Окна образов и воспоминаний
Как, каким доступным образом популяризировать творчество известных и ещё малоизвестных художников? Как заинтересовать горожан, чтобы те восхитились красочным видением мира того или иного творца? Чтобы не просто удивились разнообразию творческих биографий, но от увиденного в каждом из зрителей проснулось желание зайти в музей, продолжить своё знакомство с всепоглощающим миром искусства?
В Новокузнецком художественном музее в отличие от других музеев городов Кузбасса нашли ответ на все эти вопросы. Здесь определили один из доступных вариантов знакомства горожан с произведениями как городских, так и иногородних художников: размещают художественные работы, написанные в разных техниках, в музейных окнах. На днях состоялся очередной оконный вернисаж. К 300-летию Кузбасса одновременно прошло открытие сразу двух выставок, написанных маслом и акварелью. Это персональная выставка живописи Галины Волковой «Кузбасские пленэры» и отчётная выставка музейной изостудии «Акварелька».
«Нашей рукой пишет природа»
У выразителя пейзажной лирики, как иногда называют пейзажи Галины Волковой, специальность не просто художника – настоящего модельера-технолога. Галине Викторовне после окончания Владивостокского техникума лёгкой промышленности довелось поработать художником в редакции заводской газеты, затем художником-технологом экспериментального цеха меховой фабрики, художником-оформителем городского спорткомплекса. Шесть лет она возглавляла творческое объединение художников города Осинники «Радуга». (В 2009 году из-под её пера вышла о них книга «Жизнь в красках»). Работала заведующей выставочным залом детской художественной школы. На протяжении 12 лет состоит в региональном Новокузнецком объединении свободных художников «Сибирские просторы». Из наград для неё наиболее значима полученная в 2010 году за серию портретов ликвидаторов аварии на Чернобыльской атомной станции. Галина была награждена нагрудным знаком «В память о катастрофе на Чернобыльской АЭС. 25 лет».
Шесть раз Галина Волкова становилась участницей областных пленэров, которые проходили в живописных местах Кузбасса и девиз которых ёмко заключён в одном предложении «нашей рукой пишет сама природа».
– На пленэрах можно получить творческое вдохновение и жизненную силу. Встречи кузбасских художников на лоне природы питают наше творчество, дают определённый опыт. Мы знакомимся с художественными особенностями каждого, общаемся на самые разные темы. Делимся опытом и различными творческими наработками. Это ведь так интересно – смотреть, кто как пишет! К тому же, на пленэрах мы получаем возможность любоваться заповедными уголками Кузбасса. Восхищаться красотой природы нашего края. Я до того, как стала участвовать в этих поездках, даже не подозревала, что у нас в области есть такие уникальные по своей неповторимой живописности уголки! – отмечает автор «Кузбасских пленэров».
Предназначение областных пленэров разъяснила и руководитель таких выездов Людмила Пушкаренко, заведующая отделением декоративно-прикладного искусства Центра народного творчества Кузбасса. По её словам, пленэры – масштабное мероприятие, традиции которого берут начало с советских времён. Столь массово на них художники выезжают на протяжении многих лет. «Сложно даже назвать цифру, но я точно знаю, что проходили они каждый год, ни разу не прерываясь. Только раньше на них было большое количество художников-мужчин. Сейчас преимущественно выезжают женщины. Самый многочисленный пленэр был в 2014 году. Тогда в Яшкинском районе собралось более 50 художников», – уточняет Людмила. Многочисленным, несмотря на эпидемиологические условия, оказался и прошлогодний выезд. 24 художника приехали в Усть-Кабырзу на пленэр под названием «Заповедная Шория». Участницей такого творческого марш-броска была и Галина Волкова. Именно на нём ею написано немало живописных работ, вошедших в открывшуюся выставку.
Жить участникам этих выездов порой приходилось в спартанских условиях. В Макараке, неподалёку от Тисуля, к примеру, творческое житьё-бытьё проистекало в деревенском бревенчатом клубе. На сценических подмостках за огромным и тяжёлым пыльным занавесом была женская половина, в зрительном зале – мужская. «Всю жизнь мечтали быть артистками и провести дни на сцене», – шутили участницы пленэра. В Усть-Кабырзе поселиться пришлось на втором этаже небольшого «скворечника», к дверям которого вела крутая лестница без перил. И потому художники, взбираясь по ней и с трудом сохраняя равновесие, чувствовали себя жонглёрами на проволоке: «Упадём, не упадём?» В поиске натуры взбираться приходилось, порой, на умопомрачительно крутые горы. Разъезжать во время штормового ветра на моторной лодке. Стоять чуть ли не на одной ноге на узкой площадке высокой кручи. Однажды на дороге к одной из глухих деревень маршрутку с художниками приветствовал вышедший из леса хозяин тайги. Медведь буквально вытянулся во фрунт от неожиданности, приветствуя мчавшийся мимо него автобус.
Работать за мольбертом нередко приходилось от рассвета до заката, забыв про еду и питьё: настолько красивыми были расстилавшиеся перед взором живописцев виды! Многие из них ярко и красочно отражены в разнообразных «Кузбасских пленэрах» Галины Волковой.
«Акварелька» – звучит гордо!
Одновременно, минута в минуту, в окнах Новокузнецкого художественного музея начала работу выставка детских работ музейной студии «Акварелька». На выставке представлено около 40 рисунков разных лет создания. Эти яркие и интересные работы, на которых отражены воспоминания об отдельных занятиях, что проходили в студии за последние 10 лет. На экспозиции демонстрируются и картины авторов, часть из которых, окончив студию, продолжили учиться в художественных школах города; авторов разных по возрасту (от 5 до 15 лет, приходят и взрослые, зачастую бабушки с внуками), но, несомненно, талантливых. «Ребёнок, умеющий заметить красоту, не может не иметь таланта», – утверждают сотрудники музея.
Занятия с детьми в его стенах начались осенью 1981 года после переезда в новое просторное помещение на улице Кирова. Каждый научный сотрудник разрабатывал свою программу эстетического развития. Проводить занятия по искусству надо было на доступном для 5-, 6-летних детей языке. Вскоре появилось новое направление работы с посетителями – «В музей всей семьёй», где беседы по искусству с детьми и их родителями дополняли занятия по рисованию. Затем организовали и «Музейные мастерские», где на основе коллекции музея детей знакомили с народными ремёслами, жанрами изобразительного искусства. Учить навыкам работы с гуашью, акварелью, пастелью. Рисовали на мольбертах прямо в выставочных залах в окружении подлинных произведений. Развивая творческую фантазию, изображали натюрморты, а также пейзажи и портреты по памяти. Программа становится самой популярной и посещаемой в музее. А у студии детского рисунка появилось название – «Акварелька». С небольшими группами и с индивидуальным подходом к каждому маленькому художнику. Здесь дети учатся копировать произведения искусства, сами выбирая понравившееся полотно. Преподаватели помогают им анализировать композицию картины, колорит, оттенки цвета, построение цветовой гармонии.
По словам музейных сотрудников, предыдущий год был непростым для детей и педагогов студии. В самый ответственный весенний период работы «Акварельки» дети и учителя по известным причинам вынуждены были прервать свои занятия. И традиционная летняя выставка работ музейных студий не состоялась. Открыв эту выставку, они тем самым компенсируют горожанам отсутствие ярких красок в окнах музея во время коронавирусной инфекции прошлой весной. «Мы показываем, что детские работы, попавшие в музей, зачастую хранятся много лет. Какие-то из них используются при обучении вновь пришедших к нам студийцев. И если мы видим, что у пришедших к нам есть талант, то настоятельно советуем им продолжить обучение в художественной школе. Но в основном приходят к нам, как мы говорим, просто для души. У нас занимаются и особенные дети – дети с ограниченными возможностями здоровья», – отмечают в музее. При этом у каждого преподавателя есть истории об учениках и событиях в музее. Учителя с любовью вспоминают их, вынимая из стопки ту или иную работу. Вот портрет шотландца, выполненный во время проведения совместного российско-шотландского проекта в стенах музея. Анималистические работы с изображением кота, «посетившего» музейную студию. (Котейку с просьбой приютить принесли уехавшие на воскресные дни хозяева, и он, став натурой, быстро освоился в музее). Праздничный портрет, выполненный ко Дню рождения бабочки. (Дни рождения у детворы, будь то насекомых или животных – самый значимый праздник). Городские пейзажи и семейные портреты. Куда же без них!
– Нередко и мы, преподаватели, учимся у своих учеников. Так, у одного из них, мальчика с особенностями развития, аутизмом, было очень хорошо развито кинематографическое мышление. Наш ученик мыслил множеством кадров. Выдавал их, как принтер с бешеной скоростью. А наша задача была научить его сосредотачивать своё внимание на одной картинке. Научить мыслить и рисовать статично, – отмечает сотрудник музея Ладислава Авдеева. По её словам, их особенный ученик после окончания студии удачно поступил в художественную школу. Он научился видеть и расшифровывать детали, изображённые на полотнах так, как этого даже преподаватели не могли сделать. Так что занятия с маленькими учениками – процесс обоюдный.
Просмотров статьи: 505