткачества. В стране в последнее время (не говоря уже о том, что нынешний год объявлен Годом народного творчества и наследия) открываются многочисленные центры изучения традиционных ремёсел, проводятся выставки и фестивали. В то же время художники по текстилю занимаются поиском новых форм (и вновь открывшаяся выставка в этом смысле – не исключение). И потому древнее ремесло, ручное ткачество, открывается перед посетителями выставок совершенно с неожиданной стороны, удивляя и восхищая зрителя простором фантазии художника, его чувством стиля и мастерством рук. При этом создавать уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, которые восхищают яркостью, воздушностью, оригинальностью исполнения, можно используя достаточно простые технологии, порой лишь освоив простейший ткацкий «бабушкин» станок. «Ткачество. У многих это слово ассоциируются с чем-то старинным. Старое, ненужное, отжившее свой срок. А у кого-то – с более милыми и тёплыми воспоминаниями из детства: с бабушкой, деревней, вкусными, горячими пирожками… Бабушка когда-то ткала на станке. Но сейчас уже нет ни бабушки, ни станка… А вот сотканные ею изделия остались!» – написала в своей новой книге по текстилю известная в мире искусства художник и преподаватель ткацкого творчества Мэриэнн Муди.
Мода и классика
В ручном ткачестве предполагается огромная творческая свобода – как в стилях, так и в выборе материалов. При создании иного текстильного шедевра в ход идёт всё: остатки пряжи, полоски ткани и трикотажа, непряденая шерсть, джутовая бечёвка и даже обыкновенный шпагат. Но из всего этого остаточного материала может родиться ультрамодный либо вполне классический гобелен. Может быть создано настоящее произведение искусства, и новая выставка в Сибирском центре горячей эмали – яркое тому подтверждение. У входа встречает большой диптих художницы Натальи Желиостовой «Тихая беседа» (девушка с птицей-сирин и юноша с соколом). Наталья работает в разных техниках. Зрительское внимание, в частности, приковывает к себе её композиция «Гранат» (горячий батик, шёлк). Южный фрукт представлен в разных ракурсах и красках: истекающий соком, словно переполненный горячим южным солнцем и от того лопнувший. Интересны также работы Анастасии Сергеевой-Орешкиной («Пробуждение»), Татьяны Бояршиновой («Рыбы Красного моря»), Галины Храмцовой («Чаша»), Елизаветы Манеровой («Городские мотивы»), Ирины Манеровой («Кришна и Радха»), Олеси Базуевой («Натюрморт с зелёным», «В уральских лесах»), Анны Семиколеновой («Дары солнца: оливки, гранат, инжир»), Ольги Севостьяновой («Молитва», «Ожидание»), Евгении Неупокоевой («Зарождение»).
Из музейного окна
Удивляет своей необычностью и миниатюра «Ноябрь» заслуженного работника культуры РФ Татьяны Виноградской из Абакана! Она выполнена в технике вышивки в стиле 3Д-технологии. Сама художница называет свой стиль вышивания иголочкой. Авторская многослойная вышивка разработана Татьяной Виноградской на основе одноимённой староверческой техники. Татьяна, использующая при создании своих картин лён, мулине, бисерную иглу, однажды передала в дар родному Абакану уникальную работу «Из окна музея», созданную ею в привычном стиле 3Д. На картине, вышитой по авторскому эскизу на основе авторской фотографии, изображён зимний пейзаж, видимый через окно выставочного зала Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова. Одного из старейших краеведческих музеев в Сибири, старейших музеев Енисейской губернии, основанных в 1877 году Николаем Михайловичем Мартьяновым. На фоне окна художница-вышивальщица изобразила силуэтом не только пейзаж, но и посуду Тагарской культуры (археологическая культура эпохи бронзы и железа VIII века до н.э. на территории Хакассии).
В своей работе «Древнее время» (горячий батик) художница Татьяна Колточихина представила взгляд современного человека на мир древних – археоарт или сибирский неомифологизм, как говорят обратившиеся к историческим реалиям художники. Для Татьяны современность и древность – нечто единое, гармоничное.
«Магический реализм»
Удивила, как всегда, своей авторской техникой и шитьём новокузнецкий мастер декоративно-прикладного творчества, графист и художник Алевтина Архиповская. Её работа «Сибирская генерирующая компания» создана из ярких лоскутов ткани. По словам искусствоведов, стиль Алевтины Архиповской всегда узнаваем, она среди художников-прикладников – на особицу. Умело соединяет жанры и материалы, темы и аллегории. В её работах соседствуют декоративность и живописность, поиск смыслов и новые идеи. Художница, никогда не повторяясь, способна последовательно развивать свой стиль и в очередной раз удивлять своих зрителей новыми личными историями, где каждый персонаж имеет свой характер. Алевтина Георгиевна может создавать как текстильные панно, гобелены, так и декоративные панно из дерева. В рамках своего тёплого, женского «магического реализма» (определение Габриэля Маркеса) Алевтина способна оживлять библейские персонажи и поселять этих небожителей среди обычных земных обитателей. На этот раз она (опять-таки в своём стиле «магического реализма») оживила знакомую новокузнечанам производственную структуру – Сибирскую генерирующую компанию.
Глубоки по содержательности, образности работы других новокузнецких мастериц – Олеси Мысик («Бражники-бабочки» из шёлка и мулине) и диптих «На реке Преголе» Галины Назаровой (бязь, горячий батик). «Занимаюсь росписью ткани, этим искусством, которое имеет многовековую историю, двенадцатый год. Технология изготовления горячего батика мне нравится гораздо больше, чем холодного, – признаётся Галина. – В горячем меня привлекает его сложность, образность, многослойность. За счёт различных эффектов работа становится более интересной. Из сюжетов предпочитаю цветочные композиции. Они мне ближе. Люблю русский стиль, натюрморты, пейзажи. Всё это черпаю как с клумб моей дачи, так из нашей живописной сибирской природы. Современные художники могут использовать и комбинированную технику в своих творческих работах с анилиновыми, акриловыми красками, а также экокрасителями, например, кофе, чай, куркума и другие».
Согласно истории и науке
По ручному ткачеству, между прочим, ведутся настоящие научно-исторические споры и изыскания. К примеру, любопытна научная работа культуролога Евгении Масаловой о роли текстиля в быту и творческом воображении человека. По её словам, сегодня, как и много веков назад, человек воссоздаёт вокруг себя привычное окружение, защищающее его от зыбкости мира. К числу вещей, выполняющих эту функцию, можно отнести ткань как покров, защиту, оболочку, внешнюю по отношению к телу человека. Человек постоянно облачён в ткани одежд, он просыпается и засыпает, работает и отдыхает, живёт и умирает, сопровождаемый тканью. Она как вторая кожа всегда рядом, постоянно включена в его жизнедеятельность. Ткань-одежда создаёт тепло, уют, настроение, она может открыть или закрыть дверь в различные общественные места (так называемый дресс-код). Она способна рассказать нам о своём хозяине, его культурной, социальной, национальной и религиозной принадлежности, о его привычках и предпочтениях, о темпераменте и увлечениях, о многом другом. Всем известно изречение, что по одёжке встречают, которое подтверждает значимость этого культурного явления. «В условиях наблюдающегося в ряде регионов возрождения традиционной культуры коренных этносов, архаических пластов сознания – традиционное искусство художественной обработки ткани приобретает новое значение», – утверждает известный культуролог. Это подтверждают и представленные на новой выставке работы Евгении Неупокоевой («Близнецы», «Отражение»), Анастасии Сергеевой-Орешкиной («Воздух весны», «Зарождение»), Олеси Мыцик («Лесной ангел», «Самый лёгкий покров», серия «Части тела»), Дарьи Прохоровой («Символы»), а также интерьерные куклы-образы из папье-маше и текстиля («Август. Астры», «Полуночное солнце», «Ангел мой»).
И если кто-то и пытался когда-то в сфере текстиля разделить искусство на высокое и приземлённое (домашнее, крестьянское), то сегодня художественный текстиль – это то, что может нести в себе глубокий смысл. Текстиль, как говорят специалисты, как раз и создаёт эстетику окружающей нас благоприятной среды. И с этим не поспоришь.
Просмотров статьи: 236