Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Есть такое понятие – «сезон травм»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Марии КОРЯГА

Вот и настали тёплые летние деньки! С дачно-огородным притяжением, с гонкой на велосипедах по городским улицам и дорогам, с таёжными вояжами за дикоросами и за впечатлениями. Но с тёплыми днями наступает и так называемый сезон летних травм – с начала лета нагрузка на медицинских работников травмпункта ГКБ №1 увеличилась более чем в два раза. Ежедневно к врачам-травматологам обращаются от 130 до 180 человек. А вообще за весенне-летний сезон докторам приходится принимать от двух до трёх тысяч пациентов. О том, чего стоит опасаться в летний период рассказывает Михаил Баранов, заведующий амбулаторно-травматологическим отделением Первой городской клинической больницы, доцент кафедры травматологии и ортопедии, член Общественного совета при Управлении МВД России по городу Новокузнецку.

– Михаил Юрьевич, несколько слов о себе…

– Работаю в этой сфере медицины, травматологии, более 40 лет. Во время учёбы в Кемеровском мединституте два года трудился в городском травмпункте медбратом. Зашивал раны, ставил уколы. С 6 августа 1980 года приступил к работе в Новокузнецкой травматологии, 27 лет проработал главным травматологом города, сегодня – в должности заведующего амбулаторно-травматологическим отделением. Между прочим, главным травматологом города в настоящее время работает мой родной племянник Сергей Юрьевич Кайдалов. Так что медицина – это у нас семейное.

– Михаил Юрьевич, действительно ли существует понятие «сезонные травмы»?

– Да, есть такое определение! Более того, существует общепринятое мнение о том, что зимой травмируются больше, чем летом, ведь в летнее время нет гололёда, нет специфических зимних падений. На самом деле это заблуждение. Соотношение зимних и летних травм – 40% к 60%. И летом часто можно поскользнуться на мокрой траве, на огородных межгрядочных тропках после полива. Упасть, как на льду. И, конечно же, травмироваться. Плюс к этому есть огромное количество летних травм, связанных с сельскохозяйственными работами. Народ начинает дружно строгать, пилить, заколачивать гвозди… Страдают часто пальцы рук и ног. Или вариант на пляжах. Немало людей купается в запрещённых местах. Речное дно при этом может быть усыпано битым стеклом и разного рода железяками. Такое же «покрытие» можно встретить и на берегу. Результат – травма. Кроме того, надо учесть летнюю езду на роликах, велосипедах, скутерах и скейтбордах. Начинаются летние каникулы, дети не ходят в школу. Проводят много времени на улице, нередко без присмотра взрослых, а значит, увеличивается детский травматизм.

– Наверное, особой статьёй проходит в это время категория пострадавших от укуса клещей? Ведь таёжные прогулки за дикоросами и походы по лесным маршрутам никто не отменял!

– Естественно, в этом списке сезонных травм значится и лесная напасть – клещи. Пострадавшие от их укусов – основная часть травмированных. Начиная с середины мая до конца июня, мы ежедневно принимаем более сотни укушенных. И на каждого уходит немалое количество времени: надо открыть амбулаторную карту, удалить присосавшееся насекомое, сделать вакцину.

Однако в этом сезоне есть и свои особенности. Если раньше, в начале весны мы всем подряд ставили иммуноглобулин, то в настоящее время согласно приказу Министерства здравоохранения перешли на избирательный метод уколов. Связано это в том числе с дороговизной препарата. Одна ампула иммуноглобулина стоит от 1 000 до 1 200 рублей. И если его ставить 50–60% пациентам в день, то сумма получается довольно внушительная. Тем более такая вакцинация – дело отнюдь не полезное. Это подобно пальбе из пушек по воробьям. Из ста укушенных заражённых энцефалитным клещом может быть человек восемь. Ну а мы-то ставим уколы всей сотне!

Начиная с конца прошлой недели, иммуноглобулин предназначен только для детей. У взрослых клещ берётся на исследование. В случае если от насекомого укушенный избавился, на исследование направляется его кровь. И только при положительном результате жертве укуса положен укол. Это правило уже давно действует в Томской и Новосибирской областях. Мы же, работая буквально с колёс, начали внедрять его согласно приказу Министерства лишь на днях.

Надо сказать, что укушенных клещами в настоящее время очень много. Начиная с девяти часов вечера, травмпункт напоминает переполненный автобус. Так что нагрузка на наших медработников в эти дни очень внушительная. С зимним «днём жестянщика», когда немало горожан страдают от гололёда, эта ситуация несравнима.

– Какие рекомендации у вас существуют на этот счёт? Как уберечься от клещевого энцефалита?

– Фразы, которые я говорю по этому поводу на протяжении нескольких лет, стали уже летучими. Клещ – не комар. Он не летает, он живёт в траве. И прежде чем ему добраться от стопы до головы человека, пройдёт достаточно времени, и потому, когда выходите из леса, следует снять и отряхнуть одежду, осмотреть друг друга на наличие маленького лесного «друга». Естественно, для пригородных прогулок в это время необходима соответствующая одежда. В ход предварительно могут пойти и разного рода репелленты. Ну и два раза в год до начала клещевого сезона, чтобы не заболеть от укуса, следует пройти первичную вакцинацию: сделать два укола – весной и осенью.

– Михаил Юрьевич, не могу не поинтересоваться: среди журналистов ходят разговоры о вашей легендарной тетради, в которую вы записываете разного рода случаи, связанные с врачебной практикой. Не поделитесь ими с нашими читателями?

– Пожалуйста! Поделюсь курьёзными. Однажды в пропускник привезли подобранного на улице пьяного, которого в лежачем состоянии укусила за голову уличная собака. Да не просто укусила, а оттяпала вместе с волосами внушительный кусок кожи на голове. Врач спрашивает у него: «Что случилось?» Вновь прибывший поясняет: «Да вот собака укусила! Кожу с головы содрала». Врач, снимая повязку, делает заключение: «Да нет, дорогой! Это она тебя не укусила. Это она тобой поужинала!» Или такой случай. Молодой пациентке был поставлен на ногу аппарат Елизарова, с помощью которого растягивается кость, при этом ощущения довольно неприятные. Врачу приходится ключом затягивать на аппарате гайки. Для проведения очередной манипуляции молодой и довольно симпатичный доктор пригласил молодую пациентку в ординаторскую. При виде гаек и ключа в девушке тотчас проснулся страх. Видя, что пациентка трясётся и боится процедуры, симпатяга доктор успокаивает: «Ну что ты так переживаешь? Я ведь ещё тебя не трогаю!» – «Да лучше бы вы, доктор, меня потрогали!» – не растерялась молодая пациентка. Или такой эпизод. На приём к травматологу приходит женщина с ушибом пальца. Врач, осмотрев место ушиба, даёт совет: «Ну что ж! Прикладывайте к ушибу холод!» Пациентка удивлена: «И всё?» Врач переспрашивает: «А что ещё?» Пациентка возмущается и настаивает: «Ну вы же врач! Сделайте что-нибудь ещё!» Тогда врач берёт её руку и с осторожностью дует на ушибленный палец, как это обычно делают с маленькими детьми, когда они ушиблись. Дуют, приговаривая: «У котика боли, а у Феди тотчас заживи». Так что с нашими пациентами скучать не приходится.


Кстати

Лето – беспокойная пора и для сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних. О том, чего стоит опасаться родителям малолетних детей, а также школьников, для которых наступили летние каникулы, рассказывает Надежда Тиунова, заместитель начальника отделения участковых уполномоченных по делам несовершеннолетних Управления МВД России по городу Новокузнецку.

– С наступлением тепла горожане открывают окна для проветривания своих квартир в многоэтажных домах. Именно они в домашних условиях по недосмотру взрослых становятся тем самым «очагом» опасности для жизни и здоровья несовершеннолетних детей. И это постоянно должны иметь в виду родители. Дети, опираясь на ненадёжно закреплённые москитные сетки, выглядывая в открытые окна, падают с высоты многоэтажного дома. Так, в апреле этого года выпал из окна, расположенном на четвёртом этаже многоквартирного дома, полуторагодовалый ребёнок. С тяжёлыми травмами девочка была доставлена в больницу. И подобные случаи – не редкость. В прошлом году для оказания срочной медицинской помощи пришлось вызывать самолёт, принадлежащий санавиации, чтобы доставить пострадавшую от падения девочку в одну из больниц областного центра.

Немалая опасность подстерегает детей и на водоёмах. Без присмотра взрослых они могут оказаться не просто в опасных – в безвыходных для сохранения жизни ситуациях. Нахождение детей на запрещённых для купания местах приводят к трагическим последствиям. Как это произошло в прошлом году на Запсибовских карьерах, когда утонул 17-летний подросток. Он был там без сопровождения взрослых, и в случившейся с ним ситуации – подросток стал тонуть – никто не смог оказать ему помощь. Родителей находившихся на водоёмах детей, которые решили самостоятельно отдохнуть на речных берегах, искупаться, привлекают к административной ответственности. Штраф достигает 500 рублей.

Представляют опасность для здоровья и жизни детей и недостроенные объекты, которых в нашем городе немало. В силу своего природного любопытства и желания исследовать незнакомый и, конечно же, привлекающий своей таинственностью объект, детвора устраивает в нём игры. Иные заканчиваются травмами. Порой, тяжелейшими. Так, с третьего этажа недостроенного и заброшенного здания на ДОЗ, 19 сорвался мальчик. Большое беспокойство у жителей близлежащих домов вызывает и недостроенный, оставленный без присмотра корпус, который находится у 29-й больницы. Об этих заброшенных недостроенных зданиях забывают их владельцы. Но, к сожалению, не забывает во время своих уличных игр в «войнушку» детвора.


Просмотров статьи: 727