Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Какие всё-таки у нас творцы!»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Марии КОРЯГА

Замечено: чем ближе весна, чем ярче светит солнце, тем плодотворнее становится жизнь мастеров и художников. И тогда они начинают радовать и удивлять новокузнечан и гостей города своими удивительными работами, возле которых, как написала одна из новокузнецких почитательниц талантов, можно, разглядывая, стоять часами. На протяжении 12 лет (столько существует «Кузнецкая слобода» – объединение народных мастеров декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства юга Кузбасса) оно радует поклонников своими ставшими уже традиционными выставками.

Не хуже столичных

Вот и на этот раз, несмотря на разного рода препоны, поставленные пандемией, в условиях которой жили мастера, «Кузнецкая слобода» вновь распахнула свои «объятья». В Доме творческих союзов открылась весенняя выставка более 100 мастеров и художников из Новокузнецка, Кемерова, Белова, Междуреченска, Прокопьевска, Киселёвска, Осинников, Калтана. Участие в ней приняли даже москвичи. Так что, можно сказать, «Кузнецкая слобода» демонстрирует высокий столичный уровень. И её работы не стыдно показать почитателям народного творчества в других странах: настолько уникальны, фантазийно богаты и удивительно красивы её экспозиции. Как-то посетившие одну из таких выставок жители столицы России были удивлены и восхищены уровнем представленных произведений: «У нас в Москве такие выставки в больших престижных залах проходят. Ваша нисколько не хуже!» Не исключением стала и эта выставка «Слободы».

– Цель нашего объединения – открывать кузбасские таланты. Кто-то из творческих людей поначалу стесняется своих работ, создаёт их для себя, что называется в стол, кто-то пытается ими поначалу удивить лишь своих близких и друзей. Но в конце концов наступает такой момент, когда мастер или художник решается и приносит нам свои работы для всеобщего обозрения. Теперь мы, кроме поделок мастеров декоративно-прикладного искусства, стали выставлять их живописные, акварельные и графические произведения, поскольку многие из наших «слобожан» не только мастерят декоративно-прикладные вещи, но и пишут картины. А со временем мы этих самобытных художников, у кого есть такое желание, принимаем в наш профессиональный союз, – отмечает Анатолий Думлер, руководитель объединения, истинный подвижник популяризации творчества мастеровых людей, как охарактеризовали его посетители выставки в «Книге отзывов».

Легенды этноса

И вновь «Кузнецкая слобода» поражает яркими талантами, представленными на выставке, выдумкой и мастерством, терпением и усидчивостью этих мастеровых людей. «Некоторые вещи просто завораживают, а некоторые мысленно примеряешь к своим интерьерам. Какие всё-таки у нас замечательные творцы!» – такой очередной отклик можно прочесть в книге для почитателей талантов. Многие авторы проявляют свои творческие способности одновременно в самых разных техниках. Так, Татьяна Тригуб представила линогравюру «Легенда о Томи, бесконечно любившей свой край, своё племя», на которой изображена трогательная в своей печали, льющая слёзы девушка-шориянка. Влага из её прекрасных глаз, судя по легенде, и родила реку Томь. Здесь же представлен интересный керамический триптих, названный Татьяной «Удивительное племя Химба». И, конечно же, создан он по этническим мотивам с изображением милой и курносой «химбянки». Народные напевы звучат и в третьей работе Татьяны Тригуб «Легенды кайчи для хозяина горы». Сделано произведение в технике батик. И вновь царствует гармония женской красоты и красоты таёжной природы. «Это было время, когда полноводные реки были полны рыбами, а грозные коршуны сливались с небесными тучами. Когда люди были счастливы, плавая с этим речным миром, и взлетали, как птицы на своих лёгких крыльях в небо», – гласит одно из шорских сказаний. На выставке представлено немало работ в этой распространённой в последнее время в художественном творчестве и модельном бизнесе уникальной технике холодного и горячего батика.

Маршрутами Шелкового пути

Впервые слово «батик» встречается в голландских текстах ХVII века. Так называли любую покрытую узорами ткань. Слово это индонезийское, в переводе значит капля воска. Специфика такой росписи заключается в том, что на ткань – хлопок, шёлк, синтетику, шерсть – наносится красящее вещество с использованием воска или бензина, чтобы предотвратить растекание краски и обозначить границы рисунка. Индонезийцы достигли небывалого совершенства в исполнении батика. Местные мастера создавали настоящие произведения искусства, на которые могли уходить годы. И потому первую одежду с такой художественной росписью носили исключительно люди аристократического происхождения. В технике батика и мастера Китайской империи окрашивали известный китайский шёлк, получая образцы, будоражащие воображение своей необыкновенной красотой. А знаменитый Шёлковый путь распространил эти произведения по всему миру. В России батик появился примерно в 20-е годы прошлого столетия с увлечением стилем модерн. Русские художники переняли европейскую стилистику батика, который Европе преподнёс на фарфоровом блюдечке с голубой каёмочкой Шёлковый путь. Художники советской России объединялись в артели и занимались производством платков, шалей. Получали они, хотя и очень редко, и большие заказы – на театральные и сценические занавеси или шторы для кафе. Расписанные серпами и молотами театральные занавеси позднее сопровождали «в гастролях» по предприятиям и стране любую агитбригаду. Где натуральный батик, а где масляный трафарет – тогда было не разобраться. Мода времён НЭПа обеспечила значительный спрос, а значит, постоянные заказы на шикарные шёлковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, а также платья с ассиметричным рисунком. И это подстёгивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем увлечение расписными шалями сошло на нет. Оно было категорически объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины».

С особым почерком

Однако в последние годы эта уникальная техника переживает возрождение. Что ещё раз доказывают представленные на выставке «Кузнецкой слободы» работы Ирины Беловой «Лучина» и «Шаманка», выполненные в технике горячий батик. Сегодня имя этой самобытной художницы известно не только в Кемеровской области, но и во многих городах России. Чтобы постичь азы древнейшего искусства декорирования ткани, новокузнечанка ездила на обучение к мастерам Индии и Непала. По словам искусствоведов, картины на шёлке Ирины Беловой выделяются особым почерком. Сочетая живописные приёмы и декоративную технику батика, она создаёт удивительно нежный и трогательный, красочный мир доброты и любви. Удивительны в своей интеллектуальной изысканности и работы Ирины Казанцевой («Космическая регата», «Цвет и свет Востока», «Эллада»). Жарким дыханием южных окраин окутывают посетителей «Кипарисы» Анастасии Золотарёвой. Примечателен и другой авторский батик.

Металл и смола

Техники, в которых представили мастера-прикладники свои произведения, – самые разнообразные. Впервые на экспозиции прозвучали работы из эпоксидной смолы Екатерины Чаки («Океан» и «Манго»). Начав свой разбег 15 лет назад, картины из эпоксидки сегодня популярны во всём мире. Этот вид творчества весьма оригинален. Смолой можно заливать готовые картины маслом или акрилом, керамику, предварительно просушенную рельефную поверхность из гипса, сообщая произведениям художественную глубину. (Так Екатерина Чаки изобразила притягательно бездонную океанскую глубь). На экспозиции можно встретить лепку из зефирной глины – «Букет с садовыми розами» Анастасии Долговой, плетение из бересты Ирины Николаевой, вязаные крючком изделия Татьяны Майдановой и ирландское кружево Нины Каначик. Тут и городецкая роспись Ольги Пилипович, фигурки из медной проволоки Александра Ковтуна, из глины и акрила «Пряничный город» Полины Голбан, кузнечная ковка Елены Манаковой и Павла Быкова, восстановленные по эскизам Людмилой Смирновой народные костюмы из Архангельской и Тамбовской губерний. Привлекают внимание рыбы «Кораллового рифа» из текстиля Елены Поповой и Натальи Бекушевой, горельефы из сосны Михаила Василенко, корнепластика Сергея Матусенко, удивительные произведения в стиле стимпанк Ольги Колмогоровой и Эльвиры Бабаевой. Ольга Колмогорова моделирует и шьёт одежду, дамские сумочки, шляпки, пояса, любит мастерить бижутерию. Из лоскутов кожи и ткани создаёт панно, «пишет» картины, на которых объёмно расцветают экзотические розы. Обычная стеклянная бутылка из-под вина, одетая в кожу и расписанная её руками, превращается в оригинальное произведение искусства. И тут Оля вновь превзошла себя. Вслед за мэтром стимпанка Эльвирой Бабаевой она представила своё новое увлечение – работы «Рак», «Тотемная черепаха» и «Скорпион», в создании которых использовала кожу и позолоченный металл: ключи, копейки, различные болтики-шпунтики, гвозди, винтики и маленькие шестерёнки из часов, изобразив тем самым настоящий и где-то даже неподражаемый стимпанк.

Работ на выставке по-своему и необычных, и оригинальных столько – смотреть не пересмотреть! И потому сказать обо всех можно лишь словами, которыми выразил свои впечатления один из посетителей выставки в той же «Книге отзывов»: «Невозможно кого-то выделить – все таланты! Богатейшая выставка! Столько любви и добра в ваших работах! Из обычных предметов вами создано настоящее чудо».


Просмотров статьи: 480