Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Эмальеры, вперёд!

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Борис КОБЗАРЬ

Новокузнецк постепенно становится столицей ещё пока неосвоенного сибирскими художниками вида искусства, в котором бушует стихия огня, стекловидного сплава и металла – искусства горячей эмали. Совершенно уникальное действо, где в соавторстве с художником выступает огонь. В Новокузнецке открылся Сибирский центр горячей эмали, официальная презентация которого, а также первый молодёжный симпозиум по этому виду искусства пройдёт 12 ноября. А пока центр, расположенный на Кирова, 7 (раньше в этих помещениях была Детская картинная галерея), принимает в своих стенах посетителей, приходящих на открытие первой в его «биографии» выставки.

Начало большого пути

Творческая деятельность центра началась именно с этого события – открытия экспозиции горячей эмали, на которой представлены 50 произведений 15 художников-эмальеров из 11 городов России, в том числе и Новокузнецка. С авторскими работами некоторых горожане уже знакомились во время грандиозной объёмной выставки эмалей, что проходила в Сибирском центре современного искусства «ФОРМА», которую многие называли «Апогеем камерного искусства». Приезжала она к нам из столицы Башкирии – Уфы, где несколько лет назад некоторая часть художников, объединившись, начали работать в эмальерной технике.

Среди участников только что открывшейся городской выставки горячей эмали есть имена мастеров, которые когда-то были представлены на экспозиции в «ФОРМЕ»: Дина Богусонова (Самара), Анвар Багаутдинов и Анастасия Александрова (Санкт-Петербург). Немало здесь и новых имён: Инна Лемонова («Повелитель огня»), Александра Горских («Тишина», «Закат», «Эхо»), Наталья Широкова («Пока садовник спит», «Ноев ковчег»), Валентина Мухачёва («Зима»), Анна Белоусова («Глядя на парусный флот»), Надежда Арвентьева («Портрет курицы») и другие. Отдельную часть выставки заняли произведения новокузнецких художников Вадима и Натальи Спесивцевых.

«Новокузнецк как всегда в авангарде! – отметила на открытии выставки заместитель министра культуры и национальной политики Кузбасса Юлия Тихонова. – В вашем центре горячей эмали потрясающая атмосфера! Здесь выставлены работы самых талантливых эмальеров. Это хоть и продолжение большой выставки по эмали, которая когда-то прошла в Новокузнецке, но одновременно и начало большого пути. Мы будем выращивать здесь, в вашем центре своих кузбасских мастеров-эмальеров. Я не сомневаюсь, что скоро все заговорят о Новокузнецке и Кузбассе, как территории этого вида искусства, а горячая эмаль станет брендом не только вашего города, но и всего Кузнецкого края».

Всё это свершилось и обрело после долгих лет мечтаний реальные черты, благодаря упорству и настойчивости Александра Суслова, председателя Новокузнецкого городского отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», автора значительных произведений монументальной живописи. «Мы, сотрудники министерства, теперь с некоторой осторожностью думаем – что же ещё в задумках у Суслова, какие ещё грандиозные планы он вынашивает?», – призналась Юлия Тихонова.

Город как точка притяжения

Александр Васильевич вновь напомнил о том, что новый центр и открывшаяся в нём экспозиция стали логическим продолжением большой выставки известных художников-эмальеров «Эмаль России», которая прошла в Новокузнецке несколько лет назад и собрала мастеров этого вида искусства со всей России – от Архангельска до Владивостока. Тогда же был проведён Всероссийский симпозиум по горячей эмали с участием именитых эмальеров. Отныне знаменитые эмальеры будут приезжать в гости в Новокузнецк с его постоянно действующим «горячим» центром. Именно в наш город, жители которого знакомы с горячей эмалью на бытовом уровне. Кто не знает ширпотреб цеха эмалированной посуды, который действовал на территории Кузнецкого металлургического комбината? И об этом общеизвестном факте также вспомнили на открытии центра.

«Всё великое советское искусство выросло на творческих дачах. Но открытие центра и симпозиум, который пройдёт в его стенах в ноябре, – это тоже творческий заезд, по-своему творческая дача, но теперь уже у нас в Новокузнецке, – подчеркнул Александр Суслов. – Отныне художники со всей России смогут приезжать к нам работать. Мы будем аккумулировать и разрабатывать эту тему. Нам важно, чтобы наша творческая молодёжь никуда не уезжала, не разъезжалась по другим городам, а оставалась работать и творить, реализуя свои творческие способности, в Новокузнецке».

И вновь в речи Александра Суслова прозвучали слова об открытии в нашем городе художественно-промышленного колледжа и вуза, в которых смогут обучаться своему высокому ремеслу и художники-эмальеры, в том числе приезжающие и остающиеся в нашем городе. И эти намерения вполне оправданы.

Уникальность события подчеркнул и начальник управления культуры города Алексей Белов, и заведующая отделом МАУ «МКДК Центрального района», ответственный секретарь Новокузнецкого городского отделения ВТОО «Союза художников России» Екатерина Чепис.

Для эмали – своя технология

Как известно, художников-эмальеров в мире искусства пока очень мало по ряду причин. Главная из них – технологически сложное затратное творчество: нужны особые печи, оборудованные помещения. Теперь работы по созданию предметов искусства из горячей эмали будут проходить непосредственно в центре – для этих целей приобретены специальные печи. По словам художников, техника изготовления «эмали», под которой подразумевают стекловидный сплав, нанесённый на металлическую основу (стальной или медный лист), довольно непроста. От добавления различных окислов металлов при температуре обжига в 780–900 градусов материал приобретает необходимую легкоплавкость, цвет, прочность и блеск. Такое свойство позволяет передать объёмные формы задуманного сюжета и достигнуть живописных эффектов. Возможно и по этой причине – прочно схватывающемуся стекловидному сплаву – эту технику мастера называют вечной. При этом у каждого эмальера свой стиль, почерк, своя пластика.

Сибирский центр горячей эмали планирует вести большую работу: обучающие мастер-классы, симпозиумы и практикумы по горячей эмали, для чего приглашать известных не только в России, но и за рубежом эмальеров. В центре появится поточная линия по изготовлению сувениров из эмали, которые будут подчёркивать особый колорит нашего региона. По словам Александра Суслова, недостатка в основе-краске не будет – в Новокузнецке работает филиал предприятия «Стальэмаль», поэтому ехать в другие города за материалами не придётся.

Всё началось в Египте

Довольно интересна история рождения эмали. Эмальерное дело зародилось в Древнем Египте и Византии и только к началу ХII века появилось в Европе, и в частности, в Германии. Однако вскоре, из-за технической и технологической трудоёмкости, пришло в упадок. Возродилось оно лишь в ХIХ веке в эпоху господства стиля «модерн» в Париже, Брюсселе, Вене.

Первое упоминание о русских эмалях встречается в Московской Ипатьевской летописи 1175 года. В те времена в Московии все виды художественных эмалей назывались «финифть». И только в ХIХ веке старинное название сменилось на новый термин «эмаль». Особенно это ремесло получило развитие в Ростове Великом, где изготовлялись иконы и другие изделия в технике эмали уже на основе эмалевых красок из отечественных материалов, разработанных Михаилом Ломоносовым. Им был учреждён эмальерный класс в Императорской Академии художеств (впервые он был упомянут в 1781 году). События революции 1917 года в России привели к спаду в этом виде искусства. Но впоследствии центром возрождения эмали вновь становится и остаётся по сегодняшний день город Ростов-на-Дону, где находится собственная школа художников-эмальеров, а также фабрика по изготовлению украшений и сюжетной миниатюры из финифти. Новая современная школа эмальерного искусства успешно действует сегодня и в Ярославле.

И надо полагать, что после основания собственного центра горячей эмали новокузнецкие эмальеры своим искусством докажут, что и наш город может свою финифть рождать.


Просмотров статьи: 608