Кот в марте – код Весны
Кто бы сомневался в том, что с наступлением весны выставочные и библиотечные залы, а также разного рода городские мероприятия не наполнятся весенней тематикой! Весна в нашем городе отмечается не только таянием снега и грядущим (или не грядущим, а только предполагаемым) паводком. Она начинает дышать весенним вдохновением, а значит, брызжущим солнечной и звонкой капелью творчеством.
Третья – не лишняя
Как, к примеру, в Сибирском центре горячей эмали на Кирова, 7, где на днях открылась выставка работ из эмали под названием «Мартовский код». 90 произведений в основном предоставлены художниками-эмальерами из группы уральской студии «Э-mix».
«Свою экспозицию они хотели назвать «Мартовский кот». Но мы посчитали, что подобное название было бы слишком банальным, и выставка стала называться несколько иначе – «Мартовский код», поскольку кроме изображения в эмали самых разнохарактерных котов, на ней представлены эмали с изображением цветов, фруктов, овощей, рыб, птиц», – поясняет Екатерина Чепис, заведующая отделом выставок. По её словам, это третья экспозиция, проводимая в центре эмали на Кирова. С неё начинается новый Всероссийский проект цикла выставок различных направлений декоративного искусства, названный «Малая форма», то есть малого формата. Кроме «Мартовского кода» в перспективе намечено провести ещё 10 выставок. На них будут представлены текстиль, фарфор, ювелирное искусство, фьюзинг (цветное стекло, запечённое в печи), металл со всех городов России. Участвовать в экспозициях «Малой формы», кроме иногородних мастеров, будут и новокузнечане. Так, в нынешней, с мартовскими котами, отметились пять художников-эмальеров Новокузнецка: Александр Суслов, Вадим Спесивцев, Софья Гребенькова, Алина Вараксина, Мария Герасимова. «На мой взгляд, на выставке «Мартовский код» много интересных работ! Мы даже устроили конкурс зрительских симпатий: какое изображение кота понравилось посетителям больше всего. После окончания выставки подведём итоги», – отмечает Екатерина Чепис.
Мартовские коты, созданные фантазией и мастерством художников-эмальеров и представленные на выставке, и впрямь удивительные. Они серьёзные, весёлые, забавные, философски задумчивые, шкодливые, мечтательные, романтичные. Художница Анастасия Кошкина представила «Кошачий будуар», а Елизавета Котова – «Котоваляние». (Сходство фамилий мастериц также забавляет посетителей). В работах других эмальеров прозвучали «Рыжая бестия», «Зимний сон кота на батарее», «Занимательная игра в клубок», «Кот в платке», «Кот с мышами у самовара», «Кот-космонавт», «Кот Бабай на заборе», «Кот и птицы», «Кот и бабочки», «Кот-ключник», «Подкидыш», «Кот в руках судьбы», «Автопортрет с кошкой» и многие другие домашние усатые любимцы из серий «Коты и цветы» и «Увлекательная жизнь рыжего кота». Кроме того, художники не обошли и персонажей животного мира кошачьего класса. Это «Тигр и луна», «Звёздный барс», «Бегущий гепард», «Крадущийся леопард». И все они стали персонажами произведений художников-эмальеров – Инны Лемоновой, Любови Тавафиевой, Марии Барсуковой, Маргариты Калининой, Александры Горских, Анны Белоусовой, Ксении Ермаковой, Натальи Широковой, Софьи Хабибулиной и других.
И посетителей нисколько не удивляет, что своих любимых персонажей изображают одни женщины! Известно множество занимательных высказываний о женщинах и кошках. К примеру, французского поэта и прозаика Теофиля Готье: «Женщины и кошки одинаковы: ты только думаешь, что ими владеешь». Или такое: «Женщина, как кошка – делает то, что хочет, она достигает свои цели либо с тобой, либо без тебя, но лучше бы, чтобы ты в этом участвовал». Или такие цитаты из произведений современной российской писательницы и поэтессы Ланы Лэнц: «Только слепой не видит сходства женщины с кошкой. Только глупый не понимает различия между ними». И ещё одно: «Хочешь научиться лучше понимать женщину – заведи кошку».
Кошка с великой историей
Иные представители кошачьего семейства в изображении художниц этого декоративного искусства в «Мартовском коде» настолько величественны и горды, что всем своим видом вновь наводят на мысль о их в полном смысле слова великом историческом прошлом. Судьбе «властителей мира», чьё родовое древо только королевского происхождения – не иначе. Так, первое письменное упоминание о домашних кошках относится ко II тысячелетию до н.э., когда в Древнем Египте для охраны зернохранилищ от грызунов стали широко применяться кошки. Эти уже одомашненные дикарки считались воплощением богини плодородия Баст и почитались египтянами как священные животные. Наказанием за убийство кошки служила смертная казнь. Часто кошки мумифицировались тем же способом, что и люди. В ХIХ веке около храма богини Баст в Египте было обнаружено самое большое захоронение – около 19 тонн кошачьих мумий. Священным животным и олицетворением богини любви и плодородия Фрейи кошка была и у викингов. В католических странах средневековой Европы кошка считалась спутницей ведьм и олицетворением нечистой силы. Из-за этого кошек, особенно чёрных, нередко заживо сжигали на кострах или сбрасывали с колоколен. Католические священнослужители с неприязнью связывали это независимое животное с ведовством и магией, считая кошек воплощением женского непостоянства в противоположность её антагонисту собаке, которая символизировала мужское начало. Уничтожение кошек в средние века стало одной из косвенных причин эпидемий чумы, так как истреблять крыс и других грызунов-переносчиков чумы стало почти некому. В славянской мифологии наоборот: кошка – любимый персонаж народных сказок, пословиц и суеверий. И единственное животное, которому разрешалось посещать православные храмы (кроме алтаря). На Руси домашняя кошка стоила дорого и могла служить ценным подарком, поскольку гарантировала защиту урожая от грызунов. Она также была символом мира и благополучия в доме, защищающим его от нечистой силы.
Мужской взгляд на эмаль
Однако и эта выставка не без исключений, в ней участвуют трое мужчин-эмальеров: Дмитрий Лемонов из Екатеринбурга и двое новокузнечан – Вадим Спесивцев и Александр Суслов. Не впервые представляет свои работы Вадим Спесивцев. И тем не менее известный в городе художник признаётся, что в этом деле «пока младенец».
«У нас в 2020-м году в центре только печку установили. Хотя техника в принципе знакомая. Когда-то в Харьковском художественно-промышленном институте, в котором учился, мы делали огромные керамические панно – виды Харькова, – рассказывает Вадим. – В эмали прежде всего зависишь от печи. С ней надо быть таким маэстро, чтобы попасть в точку. От этого декоративного искусства не следует много требовать. Художник-эмальер, его произведение зависимо, в том числе даже от толщины меди, применяемой в сплаве. Ты вроде бы изобрёл, задумал что-то этакое, но окончательно и бесповоротно в этом деле всё решает печь».
При этом Вадим делает оговорку, что искусство эмальера, сама эмаль – техника огромная, необъятная. И он как художник-график старается делать свои эмали так, чтобы они не были скучными, не были нудными. Как по сюжету, так и по колориту. Недавно Вадиму заказали сделать свадебный подарок для пары архитекторов, увлекающихся горными лыжами. Свадьбу жених и невеста намерены провести в кругу горнолыжников на горе Зелёной в Шерегеше. Вадим задумал воплотить в эмали такой сюжет: на фоне голубого неба пара влюблённых горнолыжников, летящих, словно с распростёртыми от нахлынувшего на них неземного чувства любви крыльями.
«Лично я очень рад созданию такого проекта! Мы уже провели несколько выставок. Проведём ещё. Работаем с российскими эмальерами слаженно», – подчёркивает участник выставки Александр Суслов, возглавляющий Новокузнецкое отделение Союза художников России. «Мы ушли из больших залов, которые нам предоставляла компания «Кузбасская ярмарка». Пусть выставки в нашем центре отныне и не будут такими огромными по количеству представленных работ, пусть будут ёмкими, маленькими, но они, заполненные произведениями самых разных российских художников и мастеров, станут в своём роде уникальными», – добавил он.
«Будем пахать!»
По словам Александра Васильевича, десять намечающихся выставок в рамках «Малой формы» в центре намерены провести в течение двух-трёх лет. Три проекта из цикла «Формы» поданы на гранты. Среди них – «Акварель всех регионов России» (каждый регион будет представлен отдельной выставкой). Как отдельными экспозициями пройдут акварели Кузбасса и Новосибирска. (В столице сибирского региона, между прочим, самое большое количество художников этого жанра.) Второй проект назван «Эмаль России», в него войдёт также и симпозиум по эмали. В этом проекте будут участвовать суперпрофессионалы, настоящие звёзды среди российских художников-эмальеров. Третий проект также посвящён жанру эмали, но он – больше образовательного толка и предназначения. В рамках этого проекта будет организована работа со студентами только сибирских вузов, в которых есть художественно-декоративные отделения, – Новосибирска, Красноярска, Иркутска.
«Какой из этих грантовых проектов выстрелит – пока не знаем, но очень надеемся на успех, – оптимистично заявляет глава Новокузнецкого отделения Союза художников России. – Если все будут отмечены, нам, конечно, придётся попахать. Но мы справимся!»
Просмотров статьи: 540