Флоренция им в помощь!
Интересно, удивляясь работе золотых рук и неуёмной фантазии авторов, неожиданно открывать для себя новые имена новокузнецких мастеров-художников декоративно-прикладного творчества! И надо сказать, городское объединение художников и мастеров «Кузнецкая слобода» щедро одаривает посетителей своих выставок такими открытиями.
Каменный дебют
Вот и на этот раз на экспозиции произведений художников и мастеров юга Кузбасса, открывшейся на днях в Доме творческих союзов, были представлены новые имена – супруги Владимир Шматков и Надежда Швец, чьи картины из природного камня были выполнены в стиле редкого искусства, родившегося в Италии: флорентийской мозаики. Это художественные изображения, собранные из поделочных камней разных цветов, оттенков и геометрических форм.
Оба мастера – и Владимир Яковлевич, и Надежда Николаевна – по профессии геологи. Об их геологическом прошлом даже гадать не приходится: настолько любовно, с душой и знанием дела сделаны мозаичные картины из природного камня! Владимир выставил «Горную Шорию», «Лосиною тропою», «Водопад» и совершенно удивительную по красоте и исполнению столешницу под названием «Птицы». Надежда выложила «Байкал из окна поезда», «Морозный день в лесу», «Геологическую романтику» и «Сихотэ-Алинь».
С живописным и непревзойдённым по красоте Сихотэ-Алинем у Надежды Швец связано множество воспоминаний. Геохимик по образованию она после окончания Томского университета распределилась в Хабаровск, в Дальневосточный научно-исследовательский институт минерального сырья. Каждое лето с экспедицией геологов выезжали в Приморье, на Сихотэ-Алинь, чтобы исследовать мелкие месторождения с перспективой их дальнейших разработок. «Дальневосточная тайга своеобразна. Вот где можно увидеть настоящие красоты! Я там впервые встретила такое удивительное растение, как элеутерококк, которое используется в медицине как сильное тонизирующее средство. Он схож с женьшенем, которого также немало в тех краях», – говорит она. Из экспедиций привозили необычные по своей красоте камни – как рудные, так и поделочные.
Сувенир для Брежнева
В Хабаровске она встретила и подружилась с Владимиром Шматковым. Вместе работали, вместе выезжали летом в поле. Владимир Яковлевич – уроженец Хабаровска, после окончания Владивостокского университета тоже работал в Дальневосточном НИИ минералогии. Бывал в экспедициях на Чукотке, Камчатке, Сихотэ-Алине, привозя из них камни. Каждый образец надо было распилить и отшлифовать в камнерезной мастерской. А попутно приходилось по просьбе хабаровских властей изготавливать и сувениры для высокопоставленных гостей города. Поскольку в Хабаровске в то время было мало мастеров такого декоративного профиля (нужны были специальные станки, особый алмазный инструмент для обработки камня), то обращались к геологам. Однажды Владимиру Яковлевичу пришлось изготовить каменную настольную подставку для канцелярских принадлежностей, которая в качестве подарка, символизирующего Дальний Восток, была преподнесена приехавшему в город с визитом генеральному секретарю Леониду Ильичу Брежневу.
Художественно-камнерезная работа оживилась с приездом в Хабаровск известного в то время художника по камню Геннадия Павлишина. Появилась по-настоящему творческая работа немалого масштаба. В 1979 году в Хабаровске должен был пройти Тихоокеанский конгресс, и к его началу в городском Доме приёмов надо было украсить фойе огромным, в 12 квадратных метров мозаичным панно из природного камня. Художник высокого класса Павлишин срочно приступил к работе. Он делал эскиз картины, вырисовывая для неё трафарет деталей, а помощники по контурам вырезали каменные пластинки. Впоследствии в помощниках у мастера был и Владимир Шматков. Спустя 10 лет Владимир Яковлевич самостоятельно создал собственную большую работу в стиле флорентийской мозаики «Уссурийский тигр», которая до сих пор украшает Хабаровский художественный музей. «Мы и сегодня мечтаем и смогли бы сделать такое же монументальное панно из флорентийской мозаики для любого учреждения культуры», – признаётся мастер.
Время собирать камни
Наступили перестроечные времена, и Дальневосточный НИИ минералогии, с которым была связана и жизнь, и работа Надежды Швец и Владимира Шматкова, развалился. Судьба их развела: Надежда, выйдя замуж, уехала с семьёй в Томск, откуда перебралась к сестре в Новокузнецк, где в одной из школ работала учительницей. Владимир, женившись, остался с семьёй в Хабаровске. Через много лет оба, овдовев, случайно нашли друг друга и стали переписываться. А потом решили объединить свои судьбы: Владимир Яковлевич приехал в Новокузнецк, где совместно с Надеждой стал достраивать большой частный дом в Точилино. «У нас здесь так живописно! За огородом, на котором мы выращиваем овощи и высаживаем садовые деревья, – овраг, заросший иргой. Летом и осенью собираем грибы. Красота, одним словом!» – не скрывает своего восхищения удачно выбранным местом жительства хозяйка большого подворья, на котором они дружно живут большой семьёй из семерых человек – представителей четырёх поколений.
Два года назад супруги построили при доме мастерскую, съездили в Хабаровск и привезли оттуда оборудование – станки для обработки и шлифовки. Запаслись и тремя тоннами поделочного сырья для создания своей флорентийской мозаики, отличительная особенность которой – тщательная, без швов, подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости. Художественный эффект флорентийской мозаики основан на идеальном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. Чем разнообразнее окраска и природный рисунок камня, тем богаче палитра картины. Камни, которых в течение десятка лет накопилось великое множество у знакомых им геологов, новокузнечане также в четыре заезда привезли из Хабаровска.
Секреты мозаики
На создание их произведений, особенно, конечно, больших по размеру картин, уходит много мрамора и офикальцита (кальцесодержащей породы с зеленью), а также скарна, халцедона, кварца, агата, змеевика и янтаря. Мрамор достают в Абагуре-Лесном (там есть такое, с использованием мрамора производство). К каждому камню также требуется свой подход. Мрамор мягче, а потому и в обработке проще. Но у него есть свой недостаток – он крошится. Очень твёрдый камень халцедон. Но и одновременно хрупкий – может потрескаться. Красив после обработки кальцифир (он преимущественно зелёного цвета, и потому подходит для изображения гор, кустов, деревьев). Новокузнецкие «флорентийцы» отличаются собственным авторским взглядом, стилем, сюжетами. Сначала делают эскизы своих картин, затем трафареты деталей, которые накладываются на камень. Выпиленные на станке детали состыковываются, укладываются в единое целое, заливаются с обратной стороны эпоксидной смолой, потом полируются. Эта техническая работа возложена на Владимира Яковлевича. Художественная часть – совместная: супруги обязательно советуются друг с другом, как лучше вырезать, сложить и отшлифовать свой «каменный цветок» – сюжет той или иной картины. За два года у Надежды Николаевны создано уже пять среднего размера работ, у Владимира Яковлевича – четыре, но более масштабные.
Пейзажные сюжеты всплывают из памяти, по следам былых геологических экспедиций, берутся из фотоснимков тех лет. Свою уникальную столешницу «Птицы» мастер по мозаике Владимир Шматков начал делать ещё в Хабаровске. При переезде в Новокузнецк по дороге она разлетелась, и потому создавать это настоящее произведение флорентийского искусства пришлось заново.
Два автора, два приёма
К процессу обработки камней у супругов разный подход. У Надежды Николаевны – более стилизованный. Она старается как можно меньше обрабатывать камень, сохраняя его естественную природную красоту. А Владимир Яковлевич буквально корпит над обработкой, тщательно отшлифовывая маленькие детали. «Вы посмотрите, какие у него ёлочки малюсенькие получаются! Они мне на картинах Володи очень нравятся! Да и вообще все сибирские сюжеты у него хороши», – приглашает удивиться столь ювелирной филигранности Надежда.
Свою первую работу в стиле флорентийской мозаики «Божью коровку» в подарок подруге-сокурснице Марине Надежда сделала под руководством мужа. Со временем обрела самостоятельность.
На днях супруги вновь едут в Томск на встречу геологов, бывших сокурсников Надежды, что традиционно отмечают День геолога в первое апрельское воскресенье (в этом году он приходится на 3 апреля). И, конечно же, к всеобщему восхищению мастерством последователей итальянского искусства эпохи Возрождения повезут в подарок музею минералогии Томского университета свою флорентийскую картину под названием «Геологическая романтика».
Рождённая Ренессансом
Искусство флорентийской мозаики зародилось в эпоху Возрождения в Италии. Первая мастерская Pietra dura была создана семьёй Медичи во Флоренции в 1588 году. Представители этой семьи известны как меценаты и покровители выдающихся художников и архитекторов времён Ренессанса. Среди семейства Медичи значится четверо римских пап и две королевы Франции – Екатерина Медичи и Мария Медичи.
В России флорентийская мозаика появилась при императрице Елизавете Петровне в середине ХVIII века. Русские мастера быстро освоили секреты этого искусства и уже в ХIХ веке составили конкуренцию итальянским художникам. Флорентийская мозаика оказалась востребованной и в советское время – она украсила потолки и стены московского метрополитена.
Просмотров статьи: 622