Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Видеть мир не так, как все

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: Эльвира ЛАБЕР и Мария КОРЯГА

Так случилось, что в последние годы фотография если не полностью, то очень сильно ушла в цифру. Распечатанные на бумаге снимки для очень и очень многих становятся символом прошлого, атрибутом времени плёночных фотоаппаратов. В эпоху, когда фотоаппарат есть в любом телефоне, люди перестают видеть в фотографии искусство, считая излишним «ловить момент», ведь можно легко нащелкать 10–15 кадров, а потом выбрать более-менее подходящий.

К счастью, это касается не всех. Остались ещё настоящие фотографы, способные смотреть на окружающий нас мир не так, как все остальные люди, а как художник, который видит красоту даже в самом обыденном. Есть такие творческие люди и среди новокузнецких мастеров фотографии.

Неделю назад, 3 июня, в Новокузнецком художественном музее состоялось открытие персональной фотовыставки нашей коллеги Марии Коряги, чье имя наши читатели видят под большинством фотографий в газете «Новокузнецк», даже не подозревая, как много интересного остаётся за рамками этих публикаций.

Открытие выставки «Красота в моменте» получилось весьма масштабным, поздравить Машу и посмотреть на её работы пришло несколько десятков человек – друзья, коллеги, знакомые и незнакомые любители искусства. Было много цветов, прозвучало много тёплых слов и пожеланий. А в книге отзывов в первый же день было заполнено несколько страниц.

Работая рядом с Машей уже не один год, я, конечно же, знал, видел и чувствовал, что она может снимать не только заседания, мероприятия и различные ремонты. Видел, как даже в обычной рабочей съёмке она пытается найти интересные ракурсы, удачно подать образы героев наших интервью, как она переживает, когда в печать попадают не самые лучшие с её точки зрения фото. Видел, как она радуется и раскрывается, когда доводится снимать что-то необычное и нерядовое.

Но и для меня, и для большинства пришедших в прошлый четверг в музей, увиденное стало очень приятным открытием.

«Обсуждая тему первой персональной выставки Марии, мы с ней единогласно пришли к выводу, что показать свои фото, сделанные вне работы, будет самым правильным, – рассказала куратор выставки Эльвира Лабер. – Её событийные снимки видят все, а вот личное остаётся неизданным. Выставка получилась многоплановой. Работы с сильной композицией («Прогулка по дну океана», «Русский музей», «Геометрия полета», «Голуби») соседствуют с декоративными, наполненными интересными деталями («Солнечные цветы», «Городской дятел», «Весенний снег»). А рядом с ними снимки, где на первый план выходит цвет («В стогах», «Триумфальная арка») Снимки, очень разные по содержанию, по композиции, по сюжетам, но все они, как цветные стеклышки в калейдоскопе, объединяются в общий орнамент экспозиции и вызывают восторг и радость от увиденного».

Удивлены увиденным оказались даже коллеги по цеху журналистики. «Она показала нам то, что мы никогда не видели в печати – свои фотографии природы, городских пейзажей, – отметила председатель Новокузнецкого отделения Союза журналистов России Надежда Бейльман. – Очень интересным получилось сочетание фотографий Новокузнецка с фотографиями Парижа, немецких городов. При этом наши новокузнецкие улицы, дома, исторические здания выглядят ничем не хуже мировых достопримечательностей. Хочу отметить смелость Маши в том смысле, что не все фотографы отваживаются на персональные выставки. А жаль, потому что где-то в своих потаённых уголках они, возможно, прячут от нас самые лучшие свои творения. Я рада, что среди наших новокузнецких журналистов есть такие способные талантливые мастера фотографии как Мария Коряга».

«Соглашусь со всеми, кто присутствовал и высказывал своё мнение на выставке, что Марии Коряге удалось нас удивить, – поделилась эмоциями главный редактор газеты «Эхо Кузбасса» Мария Изенкина, к слову, ещё не так давно возглавлявшая газету «Новокузнецк». – Эта сторона её творчества (и даже больше – натуры, личности) для многих стала открытием. Оказалось, что Маша – очень романтичный человек, тонко чувствующий красоту, и фотограф, избегающий привычных ракурсов и постановочных работ. Особое впечатление произвела фотография «Яблоки в саду» – она очень натурально передала свежесть зелёного сада после дождя и то самое ощущение, что красота – в моменте».

При первом взгляде на работы Маши даже не задумываешься, что это фотографии – настолько они живописны, красочны и художественны. На эту особенность очень многие обратили внимание. «Фотографии Маши очень образны! Это не просто снимки, это – художественные полотна, – уверена наша коллега Татьяна Шипилова. – В них глубоко таится и первый, и второй и даже третий пласт образного осмысления. Казалось бы простой по сюжету снимок, сделанный во Франции: пасущиеся возле «островка» старинного замка овцы. Милая картинка, некая старинная пастораль, которая пробилась в нашу, с бешеным ритмом жизни современность. Но ты вдруг начинаешь ощущать себя в юности. На тебя неожиданно нахлынули яркие воспоминания из студенческой жизни, когда приходилось сдавать нашему строгому преподавателю иностранной литературы в Иркутском универе экзамен, вытащив при этом билет о творческом периоде французских поэтов-вагантов».

Удивлена оказалась и сама Маша: «Не ожидала, что придёт столько людей, что будет сказано столько хорошего! Ещё больше, надеюсь, придёт посмотреть выставку в удобное для них время. Я рада, что смогла кого-то удивить, кого-то впечатлить или порадовать своими фотографиями. Ответная реакция для меня очень важна, и сегодня я её получила в большом количестве!»

Чуть позже, когда начальный ажиотаж и эмоции схлынули, мы поговорили с Машей об этой, неизвестной многим стороне её творчества. Задавать «дежурные» вопросы не хотелось. Я и так знал, что фотографирует она с раннего детства, что в 10 лет у нее появился личный фотоаппарат – Смена-8М, что самые ранние работы с выставки были сняты ещё до того, как она официально, с записью в трудовой книжке, стала работать фотографом.

– Что для тебя снимать проще – природу, город, людей?

– У меня нет какой-то специализации, поэтому для меня это не принципиально. Если я вижу что-то интересное, я снимаю, независимо, к какому жанру это потом можно будет отнести.

– Есть ли среди работ на выставке постановочные фото?

– Только одна работа из 37. Я действительно чаще «ловлю момент», чем организую его. Так интереснее и правильнее, на мой взгляд. Если у меня есть в голове картинка, я могу «организовать» то, что будет в кадре. И это тоже бывает интересно. Но для себя я чаще всего снимаю всё же спонтанно.

– Важно ли для тебя место съёмки? Где лучше всего ловить тот самый момент?

– На самом деле, особой разницы нет. У меня здесь есть фото, сделанные во Франции, Германии, Питере, Новокузнецке, Шерегеше. Интересно может быть везде. На выставке есть работа «Вид из окна». Я тысячи раз смотрела в это окно, а тут вдруг как-то по-особенному всё сложилось – снег, свет, оранжевые окна, как в сказке какой-то. И я не смогла не сфотографировать это.

– Насколько интересно и тяжело снимать то, что до тебя уже сотни тысяч раз сняли другие?

– Всегда можно найти что-то необычное даже в привычном для всех. К примеру, глядя на Эйфелеву башню я увидела перед собой голубей, которые и попали в кадр. Никто на них особо не обращал внимания, но потом я заметила, что многие стали за мной повторять. Триумфальную арку со «своего ракурса» и в таком свете я тоже практически не видела. То же самое с питерскими фото – да, места всем знакомы, но всегда можно привнести в кадр что-то своё, и будет интересно.

– Не удержусь от дежурного вопроса: какие планы на будущее после этой выставки? Будут ли другие?

– Думаю, можно было бы сделать выставку с репортажными работами. Там тоже происходит много интересного, и многое при этом не попадает в печать. Это будет уже более привычно для всех, знающих мою работу, но и там тоже я попробую удивить.


Просмотров статьи: 745