Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Улица Звездова

Газета «Новокузнецк», выпуск №40 (1088)  //  Рубрика: Безопасные и качественные автомобильные дороги

// Фото: Мария КОРЯГА

В Новокузнецке продолжает действовать национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В этом году будет отремонтировано около 10 километров дорожного покрытия. Сумма финансирования ремонта, реконструкции дорожного полотна, установки и модернизации светофоров в 2020 году составляет 1 миллиард 395 миллионов рублей. 50 процентов этой суммы выделены из федерального, 25 – из областного и 25 – из городского бюджетов.

Среди них одна из самых молодых улиц города, находящаяся в Новоильинском районе, – улица имени Ивана Михайловича Звездова, советского хозяйственного и партийного деятеля, начальника «Сибметаллургстроя», начальника «Главкузбасстроя», заместителя министра Минтяжстроя СССР, заслуженного строителя РФ и почетного гражданина города Новокузнецка (звание присвоено посмертно в прошлом году решением Городского Собрания от 11 июня). 

Родился знаменитый строитель в деревне Селищи Горьковской области. После окончания Ленинградского инженерно-строительного института одиннадцать лет проработал на строительстве Череповецкого металлургического завода, где достиг должности заместителя главного инженера треста по производству и приобрёл немалый организаторский опыт. Большое событие в это время произошло и в личной жизни Ивана Звездова. 8 августа 1952 года в молодой семье родился сын Андрей, который пошёл по стопам своего отца. Впоследствии Андрей Звездов стал лауреатом Премий правительства РФ, директором Научно-исследовательского института бетона и железобетона, первым вице-президентом Российской инженерной академии, заслуженным строителем РФ, почётным строителем города Москвы, доктором технических наук. 

Спустя три месяца после взрыва на 5-й доменной печи Кузнецкого металлургического комбината в декабре 1959 года, Звездову в возрасте 33 лет было предложено принять руководство крупнейшим в Сибири трестом – «Кузнецкпромстроем». Молодой инженер-строитель проявил смелость, взял на себя такую ответственность и принял предложение. Это был редкий случай в строительной практике, когда с должности заместителя главного инженера попадали сразу в управляющие. Но Иван Звездов решился, и ему повезло: он стал во главе хорошо организованного и сплочённого коллектива, с традициями и богатейшим опытом в строительстве. Звездов сразу же понял и почувствовал его мощную поддержку и с ходу взялся за пусковые объекты. 

Благодаря целеустремлённости Иван Михайлович добивался больших успехов в работе. При этом, обладая волевым и крутым характером, Звездов своими жёсткими требованиями порой входил в конфликтные ситуации с начальниками строительных управлений. Как вспоминает Владимир Дёмин, Заслуженный строитель РФ, директор Новокузнецкого домостроительного комбината с 1972 по 1989 год, при встречах с руководителями строек Звездов старался вызвать каждого на откровенный деловой разговор. Сам он был прямолинеен и правдив, поэтому и от других требовал тех же качеств. «Страшно не любил тех, кто обманывает, предпочитал слышать правду, какой бы она ни была», – подчёркивал Владимир Дёмин.

При всей строгости и требовательности к подчинённым Звездов был чутким по натуре. Заботливо и внимательно относился к людям, обращавшимися к нему со своими бедами и горестями. 

О том, что это был человек дела, говорят такие факты. В его бытность управляющим трестом на Абагурской аглофабрике были введены новые мощности, завершено строительство 8-й коксовой батареи на Кузнецком металлургическом комбинате, пущены печи №14 и №15 на Кузнецком заводе ферросплавов, построен и сдан в эксплуатацию в конце 1962 года важнейший для города объект – завод крупнопанельного домостроения.

Талант настоящего организатора дела у Ивана Михайловича проявился и на другом объекте. С сентября 1962 по 1968 год Звездов работал начальником управления «Сибметаллургстрой». В этот период своей рабочей биографии он много внимания уделяет строительству Западно-Сибирского металлургического завода. В местной прессе о нем писали: «Руководить на большой стройке всем ходом масштабного строительства – дело большого искусства, разносторонних инженерных знаний и таланта организатора строительного производства. Звездов обладал всеми этими качествами». 

Не упускал из виду строительство Западно-Сибирского металлургического комбината Иван Михайлович и когда в 1968 году был назначен начальником «Главкузбасстроя». «Можно без преувеличения сказать, что Западно-Сибирский металлургический комбинат был построен при участии Звездова и под его непосредственным руководством, – отмечал впоследствии Владимир Дёмин. – Кроме того, как руководитель Главка Иван Михайлович много внимания уделял вопросу дальнейшего развития жилищного строительства в Новокузнецке. Как известно, именно по его инициативе в 1972 году был создан домостроительный комбинат, в результате чего ввод в действие жилья в городе стабилизировался».

В 1976 году Иван Михайлович Звездов уезжает в Москву – он приглашён на должность заместителя министра Минтяжстроя СССР по строительству объектов чёрной металлургии. Его богатейший опыт, полученный на стройках Новокузнецка, в том числе и комсомольско-молодёжных, теперь пригодился и в масштабах страны. Однако сказался напряжённый рабочий ритм, в котором ему постоянно приходилось работать. В возрасте 50 лет Звездова не стало. Он прожил пусть и недолгую, но яркую по своей насыщенности жизнь. Заслуги перед страной «Строителя со звёздной фамилией», как в шутку называли его друзья и подчинённые, тоже были по достоинству оценены. Иван Михайлович был награждён высокими правительственными наградами: орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знаком Почёта» и многими медалями. А благодарные новокузнечане увековечили его имя в названии одной из улиц Новоильинского района. В 2001 году на доме №50 по улице Звездова была открыта мемориальная доска в честь этого руководителя, оставившего в истории строительной индустрии города заметный след. 

Во время реставрации на улице было заменено дорожное полотно, обновлена разметка, установлен бордюрный камень, на пешеходных переходах обустроено понижение бордюров для более удобного и безопасного проезда маломобильных горожан. 


Просмотров статьи: 584