«Каждый ребёнок талантлив!»
Сегодня, 3 декабря, отмечается Международный день инвалидов. Его назначение – напомнить общественности о проблемах, касающихся реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, которые особенно уязвимы в этой социальной категории.
Сотрудники Новокузнецкого муниципального казённого учреждения «Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями» стараются сделать всё возможное, чтобы воспитанники центра, подрастая, могли адаптироваться в общественной среде. Чтобы были готовы во всеоружии приступить к полноценной жизни, которая встретит их за порогом «дома».
О деятельности учреждения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья рассказывает его директор Светлана Масягина.
– Светлана Евгеньевна, реабилитация людей этой категории, и детей особенно, является наиболее актуальным вопросом в современной системе социальной помощи и социального обслуживания. Какую роль в этом благородном деле играет ваш центр?
– Действительно, инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной неприспособленности, потере контроля над своим поведением, а также навыков самообслуживания, передвижения, ориентации, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем. Поэтому открытие 1 августа 1994 года Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями стало важным событием для нашего города. Находясь в ведомстве комитета социальной защиты администрации Новокузнецка, он был создан для реализации социальной, медицинской, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями, а также членов их семей. Отличие нашего центра от прочих состоит в том, что деятельность всех специалистов направлена на создание единой комплексной системы, включая лечебно-диагностический и коррекционно-педагогический процессы. Это стало возможным благодаря слаженной работе высококвалифицированного медицинского и педагогического персонала. Двадцать два года центром руководила Любовь Васильевна Боряк. При её непосредственном участии он открывался, перестраивался, видоизменялся.
– Какова структура центра? Из каких подразделений он состоит? И каково предназначение каждого из них?
– В настоящее время наше учреждение имеет три подразделения, в которых мы оказываем социальные услуги детям-инвалидам в возрасте от нескольких месяцев до 18 лет. Для новокузнечан они предоставляются на безвозмездной основе. Для тех, кто живёт за пределами Кузбасса, а к нам приезжают из других уголков страны, услуги платные. Подразделения центра отдалены друг от друга территориально – расположены в Центральном и Орджоникидзевском районах, а также в оздоровительно-реабилитационном комплексе «Таргай», который находится в Новокузнецком районе. В основном отделении, на улице Грдины, дети школьного возраста проходят курс реабилитации в течение 26 дней, дошкольного – до 19 дней. Каждый ребёнок занимается по индивидуальному распорядку, включая обучение по школьным программам. Ежегодно социальные услуги здесь получают 1600 детей-инвалидов. На базе Орджоникидзевского филиала работают школы – начальная общеобразовательная, а также начальная по коррекционно-развивающей программе. За 18 лет существования филиала было выпущено около 660 учеников, которые продолжили своё обучение в других образовательных учреждениях нашего города. В летние каникулы филиал работает в режиме оздоровительного лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В течение лета здесь отдыхают 180 ребятишек.
Наша детвора проходит курс оздоровления и в комплексе «Таргай». В том числе 800 ребятишек из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также семей работников бюджетной сферы. С сентября по май в комплексе проводится оздоровление детей с ограниченными возможностями и их родителей по путёвкам «Мать и дитя». Ежегодно таким образом оздоравливаются около 880 человек.
– Насколько известно, реабилитация – дело непростое. И чтобы качественно и эффективно поправлять здоровье детям, реабилитационное учреждение должно быть на высоте, а значит, оснащено по современным меркам. Таковы ли условия обслуживания в вашем центре?
– Естественно, в деле детской адаптации мы не обошлись бы без современного оборудования, собранного в оригинальную систему, включающую более 200 аппаратов, приспособлений и тренажёров производства как России, так и других стран – Англии, Италии, Германии, Швейцарии и Японии. Специалисты учреждения используют и традиционные, и инновационные методы реабилитации. В таких условиях каждый ребёнок получает полный комплекс реабилитационных процедур, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма. Это медикаментозное лечение, физио-, лазеро– и рефлексотерапия, массаж, лечебные ванны, занятия по лечебной физкультуре. Наши специалисты ищут и внедряют в практику центра новые доступные, экономичные и эффективные методы реабилитации. И такой поиск позволяет значительно расширить спектр оказываемых услуг. Так, десять лет назад был внедрён метод воздействия постоянным электрическим током на структуры головного и спинного мозга – микрополяризация. Данная методика успешно применяется у детей с заболеваниями центральной нервной системы. У них уменьшаются или полностью купируются эпилептические приступы, улучшается психо-речевое развитие. За год этим методом своё здоровье поправили около 400 детей.
Или такой новый метод лечения, как карбокситерапия. При его применении инъекция чистого медицинского углекислого газа направляется в биологически активные точки для улучшения кровоснабжения и стимуляции восстановительных процессов. Это способствует улучшению работы нервной и опорно-двигательной систем. За последние два года эта медицинская разработка применена у 1173 детей. Два года назад в реабилитации стали использовать и глубокий осцилляторный массаж с использованием аппарата «Химвамат-200». После него у детишек улучшается моторная активность, формируются новые двигательные навыки. Всё это оборудование приобретено на сумму более чем в миллион рублей на средства благотворительных организаций.
– Светлана Евгеньевна, какими социально-педагогическими приёмами, помимо медицинских, пользуются специалисты вашего центра?
– Отличительной особенностью организации учебного процесса стало классно-урочное обучение (не надомное или дистанционное). Суть его – в создании ученического коллектива, что становится эффективным инструментом не только обучения, но и воспитания ребят. С первых дней пребывания у нас мы учим детей навыкам самообслуживания. Формируем у них навыки общения, поведения в общественных местах с помощью цикла сюжетно-ролевых игр, тематика которых максимально приближена к условиям существующей инфраструктуры города: поход в магазин, кафе, поездка в автобусе, посещение мастерской бытового обслуживания, приём у врача. Желанию ребёнка общаться способствует и творческая деятельность: участие в фестивалях, конкурсных программах по случаю праздников, в том числе совместно с родителями. А также участие в проекте «Кукла лечит», автором которого стал известный актёр, наш земляк Владимир Машков, под патронажем театра кукол «Сказ». Ведь каждый ребёнок талантлив, несмотря на ограничения по здоровью!
Наши воспитанники неоднократно награждались дипломами федеральных дистанционных олимпиад по английскому языку, математике, другим предметам. После выпуска из центра они поступают в высшие учебные заведения страны. Наше реабилитационное учреждение активно сотрудничает с волонтёрскими отрядами города, которые помогают в уборке территории, организуют праздники и концерты, спортивные состязания. Надо видеть, с каким волнением и желанием помочь детям обрести активную жизнь приходят к нам волонтёры! Этот эмоциональный заряд, передаваясь детям, тоже становится частью их реабилитации. Надеюсь, эта активная жизнь в полной мере возобновится после окончания пандемии.
Фото из архива Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Просмотров статьи: 875