Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Шоу танцующих огней

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

В наш город нередко приезжают необычные театральные коллективы. Иные просто интригуют своей загадочностью, причём приезжают, собирая полные залы, не первый раз. И уезжают, по-прежнему оставляя после себя шлейф таинственности. И каждый раз хочется заглянуть за театральный занавес и спросить: «А, собственно говоря, вы кто такие? Откуда родом-племенем? Что заставило вас оказаться под светом софитов?»

Именно такие вопросы одолевают порой, глядя на афишу томской танцевально-театральной группы «ЮДИ», которая в конце прошлой недели в очередной раз выступала на подмостках Новокузнецкого драматического театра.

 

 

 

 

Дэнс-команда из Томска

Поначалу думалось, что танцевальная группа «ЮДИ», стремящаяся изобразить своё повествование с помощью теней, – всего лишь символ того, что остаётся, собственно, от нас самих – людей: только тень! Стоит убрать начальную букву «л», под которой можно подразумевать слово «любовь» (к женщине, миру, жизни), и от «лЮДей» ничего не остаётся, в осадок выпадает только мерцающая тень. Все эти философские измышления и гадания, по мнению театралов, тоже имеют место быть. Хотя на самом деле ларчик просто открывался: ЮДИ – это аббревиатура из первых букв имён первоначальных участников – Юры Бакина, Дениса Вишняка и Игоря Андрикевича.

Команда ЮДИ в настоящее время – гордость родного Томска и всей страны. Одно из самых нашумевших явлений современной культуры. Это не просто танцевальный коллектив, это оригинальное шоу, разрушающее стереотипы, это погружение в иную реальность.

Финалисты Britans Got Talent и «Минуты славы», участники Americas Got Talent, ЮДИ разбивают границы между реальностью и сказкой, когда глаза не могут поверить в возможности человеческого тела. Сочетание таланта, сотни часов тренировок и невероятное желание нести добро в массы – всё это помогло томичам доказать, что невозможное возможно, и возможности не имеют границ. И потому философия, которую проповедует этот «театр танцующих огней», оптимистически жизнерадостная. Всеми фибрами души и танца они заставляют зрителей поверить в себя, свои силы и «превратить даже самые сказочные и невероятные мечты в реальность». Вообще свою миссию ЮДИ, о которой они заявили сразу же, создав группу, видят в помощи именно молодым «воплощать свои высокие мечты». И потому одной из тем в хореографии коллектива становится полёт: и в прямом смысле слова, и в переносном (полёт одухотворённый).

Свет побеждает Тьму

Не исключением в этом общем ряду стало их шоу «Свет и Тьма», которое вошло в мировое турне группы и которое они представили и в нашем городе.

Сюжет этого театрально-хореографического спектакля прост. Языком танца рассказана история человека-чудака, не похожего на других и отвергнутого обществом. Бывают такие оригиналы, поведение которых иные обычные люди считают неадекватным. Но без них, таких чудаков, мир скучен, а этому отвергнутому, в свою очередь, скучно и невообразимо тяжело с такими вот серыми, во всём, словно скопированными друг с друга, нормальными личностями. Но особенно трудно быть понятым и принятым обществом человеку с ограниченными возможностями здоровья. Как и этом в шоу: у главного персонажа серьёзное заболевание ног. Он с трудом передвигается, опираясь на костыли (зрители сначала подумали, что актёр выразительно и умело играет инвалида). При этом история рассказывается с помощью танцоров брейк-данса, выполняющих сложные движения, буквально летая в воздухе, на высшем акробатическом пилотаже. Оказывается и с помощью танца можно выразить две главных темы этого дэнс-шоу: не бояться тьмы и нести свет людям. И не беда, если не действуют ноги, танцевать ведь можно и на руках. Что и делает главный персонаж (и в самом деле с серьёзным заболеванием опорно-двигательного аппарата) под взрыв аплодисментов зала. И если поначалу он отвергает общество одинаковых, скучных и ненадёжных людей, убеждённый, что других в мире не бывает, что мир весь состоит из этой унылой людской серой массы, то потом начинает верить незнакомому путнику, который рассказывает ему вдохновляющие истории о двух мирах – Свете и Тьме. Незнакомец словно стучится в его затравленную душу, пробуждая в отверженном веру в себя и людей.

К полёту готовы?

Особенность труппы ЮДИ заключается в том, что они в своих шоу используют один из самых новых приёмов, связанных с появлением светодиодов. Кроме того, в светодиодных спектаклях обычно много акробатических трюков, вместо диалогов – пантомима и танец. И если раньше файер-шоу, из которых и появился театр огня, был сильно ограничен в возможностях из-за особенностей работы с открытым огнём, то переход на светодиоды дал возможность ставить полноценные сюжетные спектакли, свет («огонь») в которых – такой же участник, как и все прочие персонажи. ЮДИ в полную силу воспользовались возможностями оптических иллюзий, которые создают на сцене темнота, ультрафиолетовое освещение и флуоресцентные костюмы. Ультрафиолет в их спектакле тоже играет свою роль. Он – отдельная и важная фигура речи. Ультрафиолет словно выхватывает из темноты целые силуэты и отдельные фрагменты. Словно ультрафиолетовые лампы танцуют вместе с артистами.

При этом законы физики не властны над танцорами, которые, пренебрегая земным притяжением, поднимаются, взлетают над землёй. На сцене вообще кто-то постоянно появляется, исчезает, трансформируется, летает. И всё это согласно сюжету осмысленно и оправдано. «Парят ведь не люди, это их душа парит над землёй! Она иногда ведь должна парить над земной тяжестью, какой без этого смысл жизни?» – говорил когда-то наш чудаковатый на первый взгляд художник-наивист Иван Егорович Селиванов, о беседе с которым рассказывал один из моих знакомых из Прокопьевска. Иван Егорович не раз признавался, что рисуя на бумаге и холсте, его душа словно взлетала, паря над землёй. И без такого творческого художества, без карандаша и кисти в руке, без осмысления себя, созидательного в этот миг, он не представлял себе большего счастье на земле. Точно также парят в небесах и влюблённые на картинах художника мировой величины Марка Шагала. Любовь возвышает и поднимает людей ввысь. И эту истину доказывают своим творчеством не только художники, поэты, но и танцоры. Недаром же в аннотации к спектаклю «Свет и Тьма» читаем: «Это потрясающее шоу российских исполнителей, завоевавших зарубежного зрителя, с демонстрацией невероятных возможностей человеческого тела, от которых захватывает дыхание».

Танцуй, бабушка, танцуй!

Успешно гастролирующая дэнс-команда ЮДИ в свободное от гастролей время ведёт танцевальные школы – для физического и духовного развития детей. Не отказывают знаменитые учителя танцев в посещении своих уроков даже женщинам деликатного возраста. Солидные дамы могут пробовать свои силы под джазовые аккорды в танцах с зонтиками, репетировать под восточные мотивы или отрываться на полную катушку, постигая движения своих внуков в ритме хип-хоп. Дело в том, что ЮДИ пошли на встречу созданному в Томске проекту для женщин, которым далеко за 55.

«В России бытует стереотип: если человек выходит на пенсию, значит ему надо ехать на огород и ухаживать за огурцами-помидорами. А в Европе люди старшего возраста начинают жить для себя, занимаются хобби или путешествуют, – как-то в одном из интервью поделился своим мнением по поводу танцующих бабушек Денис Вишняк, один из основателей дэнс-команды. – Нельзя с выходом на пенсию списывать себя со счетов. Нужно ходить в театры, кино или участвовать вот в таком шикарном проекте. Эти женщины полны энергии и готовы заряжать ею окружающих».

К слову, критики признают, что, к сожалению, таких коллективов, как ЮДИ, берущихся за постановку настоящих огненных, световых спектаклей-балетов в противовес обычным коротким шоу (что скорее ближе к цирковому искусству) и одновременно дающих уроки танцев для желающих всех возрастов, не так уж много. Но они есть, эти необычного вида театры. Как и всякое настоящее искусство, театр не стоит на месте, он развивается век за веком. К примеру, современные «Чёрные театры» с использованием таких же, как и у ЮДИ оптических иллюзий, распространены в Чехии. Есть французский театр-цирк «Пассажиры», сценой для артистов которого становится вертикальное пространство – стена дома или заброшенной фабрики, мост или башенный кран. По общему счёту это акробатический балет с актёрской мимической игрой, в котором используется современная техника, позволяющая выводить фрагменты представления на большие экраны. Или московский Театр мимики и жеста, в репертуаре которого есть полноценные сюжетные спектакли с клоунадой, вольтижировкой, жонглированием и настоящей актёрской игрой, где мимика также важна, как и пластика. Или театрализованный уличный перформанс-проект «Люди с зонтиками» в Дании. Хотя если уж заглянуть глубоко в историю театрального искусства, можно с уверенностью сказать, что и знаменитый Станиславский делал такие же, с «оптическим прицелом», оптическими эффектами, постановки. Так что не так уж всё ново и вечно под Луной.

Фото: сайт театр + «юди»


Просмотров статьи: 497