Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Как запускали «Кругозор»

Газета «Новокузнецк», выпуск №10 (1163)  //  Рубрика: Юбилеи Новокузнецка

// Автор: Александр ШПРИНГЕР

История новокузнецкой журналистики знает немало интересных имён – мастеров, профессионалов своего дела. Однако далеко немногим из них удавалось сделать что-то действительно неординарное, запомнившееся на годы и даже десятилетия.

75 лет назад, 17 марта 1947 года, родился Шертман Борис Владимирович (1947–2018), член Союза журналистов России, один из основателей и многолетний редактор первой в Кузбассе частной газеты – новокузнецкой городской газеты «Кругозор». Возглавлял городскую организацию Союза журналистов в Новокузнецке.

Родился в Омской области. Выпускник литфака Новокузнецкого пединститута, работал преподавателем в профтехучилище, затем решил сменить профессию.

В журналистику пришёл в 1980 году. «Стал писать в «Кузнецкий рабочий» и уже после трёх-четырех опубликованных материалов был приглашён сюда в качестве корреспондента, – вспоминал Михаил Гревнёв в публикации к 60-летию Бориса Шертмана. – Случай редчайший. Не помню, чтобы какой-то другой никому неизвестный, необстрелянный, неопытный внештатник так стремительно стал штатным работником такой серьёзной и сильной по кадровому составу газеты, как «Кузнецкий рабочий». Кто не знал, мог бы подумать, что Борис бывалый газетчик, так ладно у него все получалось. Какие-то особенности и тонкости профессии он постигал буквально на ходу. Его журфаком, как и для многих из нас, была подшивка газеты и разговоры с коллегами, из которых он выуживал всё, что ему было нужно для профессиональной учёбы. Литературный же талант у него от природы. Эта такая вещь, которая не приобретается, а даётся Богом или природой, как кому больше нравится».

В 1989 году совместно с другим известным журналистом Новокузнецка Александром Белокуровым Борис Шертман начинает выпускать газету «Кругозор». Это был ещё Советский Союз, пусть и с перестроечной гласностью. Партийный контроль над прессой уже ослаб, но пока не исчез полностью – отменивший цензуру Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» появится лишь через год. Тогда даже обычные печатные машинки почти поголовно стояли на учёте, чтобы не распространяли советские граждане то, что не нужно. А тут – частная газета, которая печатает не только объявления о купле-продаже всякого разного, но и… о знакомстве. А кроме того – материалы о жизни знаменитостей, анекдоты, кроссворды и, конечно же, новости, авторские материалы. Сегодня такой формат уже стал более чем привычным, а тогда, в 1989-м, – для Новокузнецка это было явлением совершенно новым.

«Мы сидели с Борей Шертманом в кабинете «Кузнецкого рабочего» и в десятый раз мусолили: «А хорошо бы…», – вспоминает Александр Белокуров. – В какой-то момент я поднялся и сказал: «Пошли!» И мы отправились к директору полиграфкомбината Александру Вайберту – частных типографий тогда не было. Ни одной. Более того, вся бумага распределялась строго по разнарядке, в соответствии с Госпланом. Мы смогли заинтересовать директора – у него было прекрасное чутьё на деньги. И связи с человеком в области, который распоряжался бумагой. А мы щедро поделились обещаниями по части будущих барышей».

Мало было найти бумагу и издателя, нужно было разрешение, причём на уровне всесильного горкома КПСС. «Встретились с Альбертом Ленским [первый секретарь новокузнецкого горкома в то время – А.Ш.]: так, дескать, и так, кооперативное движение набирает обороты – уже 280 кооперативов! А вот печатного органа у него – увы, нет. И как же им, бедолагам, жить без такого важного в хозяйстве органа?! «Давайте, – сказал Альберт Иванович, – будем двигаться в духе времени».

Так 5 января 1989 года появился первый номер «Кругозора» тиражом ни много ни мало – в 20 тысяч экземпляров! С передовицей о кооперативном движении, фотографией «Кузнецкой королевы-88» Ольги Пожитковой, кроссвордом и объявлениями. Весь тираж мгновенно разошёлся через киоски «Союзпечати»! В первом номере, к слову, ни редактор, ни ответственный за выпуск не указан. Это не было важным. Об истории создатели «Кругозора» вообще не думали.

«А на следующий день нас закрыли, – рассказывает Александр Белокуров. – Ответственные товарищи спохватились и решили, что нам нужна бумаженция о том, что мы не сами по себе, а кого-то представляем. Того неведомого счастливчика, у которого имеется разрешение на издательскую деятельность. И Боря Шертман со своим другом отправился в героический рейс в Новосибирск в плацкартном вагоне. Они нашли издателя – какая-то научная литература, вступили в неравную схватку и победили при мощной поддержке Зелёного Змия. На следующий день эти герои, измученные падениями с верхних полок, принесли бумагу. С подписями и печатями. И замолчали перед явленным чудом бюрократы».

И «Кругозор» отправился в своё долгое плавание. «Боря Шертман открыл в себе талант отличного организатора – у него всюду были связи, знакомые, друзья, – вспоминает Александр Белокуров. – «Мы хотим предложить вам крышу», – появлялись на пороге ребята с побитыми лицами. «А у нас уже есть! – радостно отвечал Боря. – Вот телефон, звоните!» – «Что это за телефон?» – «Шестой отдел!» [Отдел по борьбе с организованной преступностью – А.Ш.] И долго во дворе металось эхо: «Мать! Мать… Мать…» И директор «Союзпечати» скромно, но достойно поощрённый, шёл на рекорды продаж – маленькая четырёхполоска расходилась тиражом уже 40 тысяч».

В 1991 году Александр Белокуров возглавил «Кузнецкий рабочий», и Борис Шертман остался «на хозяйстве» один. Благодаря его авторитету и таланту газета пережила тяжёлые девяностые, начало 2000-х и выходила до 2013 года. У него получилось – старожилы Новокузнецка до сих пор хорошо помнят «Кругозор».

«Он мог бы работать в любой газете страны, – утверждал Михаил Гревнёв. – Но такая карьера его не привлекала. Почему? «Не вижу смысла», – туманно отвечал Борис. Чаще шутил: «Это ж в Москву переезжать придётся… Боюсь, ностальгия по Новокузнецку замучит». Так и остался он до конца своей жизни верен Новокузнецку и своему делу.

Согласно календарю отдела краеведения городской библиотеки имени Н.В. Гоголя, на предстоящей неделе Новокузнецк отметит ещё несколько важных юбилеев.

15 лет назад, 19 марта 2007 года, на шахте «Ульяновская» произошла крупнейшая авария, унесшая жизни 110 человек, в том числе почти всего руководства шахты, которое в этот день проводило проверку. В шахте также погиб аудитор Британского банка, прилетевший проверять рациональность использования валютных кредитов.

В 14.19 по местному времени на глубине 250 метров произошёл выброс метана. Установленная в шахте система газовой защиты не сработала, и в результате возникновения искры прогремел взрыв. Ударно-воздушная волна по штрекам стала распространяться по шахте, и через 5–7 секунд на разных участках произошло ещё четыре взрыва.

Через час после аварии на шахте начал работу Новокузнецкий горноспасательный отряд, в течение дня на помощь прибыли спасатели из других районов Кузбасса и из других регионов. Всего в поисково-спасательных работах приняло участие 32 отделения горноспасателей и 15 бригад «Скорой помощи». К вечеру 19 марта на поверхность было выведено 88 горняков (всего удалось спасти 93 человека) и поднято 25 тел погибших. К 21 марта были обнаружены практически все люди, находившиеся перед взрывом в шахте. Последние два тела были извлечены 18 апреля.

21 марта 2007 года был объявлен днём общенационального траура по погибшим.

Шахта «Ульяновская» была открыта в октябре 2002 года и считалась одной из самых безопасных в Кузбассе.

Следствие выявило грубые нарушения технической эксплуатации со стороны руководства шахты, её технических специалистов и рядовых рабочих. Государственная комиссия установила вину 42 человек, официальное обвинение было вынесено 11 сотрудникам шахты, в том числе её директору, некоторым инженерам, инспекторам и рядовым электрослесарям. Позднее в отношении шести из подсудимых дело было прекращено за истечением срока давности. Также по истечению срока давности наказания избежали ещё 19 инженеров шахты, следствие в отношении которых было начато в 2011 году. В 2017 году, после двух с небольшим лет заключения, бывший директор шахты «Ульяновская» Андрей Функ был помилован указом президента России.

25 августа 2008 года в День шахтёра был открыт мемориал погибшим в аварии шахтёрам. В 2009 году «Ульяновская» (получившая название Шахта «Юбилейная 2 район») была административно объединена с шахтой «Юбилейная». В июле 2012 года шахта «Юбилейная 2 район» переименована в «Усковскую».

20 лет назад, 21 марта 2002 года, открылся единственный в городе социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алые паруса». Создан на основании распоряжения администрации города Новокузнецка №399 от 21.03.2002 года. Основной задачей центра стало оказание социальной помощи и реабилитации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении.

80 лет назад, 22 марта 1942 года, родился Артюхов Михаил Васильевич (1942–2015), заслуженный учитель школы РСФСР, профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии профессионального образования, Международной академии наук педагогического образования, председатель комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка (1992–2007). В 2018 году был удостоен звания почётного гражданина города Новокузнецка.


Просмотров статьи: 753