Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Три «кита» Ярослава Беляева

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Новокузнецкий фотожурналист Ярослав Беляев не только удивил как, впрочем, всегда, но и заставил оглянуться на пройденный жизненный путь, мысленно возвратиться лет этак на дцать! Вспомнить с умилением и ностальгической ноткой в сердце былое, когда с ним в паре – журналист и фотокор – приходилось бывать в репортажных забегах: порой серьёзных, очень уж ответственных, порой – забавных и даже уморительных, но каждый раз таких интересных! Заставили заглянуть в прошлое фотоснимки, выставленные в окнах Новокузнецкого художественного музея на второй по счёту персональной выставке Ярослава Беляева, фотожурналиста российского государственного информационно-телеграфного агентства «ТАСС».

Первым был «Зоркий»

И назвал-то свою экспозицию коллега Ярослав Беляев, с которым мне довелось когда-то проработать более 15 лет, согласно своей жизненно-профессиональной установке «Во славу света и добра!».

На этом славном творческом пути он уже 30 лет (фотовыставка – юбилейная), но увлечение фотографией у автора экспозиции началось намного раньше – в 1980 году, когда отец подарил Ярославу фотоаппарат «Зоркий». Случилось это в год проведения в СССР Олимпиады. «Для того времени «Зоркий» был очень хорош! Впрочем, он и сейчас, в наши дни, довольно неплохой фотоаппарат», – отмечает Ярослав. Помнит даже свой первый снимок – шкодливого кота, который в качестве натуры первым попался под руку начинающему фотографу. Первый блин оказался тем самым комом: мальчишка печатал снимки при незавешенных окнах, и всё засветил. Опыт к юному фотохудожнику приходил с каждым днём, месяцем, годом. Тем более что в 1991 году Ярослав опять-таки с подачи отца пошёл учиться профессии фотографа. Первая же самостоятельная работа – должность фотокорреспондента в городской газете (там Слава Беляев и усвоил специфику газетного дела). Приехал как-то в Новокузнецк в гости да тут и остался, работая поочерёдно в городских и областной газетах.

В Новокузнецке большое влияние на становление Ярослава как профессионального фотографа оказал известный в журналистской среде старший его коллега-наставник Валентин Волченков. «Начав со времён Советского Союза работу с плёночных камер, Ярослав перешёл на цифровую технику, освоил современные программы. В эти же годы своим профессиональным кредо Ярослав выбрал позитив. «Главным в работе для меня стало то, чтобы в моментах нашей жизни найти светлое и доброе», – признавался Ярослав. В настоящее время достичь высокого профессионального уровня автору помогает большой опыт работы и любовь к избранному делу», – отметил куратор выставки Александр Клещевский, научный сотрудник Новокузнецкого художественного музея.

«Аппаратура – вещь хрупкая»

И не только увидеть в представшей перед ним натуре «доброе и вечное» характеризует работу Беляева. «На самом деле снимать просто: нажимаешь на кнопку фотоаппарата, и всё получается! Иногда такой процесс доходит до автоматизма. Но помогают мне в этой простоте три «кита» – интуиция, опыт и удача. Опыт как раз и даёт возможность поймать удачный миг. Кроме того, во всём важен поиск композиционных решений», – признаётся Ярослав. О поиске этих решений многие газетчики знают не понаслышке. В выборе удачного ракурса Ярослав Беляев может ничком упасть на пол, забраться на стол или табурет. «Да Беляеву иногда сделать снимок и сидя на шкафу – раз плюнуть!» – шутили знакомые журналисты. И один совет, который он даёт начинающим фотографам – очень бережно обращаться с фотоаппаратурой, своим рабочим инструментом. «Потому что аппаратура – вещь хрупкая. Ты будешь аккуратно к ней относиться, и она будет тебя любить. Станет единым целым с фотожурналистом. Для бережного обращения и страховки обязательно нужен поддерживающий её ремень на шее и надёжная крепкая сумка. Снимать следует со штатива. Это даёт запас времени для работы с персонажами съёмки. Позволяет подумать над композицией. Выстроить кадр. Найти дополнительные элементы и яркие детали», – советует новичкам он, сегодня уже мэтр фотосъёмки.

Все работы на фотовыставке «Во славу света и добра!» – первополосные. То есть были представлены на первых полосах газет и обложках журналов. Выполнены снимки в основном в двух жанрах – портретном и репортажа. На некоторых из событий довелось побывать и мне вместе с Ярославом. Так что, глядя на выставленные в окнах Новокузнецкого художественного музея фотоработы, поневоле пришлось предаться воспоминаниям о тех моментах, которые в те годы, часы и минуты поймал зоркий глаз фотообъектива.

Романтика в профессии

Вот фотоснимок под названием «Обращение к солнцу», на котором изображены известные боксёры Николай Валуев и Юрий Арбачаков с поднятыми к солнцу ладонями рук. Дело было во время незабвенной экспедиции в Азасскую пещеру в гости к Снежному человеку. Но прежде чем углубиться в усть-кабырзинскую тайгу и добраться до пещеры, в которой Снежный должен был обитать, участники экспедиции прошли обряд под звуки бубна шаманом. А значит, были благославлены солнцем Горной Шории. Отсюда и поднятые навстречу солнечным лучам руки ладонями вверх. Надо отметить, что Николай Валуев оказался человеком с большим чувством юмора. И когда при входе в пещеру вдруг неожиданно на песчаной почве обнаружился след якобы Снежного обитателя, все вокруг него радостно засуетились, дескать: «Нашли! Нашли!». Почётный гость экспедиции по-философски произнёс: «Ну, здравствуй, братка!»

Или снимок «В ожидании гола». На нём запечатлены два тренера, лица которых напряжены из-за боязни пропустить ответственный бросок шайбы в ворота противника. Снимок «Богатыри», на котором трое крепких мужчин ухарски ломами убирают перекинутый в зимнее время через Томь мост – крепкий деревянный настил. При этом на фоне стоящего в стороне совершенно ненужного в подобной ситуации мощного бульдозера. Вот снимок «Романтика», где на стене старого дома, под полуобвалившимся балконом, на котором из-за кирпичей видна гитара и под которым белой краской выведены слова большого, от всего сердца признания: «Люська, я тебя люблю!». Снимок был бы не столь образным и говорящим, если бы не согбенная фигурка старушки, в спешке пробегающая мимо этой любовно-надрывной надписи. Интересна и фоторабота «Горячий футбол». С изображением гоняющих в закатных лучах солнца мяч трёх игроков. По словам Ярослава, он с женой Валентиной и сыном Яшей возвращался с пляжа, когда вдруг увидел этих мокрых от пота, самозабвенно играющих футболистов. Ярослав долго искал нужный ему ракурс. Семья, конечно же, не выдержала этих долгоиграющих поисков и, не дождавшись ставшего в творческую стойку папу, ушла домой. А глава семейства надолго задержался возле игроков с фотоаппаратом в руках. От этой встречи остался снимок, ставший сегодня выставочным экспонатом. (К слову, в семье быть фотомоделями домашнего фотографа не желают: не выдерживают долгих творческих поисков Ярослава). И тут же в одном фоторяду – «Сбор урожая», «Дистанция», «В гостях у сказки», «Перекрёсток эпох», «Бизнес в объективе», «Парад невест», «Белые пляжи Сибири» и другие. Всего 15 фотоснимков, в создании которых помогли опыт и, конечно же, удача Ярослава.

Интересны у автора выставки и портреты («Женский портрет», «Портрет Владимира Богачёва»).

– Человек очень любит фотографироваться! А портрет, считаю, так вообще один из популярных жанров. Потому что человеческое лицо – самый интересный объект для съёмки. Выражение на лицах очень быстро меняется. И, кажется, что среагировать на его перемены и нюансы невозможно. Мимика не так сработала, и – всё! Фотосъёмка может пойти не так, – рассказывает Ярослав.

Два последних года он плотно занялся женским портретом. В отборе сделанных им фотоснимков помогает жена Валентина, по профессии журналист. «У Вали – чисто женский взгляд на всё снятое мной. Она смотрит на сделанные мной портреты со своей точки зрения. И я с ней считаюсь», – признаётся муж-фотограф.

На вопрос, как он проводит в таком ускоренно-напряжённом рабочем темпе свободное время, ответ у Ярослава один: «У фотожурналистов фактически нет свободного времени. Я всегда на работе. Приходится порой вставать в пять часов утра – самое пиковое время для съёмки удивительных по красочности и образности рассветов. И почти каждый вечер бежать на съёмку закатов. Романтика!»


Просмотров статьи: 748