Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Громкое открытие

// Автор: Александр Шпрингер
// Фото: Стас Журавлёв

Новокузнецкий драмтеатр всегда старался открывать сезон ярко и эмоционально, чтобы событие это вспоминали ещё не один месяц. С каждым годом кажется, что в следующий раз удивить и восхитить будет намного сложнее, но у них всё равно получается.

16 сентября в Драме официально начался 89-й театральный сезон. Пандемия всё ещё не даёт учреждениям культуры показать себя, как раньше, но праздник всё же состоялся и получился.

В холле на первом этаже можно было приобрести сувенирную продукцию, а также сыграть в импровизированный дартс. Среди призов – книга, посвящённая 80-летию театра, фотографии с автографами артистов, купоны на бесплатный коктейль и многое другое. Мишень была довольно внушительных размеров, так что промахнуться и остаться совсем без приза было очень сложно.

На втором этаже в преддверии спектакля для зрителей настоящее шоу устроили Павел Соколов и Иван Митрофанов из новосибирского BAR FAMILY. Расположившийся рядом коктейль-бар пользовался неизменным спросом у гостей театра (а их, к слову, было немало) – как перед спектаклем, так и во время антракта. Была и живая музыка – на саксофоне душевно играл Александр Ингольд.

Главным событием открытия сезона, конечно же, стал спектакль «Палачи» по одноимённой пьесе британского драматурга ирландского происхождения Мартина МакДонаха. МакДонах – довольно известный автор, режиссёр, сценарист, лауреат премий «Оскар» и «Золотой глобус». Пьесы его очень непросты, наполнены неожиданными поворотами сюжета и чёрным юмором, и при этом ставят вопросы, на которые нет однозначного ответа. Главный режиссёр Новокузнецкого драмтеатра Ярослав Рахманин уже ставил МакДонаха ранее – это был «Калека с острова Инишмаан» в Театре драмы Кузбасса. Неделю назад с творчеством британского драматурга познакомились и новокузнецкие зрители.

На протяжении почти трёх часов на сцене, за исключением первой сцены, перед нами разворачиваются события двух дней жизни главного героя Гарри Уэйда и его ближайшего окружения: жены, дочери, завсегдатаев паба, которым он владеет. Место действия – провинциальный город Олдем на севере Англии. Время действия – 1965 год, сразу после отмены смертной казни. Это важно, потому что Гарри Уэйд – палач. Теперь уже, правда, бывший, но, как выясняется, бывших палачей всё же не бывает – прошлое не отпускает его, следует за ним по пятам, подталкивает вспомнить «старые времена».

Тема насилия и смерти – это то, что притягивает и собирает вокруг себя всё остальное в спектакле. Герои пьесы рассуждают о смерти буднично и непринужденно – за бокалом пива, с шутками, многие из которых на грани фола. Для пьес МакДонаха это нормально, для нашего зрителя немного непривычно – чёрная комедия в русской драматургии, всё же, даже сегодня не самый частый гость. Но, возможно, именно юмор здесь и не даёт зрителю погрузиться в полное недоумение – как можно так о смерти, это же совсем не будничная вещь?

Но у МакДонаха так. В его мире жестокость – это норма, а смерть – это нечто будничное, соседствующее с мыслями о завтраке и ужине. Смертную казнь отменили, но насилие не исчезло, оказалось, что от него не так просто избавиться.

Причём не сказать, что герои – какие-то отъявленные негодяи или садисты. Гарри и его жена Элис любят свою дочь Ширли, по-своему заботятся о ней, стремятся оградить от неприятностей, беспокоятся о её пропаже. Несмотря на то, что мы бы назвали профдеформацией, у Гарри, как у палача, есть определённая этика: «Я до сих пор горжусь, правильно это, неправильно, я не говорю, что я какой-то особенный человек, но я до сих пор горжусь тем, что по вопросу смертной казни я всегда держал язык за зубами. Я не проронил ни единого слова об этом крайне сокровенном деле. Я так решил». Имеются у него и свои профессиональные принципы: «Есть какие-то люди на свете, которые плохие, и если суд скажет, что они должны умереть, они должны умереть, но если они должны умереть, они должны умереть самым быстрым, самым достойным и наименее болезненным способом из всех, что возможно».

Однако оказалось, что жестокость может вполне уживаться с любовью и заботой о ближнем. Более того, жестокость может быть во имя любви. Пытаясь узнать хоть что-то о пропавшей дочери, Гарри устраивает самосуд над, вероятнее всего, невиновным человеком. Загадочный и немного «зловещий» Питер Муни погибает – случайно, нелепо. Но все вокруг воспринимают его смерть совершенно спокойно и расходятся (даже инспектор полиции), а Гарри и его помощник Сид буднично, «как в старые времена» избавляются от трупа. Думается, не случайно пьеса названа «Палачи». Да, здесь есть старый «заклятый друг» Пьерпойнт, с которым Гарри в своём ремесле соперничает даже заочно. Но и остальные герои, завсегдатаи бара, вполне добровольно и даже охотно участвуют в происходящем.

Жалеет ли МакДонах Муни? В общем-то, не особо. Он сам во многом виноват, что так случилось. Осуждает ли он Гарри? То же нет. Автор ставит перед нами вопросы, не собираясь давать однозначные ответы. Искать ответы – это дело читателя и зрителя.

Удался ли спектакль? Судя по реакции зрителей – да. Артисты отыграли отлично – как ветераны труппы, так и дебютанты. В их эмоции охотно веришь, их чувствам сопереживаешь. Три часа спектакля пролетели на одном дыхании.

В своём недавнем интервью Ярослав Рахманин сказал нам, что в «Палачах» «не нужно ничего особо допридумывать, усовершенствовать, менять структуру. Нужно хорошо вникнуть, разобраться и потом это всё сыграть». И тем не менее между пьесой и тем, что мы увидели на сцене знак равенства не поставишь.

Думается, долго ещё зрители будут вспоминать внезапно появившийся в спектакле хор, который в соцсетях уже, любя, окрестили ВИА «Палачи». Что это? Отсылка к античному хору? Но почему тогда во главе пастор? Или это попытка оторвать зрителя от основного действия, своеобразная эмоциональная разрядка? Для многих осталась загадкой и фигура «оленя». Дух казнённого Хеннесси? Символ абсурда всего происходящего? Или нужно «копать» глубже и искать смысл в мифологии? Искать ответы в тексте МакДонаха бесполезно – там этого нет, это целиком и полностью задумка режиссёра. Как и проекция наиболее кульминационных моментов происходящего на экраны – получилось очень удачно, особенно для тех, кто сидел в левой части зала и происходящее «вне бара» на сцене практически не видел.

Такое не про всякий спектакль скажешь, но «Палачи» явно требуют повторного просмотра. «До финала нашего спектакля пока очень далеко, – признавался в интервью Ярослав Рахванин. – Даже после того, как спектакль выйдет, он должен будет в течение какого-то времени ещё набирать смыслы, наполняться новыми подробностями. И когда этот процесс закончится, я сегодня сказать не могу».


Просмотров статьи: 505