Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Лунная серенада Константина Дверина

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Когда-то в городе среди творческих личностей ходила одна легенда: некий художник, не найдя понимания в городских творческих кругах, со своей одной-единственной картиной решил махнуть рукой на судьбу-злодейку и поискать признания в столице. В Москве его живописное произведение, на котором было изображена одинокая, раскинувшая ветви сосна, растущая на одичавшем утёсе,  произвела фурор. Картина была высоко оценена среди столичных знатоков искусства не только в художественном плане, но и в денежном измерении. И художник после того столичного вояжа возвратился в родной Новокузнецк знаменитостью.

Сам Церетели благословил!

Этой легендарной личностью оказался ныне известный  новокузнецкий художник Константин Дверин, очередная персональная выставка которого из 20 картин под кратким и ёмким названием «Живопись» проходит в Центральной библиотеке им. Н.В.Гоголя. Достаточно даже беглого просмотра этой  экспозиции, посвящённой 300-летию Кузбасса,  чтобы понять, что в той далёкой легенде есть большая доля правды.

Годы, прошедшие с той давней поездки в Москву, не прошли для Константина Генриховича даром. Персональные выставки новокузнецкого художника, чьё имя вошло в книгу «100 знаменитых новокузнечан», а также значится на сайте «400 знаменитых новокузнечан», неоднократно проходили не только в Новокузнецком художественном музее и в музеях Кузбасса, но и в Москве.  В частности, в Театре «Содружество актёров Таганки», Московском доме национальностей, Государственной Думе, Центральном Доме художника, музее В.С.Высоцкого, Российском центре США, а также в Санкт-Петербурге, Бельгии, в Германии  на кинофестивале в Берлине. Его работы есть во множестве частных коллекций.

Дверин – обладатель значительных областных и новокузнецких наград. В 2006 году художнику было присвоено почётное звание «Лауреат премии Кузбасса». В 2016 году за заслуги перед городом и большой личный вклад в развитие изобразительного искусства Кузбасса Константин Генрихович был награждён «Золотым знаком Новокузнецка».

Признанием таланта и труда живописца стало официальное удостоверение о его вступлении в Союз художников России, которое вручил  знаменитый мастер живописи и скульптуры Зураб Церетели. «В своих картинах Константин Дверин языком живописи говорит о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о комичности и трагичности жизни», -  такова краткая характеристика ко всем наградам и званиям художника.

 «Константин Дверин ворвался в творческую жизнь нашего города и страны вихрю подобно. К его работам огромный интерес. Они будоражат зрительское воображение, вызывают самые противоположные чувства: от восхищения до активного неприятия… Но мастер, даже если его и трогает подобное отношение зрителей, продолжает каждодневно работать и проводить персональные выставки в Новокузнецком художественном музее, Кемерове, Москве, Санкт-Петербурге, - говорит куратор выставки, искусствовед Галина Иванова. - Казалось бы, работы реалистического направления, но как много в них тайны, мистического предощущения событий!» Эта загадочность,  таинственность, схожая с интригой, сквозят во многих произведения автора экспозиции.

 На струнах света

  Среди представленных на выставке полотен много пейзажей с изображением кузбасского края. Когда-то Константин Дверин признался: « Я должен, прежде всего, писать родные места». Вот написанное в прошлом году, в самый разгар пандемии,  большое полотно  под названием «Лунная телега». Заброшенная где-то на задах крестьянского подворья (а, может, всего лишь приунывшая в ожидании лета?) - засыпанная снегом на фоне ночного, цвета морской волны, колорита стоит работяжка-телега.  Она притулилась возле занесённых по самые окна избушек, возможно даже покинутой жителями деревни. Под снежными заносами-сугробами сложно угадать: действительно ли тяжкая судьба постигла эту деревушку в окружении усыпанных серебристым инеем берёз? Тут же, без ограды, видны покосившиеся распахнутые настежь ворота: заходи честной народ! И всё это залито лунным светом, от чего пронзает душу далеко не романтическое, а опять-таки ностальгическое чувство по ушедшему детству, в котором почти у каждого жителя России была такая же деревня с бабушкой-хлопотуньей, её пышными пирогами и плюшками. Но ушла, оставшись в сердце и в памяти бабушка, а с ней отправилась на погост и эта, знакомая с детских лет деревня. Всё рассеялось в этом бренном мире. Как сойдёт на «нет» с первой утренней зорькой  и этот лунный свет на картине Константина Дверина.

 «Лунной телегой» начинается экспозиционный ряд. Такой же – с лунным светом, только залившим  белоствольные берёзы - картиной («Берёзовая роща») он завершается.  В лунном свете деревья, под которыми усыпанная бликами, лунными зайчиками, трава.  Эти полотна настолько музыкальны, со своей особой немного минорной тональностью, что хочется объединить их под единым  названием – «Лунная серенада» для уходящей натуры, под которой в творчестве Дверина подразумевается российская деревенская глубинка. «Музыкальность – особая страница его творчества. Думается, что она передаётся живописи, и это сообщает работам особое настроение и притягательность», - подчёркивает Галина Иванова. Более того, в одном из разговоров с ней Константин Генрихович, который с юности увлекался джазом и бардовской песней,  признался: «Разве я мог представить, что буду с наслаждением слушать третий концерт Рахманинова в исполнении Владимира Горовица?!». Эффект музыкально-лунной иллюзии настолько велик, что некоторые опытные художники, по словам Галины Степановны, с изумлением созерцая его работы, восхищались: «Мы бы так не смогли!»

Уходящая натура

В творческом багаже Константина Дверина немало работ, посвящённых русским деревенькам и их жителям.  Только вчитайтесь в название полотна  – «Человеку, умеющему слушать, когда есть, что рассказать другим»! На картине – сумерки, сквозь которые проглядывают воды реки, серой, едва угадываемой в сумеречной темени. Она накрыла покосившуюся ветхую крышу какого-то небольшого старого строения. То ли избушки, то ли сарая, с множеством своих, канувших в Лету тайн. И рассказать бы что-нибудь интересное и доброжелательное заблудившемуся путнику, да хозяин ветхого строения, тоже старенький, но по-прежнему озорной и мудрый домовой куда-то исчез, растворился в сумерках.

О том же самом прошедшем в деревне детстве, с такой же перекошенной от прожитых в забвении  лет,  с дырявым забором повествует и полотно «Калитка детства».  Открытая нараспашку, калитка  словно приглашает войти неожиданных и нежданных гостей.  Но на месте дома, сгнившего, разрушенного и разобранного, давно вырос хвойный лес. И это уже другая, чья-то чужая история.

 С такими же ностальгическими нотками по ушедшему детству и картина «Банька топится» (так вот куда перебрался тот самый домовой-рассказчик всевозможных историй, сбежав от сумеречного полотна «Человеку, умеющему слушать…»!). Подвалил домовитый и неприкаянный хозяин деревенского угла под бок к приятелю баннику, такой же нечистой силе из русского фольклора. Если этому «чистому-нечистому» баннику не понравишься, то и угореть от его негостеприимного приёма в бане недолго. 

Из той же серии забвения и воспоминаний «Летний полдень» с полуразвалившимися хатёнками, с полощущимся на ветру белым постельным бельём; «Подъезд» дома с обвалившимся фасадом, в котором за решёченными окнами тлеет, догорая чья-то на склоне лет жизнь. Или одинокая «Скамейка», встречающая рассветы и провожающая закаты в чистом поле. Разбитая, она ещё помнит поцелуи сидящих на ней влюблённых.

 Особое место занимают на выставке картины, посвящённые речным водоёмам, а значит и экологии Кузбасса. Так, на картине «Таргай» изображён водоворот чистейшей воды, сквозь которую просматривается песчаное дно. К живительной влаге тянутся, как сухие ветви, так и ещё живые, невысохшие, что обрамляют этот пока ещё живой источник жизни. Но уже  ощущается наступление песка, который упорно надвигается на водоворот. Год-другой, и исчезнет этот весело струящийся, игривый водный поток. Как исчезает и сами таргайские, экологически чистые окрестности от наступления угольных разрезов. Из этого же таргайского мотива  работа «Водичка» с прозрачной водицей, каменистым дном и солнечными бликами, играющими на воде, как на клавишах старинного рояля.  А рядом портреты - собаки по кличке Флейта, с неимоверно грустными глазами, Анатолия с придавленным годами взглядом мудрого человека, с юным округлым личиком то ли дочки, то ли внучки… Картины «Весна», «Осинки», «Витин пруд», «Пижма», «Лестница в небо», и другие.  Что и говорить! Автор умеет увидеть красоту в простом и  обыденном. И пригласить зрителя вместе с ним и полюбоваться, и порадоваться, и погрустить над этой нашей такой непростой обыденностью.  

Выставка Константина Дверина «Живопись»  продлится до октября.


Просмотров статьи: 493