Новокузнецкое городское телерадиообъединение

На перекрёстке культур и времён

Газета «Новокузнецк», выпуск №10 (1111)  //  Рубрика: К 300-летию Кузбасса

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Эльвира ЛАБЕР

Чем ближе трёхсотлетний юбилей Кузбасса, тем разнообразнее становятся формы выражения отношения к этой дате. Так, Министерство культуры и национальной политики Кемеровской области в рамках подготовки к празднику решило организовать конкурс, целью которого стало выявление лучшего опыта работы муниципальных музеев по созданию тематических выставок и экспозиций. Конкурс так и назвали «Кузбассу – 300! Лучшая музейная выставка». В качестве одного из его условий выдвинуто требование: количество экспонатов на вновь организованной выставке должно быть ровно триста.

Старые промыслы по-новому

В Новокузнецком художественном музее так и сделали. На днях здесь открылась выставка «Перекрёсток культур. Искусство этносов Южной Сибири и традиционные промыслы России», посвящённая 300-летию Кузбасса. Надо сказать, сотрудники музея соблюли все условия, выдвинутые областным Министерством культуры и национальной политики, в том числе и касающееся количества экспонатов – их 300! Все они взяты из музейных фондов, где сформирована и хранится очень большая и интересная коллекция предметов русского декоративно-прикладного искусства. В собрание вошли произведения практически всех крупных промыслов России. Новая экспозиция – это ещё и продолжение долгосрочной программы, которая была частично реализована музеем, начиная с 1998 года. Программа направлена на поддержку традиционного и развитие современного искусства русского и тюркских народов южно-сибирского региона, включающего Горную Шорию и земли телеутов в Беловском районе, а также республики Хакассию, Алтай и Тыву.

– Известно, что искусство Южной Сибири формировалось не только русским этносом, но и местными тюрко-язычными народами. В последние два-три десятилетия всё больше интереса в обществе проявлялось к культуре именно местных народов. Учитывая это, сотрудники нашего музея стали собирать, помимо предметов русского традиционного промысла, коллекцию прикладного искусства коренных народов южно-сибирского региона. На сегодняшний день создано уникальное собрание современного сибирского народного декоративно-прикладного творчества, включающее более 1 000 произведений, – отмечает куратор выставки, старший научный сотрудник музея Лариса Андичекова.

По её словам, всё, что представлено на «Перекрёстке времён и культур», – настоящее музейное достояние, которое сотрудники музея собирали «по крупиночкам» со дня открытия музея. «К слову, раньше представители Министерства культуры дарили отдельные экспонаты. Однако главный сбор в фонды на хранение шёл с выставок. Каждый экспонат бесценен, почти каждый – архаичен. И при этом все работы – авторские», – отмечает Лариса Андичекова.

Сошедшие с картин

На экспозиции можно увидеть сходство и различие русской мелкой деревянной пластики и алтайских оберегов из кедра. Русские берестяные изделия сопоставляются с шорскими туесами и шкатулками, традиционные русские матрёшки – с алтайскими женскими талисманами. (Есть в коллекции музея и кузнецкая матрёшка). Для более наглядного изображения деревенского быта на выставке представлены живописные полотна – Дмитрия Косьмина «Натюрморт с красной тряпкой» и «Русский лён» (на столе головки чеснока, хлебный каравай, туеса с ягодой, на стенах сито, расшитые рушники, крынка и чашка с молоком), Игоря Обросова «Русская печь» (чугунки с картошкой, тканые половики), Юрия Лобузнова «Калина» и «Грибы» (берестяные туеса и посуда с «дарами природы»). Тут же под произведениями эти предметы – чугунки, утюги, крынки, ухват, прялка, домотканые коврики – красуются в натуральном виде. Они либо были подарены, либо найдены в экспедициях по заброшенным, отживающим свой век деревням. Все эти словно ожившие, сошедшие с картин, за границы холста экспонаты деревенского домашнего скарба можно рассмотреть, потрогать руками, сопоставить с живописным изображением, сравнить цвет, фактуру. Здесь же представлены нижегородская и архангельская игрушка, дымковская и филимоновская. В каждой русской деревне была своя, имеющая специфические свойства глина. Дымковскую глину вымачивали в молоке с известью. Тульскую игрушку делали из чёрной глины, которая после обжига приобретала абсолютно белый цвет. Филимоновская при сушке давала усадку, и чтобы поддерживать форму игрушек во время этого важного, сушильного, процесса, мастера постоянно вытягивали скукоживающиеся под влиянием температурного режима глиняные произведения. После того, как мужчины создавали из глины посуду, за дело брались женщины и дети. Из остатков глиняного материала они делали в первую очередь различной формы свистульки. Это для того, чтобы свистом отгонять нечистую силу, которой по деревенским закоулкам проживало немало.

Тут же на стене в «Перекрёстке культур» красуются расписные подносы: жостовские – с изображением цветов и фруктов, нижнетагильские – с какими-либо сюжетами на бытовую тематику и кемеровские – с цветочным орнаментом. Кемеровская фабрика, не выдержав конкуренции, закрылась. Остальные продолжают поддерживать искусство росписи.

Паспортные данные в костюме

– Или золотая русская Хохлома – та самая посуда из дерева и «золота», которую создают и расписывают по особой технологии. Сначала деревянные заготовки покрывают глиняным фоном, который припудривают оловянным порошком, потом – олифой. Всё это сверху расписывают красками и ставят в муфельную печь, обжигая при тысяче (!) градусов. Так и рождается настоящее золото Хохломы. В такой вот посуде горячего промысла – но только в настоящей, а не поддельной – можно варить супы. Посуда золотой Хохломы не боится кипятка, – поясняет Лариса Андичекова.

На выставке можно от души полюбоваться экспонатами лаковой миниатюры, которая расписывалась мастерами скрупулёзно и ювелирно. При этом без всяких увеличительных приборов. И каждая миниатюра со своим творческим секретом от уникальных мастеров. Палехская – непременно с чёрным фоном. Мстера – с фоном светлым, нередко копирующая иконопись. Федоскино – со светящимся, перламутровым. По-своему примечательна и городецкая роспись. Раньше фон для неё создавался с помощью отвара из луковой шелухи. И главными цветами для этой росписи со временем стали чёрный, синий и красный. А бело-синяя гжель, наоборот, в стародавние времена расписывалась жёлтыми, красными, коричневыми и зелёными тонами и полутонами. Но начался спад производства, и тогда мастера решили ради потребительского интереса пойти на эксперимент, сыграть ва-банк – оставить только белый и синий цвета. И не проиграли. Именно это и сделало гжель традиционно узнаваемой. Ещё интересно: оказывается нежно-трепещущие крылья для летучих, подвешенных под потолок на нитке «птиц счастья», мастера-резчики делают из цельного куска дерева, превращая его несколькими приёмами в тончайшую щепу!

Знаете ли вы, что когда-то народный костюм в русских деревнях для женщин служил своеобразным паспортом. По женской одежде можно было прочесть всё о статусе её владелицы. Чтобы восстановить первозданный русский костюм, новосибирская мастерица Надежда Тарасевич ездила по глухим деревням, где источником её вдохновения становилось содержимое бабушкиных сундуков. По одежде и головным уборам она создавала не просто костюм, а образ той деревни и той местности, где жила владелица костюма. Именно со своей символикой, своим отличием, своими украшениями, а значит, и со своим собственным «языком» и паспортными данными. Даже подписи под такими находками обозначены на особицу. К примеру, перед нами «костюм 1920-х годов, Семипалатинская область, деревня Новая Шульба».

Уникальным явлением названо и искусство тувинской резьбы по непрозрачному поделочному камню агальматолиту, зародившееся в незапамятные времена. Тувинцы, особенно люди старшего поколения, считают животных, зверей, их повадки и жизнь в природе наивысшим проявлением красоты и гармонии бытия. Тувинские мастера, вырезая фигурки животного мира, создают своеобразные сказочные поэмы из камня.

В настоящее время на основе новой экспозиции разрабатывается детская культурно-образовательная программа, включающая в себя знакомство с историей русских промыслов, а также тюрков, их культурой, мировоззрением, обычаями, а также теоретический и практический курс по основам традиционного изобразительного искусства. В связи с высоким интересом к этой теме, выставка станет частью постоянной экспозиции музея, где будут проходить занятия с детьми по программам «Кладовая ремёсел», «Мир русской деревни», «Маленькая рукодельница». «И детям это всё действительно интересно!» – отмечает куратор выставки.


Просмотров статьи: 612