Ковать! И никаких гвоздей…
Знаете ли вы, что, начиная с прошлого года, в профессиональном реестре нет такой специальности, как кузнец? Кузнечное дело отныне преподносится как декоративно-прикладное искусство либо как народное творчество. Кузнеца заменил мастер художественной ковки. В эти нюансы профессии нас посвятила новокузнечанка Елена Манакова – единственная в городе женщина, которая профессионально занимается ковкой металла.
«Двинуть в искусство!»
Кузнечное дело стало семейным в 2005-м, им занимается и старший сын Елены Павел, и средний Александр. В тот год они купили станки для холодной ковки и начали принимать заказы на изготовление кованой мебели, ограждений, ворот. Затем Елена с сыновьями открыла собственное предприятие и стала заниматься художественной ковкой для души. К этому времени было гораздо меньше производственных проектов, а в заказах появилось больше творчества. «Мы двинули в искусство!» – отмечает Елена. За все эти годы она наблюдала за тем, как работают на ковке её сыновья. Они со школьной скамьи учились владеть сварочным аппаратом и, будучи студентами, подрабатывали сваркой. Для учёбы требовались деньги, и потому парни не чурались никакой работы. К ковке по металлу Павла и Александра приглядывалась и мама Лена. «Брала на заметку и всё, как говорится, мотала на ус. Сяду где-нибудь в сторонке и тоже пытаюсь что-нибудь делать. Так постепенно училась ковать подцветочники, столики, каминные наборы. Бралась за всё, что маленькое по размеру и несложное в изготовлении», – уточняет мастерица кузнечного дела.
Елена имеет три высших незаконченных образования – педагогическое, юридическое и экономическое. По счёту троих сыновей. Она три раза в процессе учёбы уходила в декретный отпуск. Когда стала заниматься ковкой, поступила в один из вузов, где увлеклась так называемой арт-терапией, направленной на профилактику заболеваний. Арт-терапия – это процесс отвлечения от насущных, тревожащих душу проблем на занятиях танцами, пением, игрой на музыкальных инструментах, рисованием. Однако для Елены Манаковой лучшей арт-терапией стала именно работа с металлом. «Прихожу в мастерскую и стучу молотком. Занятие кузнечным делом – это прекрасная физическая активность: разгоняет кровь, лимфу, отлично тренирует мышцы. Освобождает от неприятных мыслей. С такой работой и вес не наберёшь. Лишних килограммов никогда не будет», – рассказывает с улыбкой стройная Елена.
«Древо творчества»
Спустя годы, семья обзавелась всем необходимым для кузницы оборудованием: станками, газовой горелкой, сварочными аппаратами, горном и молотом. И работу на всем этом наряду с сыновьями освоила и 50-летняя Елена Алексеевна.
Одна из самых значительных и монументальных её работ представлена на проходящей в Доме творческих союзов выставке объединения мастеров декоративно-прикладного творчества «Кузнецкая слобода». Своё «Древо пробуждения», молоденькое, весеннее, с едва распустившимися листьями, Елена переделывала более 10 (!) раз. Первый вариант ей показался гармоничным, но в чём-то механичным. На втором неожиданно проявился женский силуэт, а это не входило в концепцию задуманного произведения. Третий вариант тоже оказался не «по фэн-шую». Тут же прикладывались заготовки – металлические гнутые ветки и листочки. «И наконец-то спустя четыре месяца получилось произведение, подошедшее моей задумке по всем параметрам. И если бы меня вдруг попросили переделать последний вариант, ни за что не согласилась бы!» – утверждает автор. В законченное произведение художественной ковки «Древо» превратилось, пройдя чистку болгаркой, затем напильниками и надфилями – малюсенькими напильничками, с помощью которых только и возможно проникнуть в труднодоступные места художественного изделия. («На заборах какие-либо пятна были бы незаметны, но это же художество, что предназначено для домашнего интерьера!» – восклицает Елена). После чистки вновь созданное произведение покрывается особыми кузнечными красками. А затем золотом, серебром, бронзой или медью. И только после всего этого можно, выдохнув, любоваться красотой в металле, сотворённой собственными руками.
Для каждого – свой «Оскар»
Первым весомым и заметным произведением Елены стал автомобиль в натуральную величину. Сделан он для парковой зоны по заказу администрации Осинников по эскизу Елены из металлических «бубликов» – ажурных кованых элементов. «Я его сама сочинила! Хотя ничего и не смыслю в автомобилях, но как-то в Интернете обнаружила, что, оказывается, такие, какие создала моя фантазия, на самом деле есть!» – удивляется Елена. Увидев всю эту металлически-ажурную красоту, администрация Осинников тотчас заказала в натуральную величину карету с тройкой лошадей. Мастера и рады были бы сотворить ещё одно ажурное чудо из металла (Елена даже эскиз набросала), но под такие размеры и объёмы у них не было просторного помещения. Им до сих пор приходится арендовать на чужой территории небольшие квадратные метры. И потому в настоящее время находятся в поиске мастерской (лучше на промышленной территории и не очень далеко от города).
Кроме того, мастерами художественной ковки в Новокузнецке была выкована из арматуры оранжевого цвета уточка возле кинотеатра «Октябрь». А рядом с уткой создано дерево, которое в одном из комментариев назвали «уж слишком суровым». И тотчас к ним обратилась женщина, которая давно хотела бы иметь дома «суровый полновесный канделябр в старинном стиле». Выковали! Для театрального фестиваля «Окна» сделали из металла награды в виде оконных рам. Для музыкально-певческого фестиваля изготовили скрипичные ключи. Эти «Оскары» вручались победителям.
– Меня подкупают и одновременно вдохновляют творческие идеи, с которыми к нам обращаются. Совместно с заказчиком буквально купаемся в этом процессе творчества. В плохом настроении работать нельзя. Иначе всё выходит некрасивым и куцым. Только с хорошим, радостным настроем рождается настоящая красота, – уверена Елена.
От работы мать и сыновья, тем более художественной, никогда не отказываются. И потому к ним направляют заказчиков с оригинальными, нестандартными задумками. Хотя многие кузнецы и сетуют: на художественной ковке много не заработаешь. В кузнечном деле другой подход к прибыли нужен. Елена вспоминает случай, когда один из мастеров в «Городе кузнецов», что проходил в рамках Дня Новокузнецка, помогал выковать подкову одной юной горожанке. При этом надо было загадать желание. «Что? Загадала, наверное, чтобы мужем был кузнец?» – спросил. Девчонка кивнула головой. «Скорей, перезагадывай! А то денег с кузнецом в доме не будет!» – отсоветовал он.
Ковка по металлу как наука
В последнее время в семье разделение рабочего процесса. Мама Лена нацелена на научно-исследовательскую работу. Ведёт поиск всевозможных источников информации о различных традициях других народов в ковке металла, существовании самобытных стилей, способов соединения металла с другими материалами, а также новых современных форм, красок, методов обработки металла.
– Мне мужские приёмы в работе с металлом не подходят. Я ищу и изобретаю собственные, чтобы мне как женщине было легко и просто управляться с тяжёлыми металлическими заготовками. Что-то простенькое, типа тривиальных гвоздей, мне неинтересно. И нахожу! Посмотрите, какая лёгкая у меня мебель, сработанная из тонкостенного металла. Я одной рукой её могу поднять. Между прочим, в нашей стране немало женщин – мастеров кузнечного дела. И у каждой свой почерк, свой подход к металлу. Взять ту же Анну Белецкую из Белокурихи. Она – классический пример кузнечного дела. Однако одновременно своё кузнечное дело превратила в туристический бизнес, водит по мастерской экскурсии, разрешает и самим туристам попробовать поработать на наковальне. А в Китае так вообще все сварщики – женщины. Китайцы считают, что только женщина аккуратно и ювелирно сможет сварить металлический шов, – рассказывает.
Для того чтобы приобщить к своему делу других, Елена Манакова ведёт мастер-классы. Говорит, что есть очень способные ребятишки. Недавно удивила одна шестилетняя девчушка. В течение часа (!) она сделала из трёх рядов тонкого металла и покрасила красивый бутон розы. Подрастает смена!
Просмотров статьи: 576