Кедр накормит, кедр оденет
Кузбасс всегда славился своими удивительными по одарённости и творческим идеям мастерами. Гордятся ими не только города, в которых живут основатели какого-нибудь уникального мастерства, но и жители всего Кузбасса. Недавно сотрудницы Дворца имени Маяковского Орджоникидзевского района Олеся Логунова, главный специалист по декоративно-прикладному искусству, и Елена Манакова, руководитель арт-студии «Кузнецкий стиль», решили в рамках начавшегося Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, познакомить новокузнечан с необычным творчеством – искусством создания моделей женской одежды из сибирского кедра. Так, благодаря инициативе и энтузиазму двух культработниц, во Дворце имени Маяковского на днях открылась выставка одежды, панно, декоративно-прикладных изделий и украшений, созданных из кедровой щепы.
Щепа не для растопки
Создают кедровые чудеса мастерицы города Тайги, участницы театра моды «Любавушка». Победителю областных, всероссийских и международных фестивалей, которому в следующем году исполнится четверть века, 20 лет назад было присвоено звание образцового самодеятельного коллектива. Тайгинским демонстраторам моделей, которые их сами же и создают, аплодировали не только в городах Кузбасса, их восторженно встречали в Сочи, Набережных Челнах, Санкт-Петербурге, Москве, Красноярске, Новосибирске, Владивостоке. Признание «Любавушка» получила в Париже и Арабских Эмиратах. Всего за эти годы тайгичанками создано 30 коллекций из 300 моделей одежды.
Увлёкшись идеей открытия необычной выставки, новокузнечанки созвонились с тайгинским театром-студией, пропагандирующим удивительную, единственную в мире деревянно-кедровую моду. И, получив согласие, привезли в Новокузнецк три десятка экспонатов, изготовленных собственноручно тайгинскими модельерами. (Карнавальные маски из-за их хрупкости удалось продемонстрировать только на снимках.) «Нас приятно удивили доброжелательность и желание пойти нам навстречу участниц театра моды, которым в настоящее время руководит Ирина Ринатовна Скрипченко. К сожалению, основатель и создатель кедровых моделей Виктор Кошкарёв в конце прошлого года ушёл из жизни. Но его дело не пропало, оно передано по наследству его ученицам – участницам театра», – отмечает Елена Манакова.
Уроки творчества
Свой необычный театр моды Виктор Кошкарёв основал на школьных уроках труда. Сюда он, архитектор по профессии, пришёл из управления городской архитектуры. В это время в кузбасских школах переходили на освоение различных технологий. Поначалу работал с мальчишками, сколачивая столы, табуретки, скворечники и разделочные доски. Затем подключил и девочек, для которых пришлось изобретать новое, заинтересовавшее бы их женское задание. Начали с самого простого – создания из дерева шляпок. Девочки быстро, наравне с мальчиками научились владеть рубанком, вытачивая из плашек деревянный бисер, сверлить, строгать, обтачивать детали на токарном станке.
Технологию деревообработки Виктор Кошкарёв изобрёл сам. Город Тайга, как известно, окружён хвойными массивами, и потому работать пришлось с кедром, символом и Сибири, и города. Кедр показался самым доступным материалом: расход небольшой, легко обрабатывается, да и оборудования особого не требуется. Потом к Виктору подключилась жена Надежда, также архитектор и художник по профессии, которая стала помогать мужу с эскизами первых костюмов.
В настоящее время в гардеробе «Любавушки» длинные в пол сарафаны и костюмы в народном стиле, вечерние платья, короткие юбки, пиджаки и жакеты, элегантные чёрные костюмы из чёрного бархата с отделкой из дерева. В коллекциях обязательны кедровые аксессуары и украшения – серьги, браслеты, пояса, сумки и деревянная обувь.
Кубометр кедровой чешуи
Технология изготовления одежды и обуви, казалось бы, проста. Берётся куб кедра стоимостью шесть тысяч рублей. Распиливается на несколько тысяч мелких (иные до полмиллиметра) деталей – шариков, лепестков, тонких древесных стружек для плетения, из которых затем вручную собираются наряды. А это для участниц театра моды самый интересный и увлекательный процесс. Но предварительно всё обязательно замачивается, отчего дерево становится мягким, затем прикладывается к манекену, чтобы дерево, высыхая, принимало форму тела модели. За основу большинства платьев и костюмов берётся ткань, на которую вручную наклеиваются или пришиваются окрашенные в разноцветную морилку элементы – бисер, лепестки, прочая кедровая мелочь или, как её называют, чешуя. (Раньше она склеивалась скотчем, крепилась степлером, сегодня появились замочки и шнуровка.) «При этом в каждой чешуйке – солнечное сияние кедра», – поясняет Елена Манакова.
На создание одного костюма, начиная от эскиза на бумаге до воплощения в дереве, уходит от трёх недель до месяца. С такой ювелирной и экономной технологией кедрового кубометра хватает на создание пяти-шести коллекций, минимум по десять костюмов в каждой – от головного убора и платья до обуви и украшений. Так что одного куба дерева хватает на пять-шесть лет работы.
Походка монгольской принцессы
В «Любавушке» кроме двух дизайнеров есть в штате ещё преподаватель дефиле, потому что пройти в таком наряде стоит большого умения и труда. (Иное платье длиной в полный рост весит до семи килограммов.) «Демонстраторам моделей, подобно монгольской принцессе, шествующей в тяжеленном убранстве, чтобы сделать шаг, следует сначала ножкой подтолкнуть низ килограммового одеяния, а затем, изображая летящую походку, начать в этом объёмном платье-панцире из кедра проходку по подиуму», – рассказывает Елена Манакова. А поскольку ходить приходится также в деревянных туфлях, то юных моделей учат правильным движениям и поворотам поначалу в собственных туфлях на каблуках, лишь потом, как здесь говорят, «ставят на дерево».
Жертвенный символ Масленицы
Ещё до приезда в Тайгу новокузнечанкам, организаторам выставки во Дворце имени Маяковского, стала известна и сложившаяся с годами традиция «Любавушки», которая хорошо знакома всем жителям Тайги. Каждую Масленицу в городе сжигают, пожалуй, самое красивое чучело в стране. Символ уходящей зимы наряжают в платье из предыдущей, созданной в театре моды коллекции. Чтобы публично распрощаться с прошлым, о котором, по мнению мастериц, не стоит жалеть. Однажды накануне одного из главных народных весенних праздников мастера нарядили очередное чучело. Узнав, что такую красоту собираются сжигать, на городскую площадь сбежались женщины и умоляли отдать им это жертвенное кедровое нарядное одеяние. «Даже до главы города дошли с просьбой спасти такую чудную красоту от принародного уничтожения», – рассказывают очевидцы. Однако, увы, обряженное в модельный образец из предыдущей модной коллекции чучело с соизволения руководителя «Любавушки» Виктора Кошкарёва сожгли. «Для нас это дело принципа – не нарушить заведённой несколько лет назад традиции. Это своеобразный оберег от напастей для нашего театра моды», – оправдывался он.
Кольчуга будет в моде
Поездка в Тайгу за коллекционными экспонатами для Олеси Логуновой и Елены Манаковой не прошла даром. Они привезли из таёжного города, что на севере Кузбасса, не только экспонаты для экспозиции деревянной моды, но и множество впечатлений и идей. В Тайге они познакомились с доброжелательными и щедрыми на творчество людьми. В течение двух дней жить им пришлось в гостеприимном доме мастеров-керамистов, супругов Алёны и Сергея Романцовых. Удивил их и внешний вид тайгинских кедров с широкими пышными шапками из хвойных лап.
Едва войдя в дизайнерскую мастерскую, они буквально окунулись в кедровый аромат. Для них провели экскурсию, демонстрируя манекены с коллекционной одеждой, аксессуарами и обувью, среди которой были и самые сложные в изготовлении сапоги из кедра. Все свои профессиональные секреты мастерицы не выдали, но в некоторые детали создания одежды из кедровых плашек посвятили. Наряжались новокузнечанки и в специально сделанное для посетителей платье, к которому прилагалась широкополая деревянная шляпа. Весь этот наряд изготовили специально для фотозоны, чтобы гости кедрового салона смогли увезти с собой домой необычные фотоснимки на память.
Увиденное заставило новокузнечанок взглянуть на собственное творчество другими глазами. Вдохновило сделать что-то подобное. Олеся Логунова, в прошлом создательница костюмов для ролевых игр, предложила шить одежду со вставками из металла – ткани и кольчуги. Что-то подобное в стиле кибер-панк (одежда с металлическими декоративными вставками) Елена, единственная в городе женщина-кузнец, уже делала. Работает она с металлом и потому может выковать и совершенно мелкие детали. «Это всё и решило. Оригинально же будет совмещать ткань с небольшими вставками кованой кольчуги. Интересно должно получиться! У меня таких деталей сделано уже немало», – говорит Елена. Нечто новое задумала и Олеся Логунова. Но пока, чтобы не сглазить, задумку свою решила не разглашать.
Просмотров статьи: 814