Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Ты помнишь, как всё начиналось?

// Автор: Александр ШПРИНГЕР

Вчера, 19 мая, Новокузнецк отметил очень важный юбилей в своей истории – 80 лет назад вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании новых районов в городе Сталинске», который постановил: «1. Образовать Молотовский и Орджоникидзевский районы; 2. Объединить Куйбышевский и Привокзальный районы города Сталинска в единый, сохранив за ним наименование – Куйбышевский».

С этой даты сегодня ведут свою историю три новокузнецких района: Центральный, Куйбышевский и Кузнецкий, хотя Центрального, как единого, согласно этому указу, пока ещё нет, а Кузнецкий вообще не упоминается, но при этом фигурирует в экономической записке, подготовленной для утверждения районов в Новосибирске и Москве.

Нельзя сказать, что районы возникли вдруг и на пустом месте. Конечно же, нет. Здесь давно уже жили люди, активно велась застройка. И без администрации жители молодого города тоже не оставались. Но вот с районированием было всё не так просто, как может показаться на первый взгляд, в том числе из текста указа.

О том, как изначально обстояли дела на территории нынешних районов-юбиляров, и что происходило с их застройкой и организацией в дальнейшем, нам рассказал заместитель директора Новокузнецкого краеведческого музея по науке Петр Лизогуб.

К 1920-м годам на территории нынешнего Новокузнецка (дальние его окрестности в расчёт не берём) ситуация с населёнными пунктами и их локализацией выглядела следующим образом…

На правом берегу вот уже триста лет стоял город Кузнецк – со своей историей, взлетами и падениями. Был он относительно небольшой, но это был город, и при нём была своя администрация.

На левом берегу Томи в черте нынешнего города стояли две деревни. Одна из них, Бессоново, занимала часть нынешнего Центрального района (Соцгород, проспект Пионерский); другая, Араличево (Горбуново), находилась в центре нынешнего дальнего Куйбышева, главная её улица проходила в районе нынешней улицы Карла Маркса. Обе деревни были небольшими – в несколько десятков дворов.

Был ещё относительно крупный посёлок Сад-город примерно с тысячей жителей, построенный при железнодорожной станции. От изначально очень интересного проекта архитектора Андрея Крячкова из-за гражданской войны реализовать здесь практически ничего не вышло – к концу 1920-х посёлок представлял собой хаотичную застройку из частных домов и бараков. «Сад здесь воображаемый, а город – предполагаемый», – иронично отозвался о посёлке в 1926 году корреспондент краевой газеты «Советская Сибирь» Кравков.

В 1926 году государственная комиссия выбирает место под строительство завода, куда вошли Горбуновская площадка под производственные цеха плюс вся прилегающая территория вплоть до железной дороги.

Сад-город в эту территорию не вошёл, а обе деревни вошли и должны были пойти под снос. Жителей переписали, им была выплачена компенсация. Часть домов предполагалось первое время использовать под жильё кузнецкстроевцев, остальное по мере необходимости сносили.

Жителей обеих деревень выселили (кроме тех, кто остался на строительстве). Для них были выделены выселки, из которых впоследствии выросли Редаково и Точилино, поначалу носившие названия Ново-Бессоново, Ново-Араличево. Позднее эти территории стали частью Куйбышевского района.

В 1929 году на Кузнецкстрое начинаются полномасштабные земляные работы. Появляются и первые рабочие посёлки, вплотную примыкающие к будущему комбинату – Верхняя и Нижняя колонии – за и перед КМК. На Верхней, кроме строителей, жили инженерно-технические работники, иностранные специалисты и все руководство Кузнецкстроя. Застройка здесь была разноплановой, в том числе капитальной, но в основном деревянной. Нижняя колония – это исключительно деревянная застройка в виде бараков на несколько десятков человек каждый. Это были первые шаги и первые условные «районы» на месте нынешнего Центрального. Там были даже какие-то рабочие планы и схемы, в соответствии с которыми велось строительство, чего не скажешь о городе в целом. Названия у нового населённого пункта ещё не было, в документах писали просто: «Заводская площадка».

На правом берегу Абы уже изначально было запланировано капитальное строительство. Так появился Соцгород (нынешние улицы Хитарова, Энтузиастов). Сначала по проекту «Госпроекта» построили первые десять четырехэтажных каменных домов с трехкомнатными квартирами по сто квадратных метров, высокими потолками. Жильё получилось отличное, но довольно дорогое. Поэтому дальше, после приезда известного немецкого архитектора Эрнста Мая, строили уже по его концепции – дешево и сердито. Дома эти до сих пор стоят, и люди в них по-прежнему живут, поэтому здесь можно легко и без проблем прикоснуться к истории становления Новокузнецка.

Название это, к слову, в 1930 году уже начинает фигурировать в местных документах, хотя юридически оно пока никак не закреплено. Поэтому, видимо, пишут кто как – встречается и Новый Кузнецк, и Ново-Кузнецк и Новокузнецк. Это был такой временный технический вариант, подкрепивший в будущем поговорку, что нет ничего более постоянного, чем временное.

Также в 1930 году организуется и Городской совет, официально пока, опять же, не утверждённый «наверху». Жизнь била ключом, развитие нового города стремительно набирало обороты, и бюрократия за реальностью не поспевала. Сегодня это может показаться курьёзом, но у горсовета даже не было своей печати – все его постановления скреплялись поселковой печатью Сад-города, у которого с официальным признанием как раз все было хорошо. Поэтому по документам все, что было построено вокруг завода считалось Сад-городом, хотя фактически этот термин соответствовал относительно небольшой территории за железнодорожным вокзалом.

На месте нынешнего дальнего Куйбышева в начале 1930-х постепенно растёт шахтёрский посёлок Араличево, в 1935-м переименованный в Куйбышево после смерти видного государственного деятеля.

Кузнецк же продолжает жить уже не очень спокойной, но пока ещё своей отдельной жизнью, в ожидании неизбежных перемен глядя на бурными темпами растущий город по соседству.

3 июля 1931 года решением Президиума ЦИК СССР посёлок Сад-город преобразуется в город Новокузнецк – бюрократия, наконец, догнала реальность. Долгое время, кстати, именно эта дата считалась днём рождения южной столицы Кузбасса, о чём сегодня напоминает стела в парке Гагарина.

2 марта 1932 года происходит объединение Кузнецка и Новокузнецка в один город – Новокузнецк, спустя три месяца, 5 мая, ставший Сталинском. В сознании людей, к слову, Кузнецк ещё долго оставался городом. И не только в сознании – иногда его так именовали и в документах.

В это время появляются предтечи будущих районов города – райсоветы депутатов трудящихся. Первым стал Зареченский райсовет (по сути, Кузнецкий). 13 мая 1933 года к нему присоединяется Араличевский (с 1935 года – Куйбышевский). Территория удалённая, поэтому там очень нужно было местное управление. По сути это уже районы с прикреплённой к ним территорией, но как такового деления на районы в городе в то время ещё не было.

4 декабря 1934 года образуется Привокзальный райсовет, в чьё подчинение вошли Садгород, Редаково, Точилино, станции Сортировочная и Ново-Кузнецк с железнодорожным посёлком.

17 февраля 1937 года появляется постановление Горсовета, определяющее границы Сталинска на тот момент и оговаривающее границы территорий райсоветов. В нём, пока ещё на местном уровне, вводится понятие «район». При этом впервые наряду с Привокзальным (Садгородским), Куйбышевским, Старо-Кузнецким упоминается и Центральный район, обслуживаемый Горсоветом, куда входят Верхняя и Нижняя колонии, Соцгород, Болотная, Левый берег и Водная. За Старо-Кузнецком, кстати, этим постановлением закрепляется Островская площадка (в будущем – часть Заводского района).

Следующий шаг делается через полтора года. 28 августа 1939-го постановлением президиума горсовета организуется райсовет Центрального района, которому присваивается имя «Молотовский райсовет». Но это пока всё ещё не район.

В июле 1940 года горсовет отправляет в высшие инстанции ходатайство об образовании на территории Сталинска новых районов. Спустя почти год, вопрос был, наконец, решён положительно, что и вылилось в Указ от 19 мая 1941 года.

Для городских властей стало неожиданностью объединение Куйбышевского и Привокзального районов в один. Но, видимо, такой была «плата» за появление на карте города двух новых районов Молотовского и Орджоникидзевского. Город был ещё относительно небольшим (169 тысяч), поэтому пять районов для него (столько же, сколько и в четырехсоттысячном областном центре – Новосибирске) высшие инстанции посчитали чрезмерным. Опять же – экономия бюджета на дополнительном госаппарате.

Итак, город получил официально утвержденную схему районирования, а районы – официальную дату, от которой можно вести свои истории.

Очень интересно читать экономическую справку, которую подготовили как обоснование для официального образования районов. Пожалуй, она вполне может стать темой отдельного большого разговора, о том, каким был Сталинск накануне Великой Отечественной войны. Здесь для каждого района скрупулезно собрано воедино и пересчитано всё: улицы, кварталы, переулки; заводы, фабрики, артели; предприятия торговли и общепита вплоть до ларьков-палаток и школьных буфетов; культурные, образовательные и медицинские учреждения; организации, обслуживающие жилищно-коммунальное хозяйство. На такое обоснование грех было не наложить положительную резолюцию.

Постановление 1941 года, узаконив местные инициативы и реалии, окончательной точки, конечно же, не поставило. История районов-юбиляров претерпела ещё множество как предсказуемых, так и неожиданных поворотов.

В 1957 году Молотовский район на волне борьбы с культом личности переименовывается в Центральный – это название наконец-то официально появляется на карте города. В том же году в его состав вошёл посёлок Абагур.

Через три года, в 1960-м, из неимоверно разросшегося Кузнецкого района выделяется современный Орджоникидзевский, а прежний входит в состав Центрального. Отдельный новый район «пробить» по тем же причинам, что и в 1941-м, не получилось, поэтому поступили хитро – на бумаге «перенесли» управление Орджоникидзевским районом в посёлок Абашево, а по факту там появился совершенно новый район. В конце 1950-х в состав Кузнецкого района вошёл Заводской посёлок строителей Запсиба, выделившийся в 1963-м в отдельный район.

Куйбышевский район со временем прирос частью Центрального (ближнее Куйбышево), а затем и посёлком Листвяги, став, в итоге самым необычным районом города с точки зрения границ и характера застройки.

Окончательную ли форму приобрели границы районов-юбиляров сегодня? Скорее всего, нет. Мы помним, что сейчас, например, решается вопрос о присоединении к Центральному району части района Новокузнецкого напротив Вертолётной площадки на другом берегу реки. Кто знает, не появятся ли подобные инициативы в будущем и не станем ли мы свидетелями новых историй?..


Просмотров статьи: 767