Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Мистика картин двух нидерландцев

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Биографам этих двух живописцев пришлось изрядно потрудиться, чтобы собрать из мизерного числа известных фактов историю их жизненного пути. За ними до сих пор тянется шлейф мистики и тайн. Разгадать знаки на их картинах пытаются и посетители Новокузнецкого художественного музея, в котором недавно открылась выставка репродукций на холсте двух величайших художников – Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего. Предоставили копии картин мастера из Ставрополья, которые давно сотрудничают с музеем и которые и до этого заполняли залы музея шедеврами других живописцев с мировым именем. Как и в прошлый раз ставропольцы привезли в Новокузнецк репродукции в технике жикле – технике высококачественного цифрового воспроизведения изображения на холсте.

Босхианский гротеск

Нидерландцы Иероним Босх и Питер Брейгель Старший по праву считаются одними из самых мистических фигур в истории живописи. Это касается не только их картин, но и жизни. Несмотря на огромную популярность, художникам каким-то образом удалось остаться в тени истории. Из биографии каждого из них известны лишь основные вехи. Даже своим наследникам ни Босх, ни Брейгель не оставили практически никаких документов или записей. «Личными дневниками стали только их картины. Современники Босха и Брейгеля видели в их полотнах гораздо больше смыслов, чем мы сейчас. Многие символы и аллегории, понятные людям ХV–ХVI веков, не всегда ясны современному человеку. Эти картины – мистика и тайна», – поясняет куратор выставки Екатерина Козлитина, научный сотрудник музея.

Имя Иеронима Босха прочно ассоциируется с эпохой средневековья – со страстями, страданиями, грехами, чертями и демонами. Его работы – синоним загадочности, таинственности, средневековой мистики. Его полотна – удивительнейшие ребусы, познать смысл которых человечество стремится уже несколько веков. Однако жизнь самого художника нельзя назвать бурной и полной событий. До сих пор неизвестен год его рождения. Историки-искусствоведы называют приблизительно 1450-й. Известно лишь то, что он был богат и пользовался огромным уважением, в том числе среди служителей католических храмов, для которых писал картины на церковные сюжеты.

Произведения Иеронима Босха поражали и восхищали зрителей. Ему повезло – художника слава достигла апогея при его жизни, она не была посмертной, как у других. Прочие живописцы, и его современники, и жившие спустя столетия, делали с его картин и рисунков сотни копий, писали собственные, навеянные его композициями. Художник, изображая в своих работах гармонию и праведную жизнь рая, мог взять и перевернуть своих персонажей вверх ногами. Люди у него стоят на головах, рыбы летают, птицы плавают, а фруктовые плоды так велики, что могут, словно в отместку, хватать и пожирать людей. О босхианском аде, его символике, до сих пор спорят специалисты. Что уж говорить о зрителе, который может стоять у полотен Босха часами, но так и не разгадать задуманные и выписанные художником метафоры!

Именно за эти неподдающиеся расшифровке видения Босха, который говорил, что, чтобы понять ужасы и грехи мира, стоит лишь заглянуть в себя, обожали мастера живописи – те же сюрреалисты, считавшие его своим предтечей и равнявшиеся на него (вспомнить хотя бы Дали). «Возможно, именно за эту мистическую таинственность и любит его неискушённый зритель. Ведь тайна куда более притягательна, чем её разгадка», – утверждают искусствоведы.

«Корабль дураков», «Поклонение волхвов», «Святой Иероним за молитвой», «Святой Иоанн на Патмосе», «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», «Святой Кристофер», «Извлечение камня глупости», «Блудный сын» – названия лишь нескольких из тех репродукций картин, которые представлены на выставке. Одна из них под названием «Извлечение камня глупости», к примеру, представляет собой фольклорную линию в творчестве художника. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало быть глупым, безумным, с головой не на месте. Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. На картине, вопреки ожиданиям, извлекается не камень, а цветок, ещё один лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике этот цветок подразумевал глупую доверчивость.

Как это часто случается, через некоторое время Босха забыли. Босхиановский гротеск уступил место классицизму и академизму, которые воцарились в мировом искусстве. Однако пять лет назад Европу вновь охватила босхианская лихорадка, причина тому – 500-летняя годовщина со дня смерти художника (1516 год). Многочисленные торжества по такому случаю прошли в родном городе художника Хертогенбосе (кстати, в честь него художник, имя которого на самом деле Иерун ван Акен, и взял себе псевдоним Иероним Босх). Приехавшие на торжество поклонники босхианского гротеска смогли принять участие в дискуссиях на самые разные темы – от качества и вкуса голландского пива до монашеской жизни или истории психиатрии, а также совершить путешествие по раю и аду, проплыв по древним извилистым каналам города, восхититься городскими видами с 25-метровой высоты собора Святого Иоанна, понаблюдать за необычной лодочной флотилией с фантастическими образами из произведений Босха и увидеть животных, которые появились на сцене в голландском премьерном спектакле «Об Иерониме Б.». И, конечно же, всех ожидали в выставочных залах таинственные, насыщенные мистической символикой картины Босха, предоставленные ради торжества творческой феерии из других музеев мира.

Художник мятежных ангелов

В следующем зале Новокузнецкого художественного музея можно видеть репродукции Питера Брейгеля Старшего, известного также под прозвищем Мужицкий из-за большого количества картин на крестьянскую тематику. Он был самым знаменитым из носивших эту фамилию живописцев и графиков. Родоначальник творческой династии он – отец Питера Брейгеля Младшего (Адского) и Яна Брейгеля Старшего (Райского), а также внуков и правнуков, которые пошли по стопам своего деда. Искусствоведы считают его, пожалуй, одной из самых неоднозначных личностей в истории живописи. Биографам Питера Брейгеля Старшего пришлось немало потрудиться, чтобы, ссылаясь на редкую и малочисленную информацию, собрать и составить описание его жизненного пути. О Питере Брейгеле Старшем найдено всего три (!) доподлинных документа. Даже год и место его рождения указываются предположительно – с 1525 по 1530 год. Неизвестно, кто его родители (считается, что крестьяне), а также то, как и когда он начал проявлять интерес к рисованию, кто стал его первым учителем. За всю свою жизнь Брейгель не нарисовал ни своего автопортрета, ни портретов своей семьи, не оставил никаких писем или дневников. Один из известных официальных документов – запись в журнале Гильдии живописцев имени Святого Луки. Она гласит, что в 1551 году в неё вступил Питер Брейгель.

По картинам Брейгеля Старшего можно судить о том, что он был достаточно просвещённым человеком, догадаться, чем он жил, каковы были его мысли, как он понимал своё предназначение. Чтобы его признали настоящим и полноценным художником, Питер Брейгель Старший направляется в путешествие по Италии, которая в те годы была, как, впрочем, и в наши дни, мировым центром притяжения для творческих личностей. Здесь он знакомится с признанными мастерами живописи, обучается у них, создаёт собственные картины и гравюры. При этом работы итальянских корифеев нисколько не повлияли на творческую индивидуальность этого «странного голландца».

После года путешествия по итальянским достопримечательностям художник возвращается в родной Антверпен, где наступает период расцвета его творчества. Он пишет «Поклонение волхвов», серию полотен «Времена года», «Перепись в Вифлееме», «Мизантроп», «Свадебный танец», «Детские игры», «Падение мятежных ангелов», «Фламандские пословицы», «Падение Икара», «Крестьянскую свадьбу», «Притчу о слепых», «Вавилонскую башню», «Охотников на снегу» и другие картины.

«Падение мятежных ангелов» Питер Брейгель создал под воздействием на него творчества Иеронима Босха. Спародировав его манеру письма и обращение к церковной тематике. Как известно, Босх всё предпочитал устрашать – лица уродливы, чудовища страшны до ужаса, в целом атмосфера в его произведениях жутковатая. Брейгель также создал жуткую историю, взяв за основу легенду о падении ангелов из рая в пекло. На картине Брейгеля они, крылатые и быстрые, трубят в трубы и сражаются с нечистью. Чудовища наступают на обессиленных, но не сдающихся в кровавой битве ангелов. Некоторые ангельские сущности, погибая, и сами превращаются в чудовищ. Или «Притча о слепых», также основанная на евангельском сказании о фарисеях: «Оставьте их. Они – слепые вожди слепых, а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму». Для Брейгеля слепые и калеки, просившие милостыню по деревням и просёлочным дорогам, были неотъемлемой частью пейзажа. Он пишет своих слепцов без тени сентиментального сочувствия, но с медицинской точностью, которая позволяет в дальнейшем исследователям его картин даже определять диагнозы брейгелевских персонажей. Одна из лучших работ художника – «Охотники на снегу», на которой изображена альпийская деревушка зимним днём. Лиц на картине множества, изображённых фигур мы не видим. Однако слышим хруст снега под ногами людей, лай собак, весёлые возгласы конькобежцев, треск костра. И такое здесь ощущение простора! Такое единение человека с природой! И хочется верить, что этот шедевр мог создать только человек с полной гармонией в душе.

Выставка репродукций картин Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего продлится до 22 августа.


Просмотров статьи: 490