40 лет на передовой
29 августа 1980 года вышел приказ начальника УВД Кемеровского облисполкома о создании отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции УВД Новокузнецкого горисполкома. Именно эту дату ППС Новокузнецка считает своим днём рождения, отмечая в этом году свой вот уже сорокалетний юбилей.
Первым командиром батальона стал 34-летний тогда ещё капитан милиции Николай Медянцев, который к тому моменту уже был на хорошем счету у руководства УВД, в том числе благодаря своим лидерским качествам. Начинать приходилось практически с нуля. В штат вошло 12 человек среднего и начальствующего состава, 256 рядовых. Вместо базы поначалу – один кабинет в здании на проспекте Энтузиастов, 1 и актовый зал на 80 человек. Позже в распоряжение ОБППС передали здание по улице Промышленной, 16, где батальон находится и сейчас. Сделали ремонт, оборудовали помещения для учёбы и тренировок, гараж, по крупицам собирали технику.
Уже через несколько месяцев о существовании батальона новокузнечане знали не понаслышке: статистика раскрытия преступлений по горячим следам резко возросла; вместе с этим выросло и предотвращение преступлений готовящихся. В этом и была главная цель – создать подразделение, которое будет бороться с преступностью непосредственно на передовой, которой для них стали улицы родного города, и, что не менее важно, – заниматься профилактикой правонарушений. И по настоящее время цели и задачи службы остаются неизменными. ППС является основным подразделением, отвечающим за охрану общественного порядка на всей территории страны.
Николай Медянцев руководил батальоном чуть более 4 лет, после чего ушёл на повышение, возглавив сначала отдел охраны общественного порядка, впоследствии и УВД Новокузнецка в целом. Позже был депутатом областного совета, главным судебным приставом области, затем стал членом Совета ветеранов УВД Новокузнецка.
Заложенные в восьмидесятые годы принципы службы и традиции в ОБППС стараются не забывать и сегодня. В настоящее время батальон возглавляет майор полиции Евгений Репало, с сентября 2003 года прошедший в нём путь от милиционера-стажёра до командира всего подразделения.
Накануне юбилея мы встретились с ним и поговорили о том, что представляет собой патрульно-постовая служба сегодня, что в ней сохранилось, а что изменилось с прошлых времён, с какими проблемами приходится сталкиваться, и какой видится перспектива.
– Понятно, что за три десятилетия изменилось очень многое. Можно ли выделить какие-то изменения особо?
– В начале двухтысячных, когда я сюда пришёл, состав служащих был более возрастной по сравнению с сегодняшним. Это были, что называется, мужики, прошедшие и огонь, и воду. Кто-то помнил ещё советские времена, большинство из них в духе этих времён воспитывали. Служили не только ради зарплат и льгот, но в том числе и за идею.
Сейчас в составе батальона преобладает молодёжь, которая гораздо более практична. Они честно выполняют свой долг, но при этом не скрывают, что на службу их привлекла зарплата, соцпакет, льготы, возможность дальнейшего обучения и карьерного роста.
Сотрудников в штате ППС сейчас меньше, чем было ещё лет 20 назад. При этом лучшие регулярно уходят в смежные структуры МВД, поступают в вузы и сюда уже не возвращаются. ППС и раньше была кузницей кадров для УВД Новокузнецка, сейчас это проявляется наиболее ярко.
– Техническое оснащение сильно изменилось?
– Да, сейчас с техникой стало гораздо лучше. И машины новые, и спецсредства различные. У каждого патруля с собой сегодня есть планшет с подключением к интернету, откуда можно зайти в базу данных, проверить личность того или иного человека.
– Опасность для жизни патрульных сегодня насколько реальна?
– К счастью, сейчас в городе относительно спокойно в плане обстановки на улицах. На моей памяти сотрудникам ППС лишь дважды приходилось открывать огонь из табельного оружия: во время нападения на патруль около кинотеатра «Сибирь» несколько лет назад и в мае прошлого года на Ильинке – против наркомана, угрожавшего заточкой окружающим, в том числе самим полицейским. В обоих случаях применение оружия было признано правомерным.
– А командировки в горячие точки? Немногие знают, что кроме ОМОНа и СОБРа, туда же направляют и сотрудников ППС.
– Да, наши бойцы регулярно ездят в командировки на Кавказ, в последнее время дважды в год. Я сам трижды там был. Занимаемся тем же, что и здесь – охраняем общественный порядок. В основном обходится без серьёзных эксцессов, но двоих ребят мы всё же за все время командировок потеряли.
Гибель Саши Дворникова ещё свежа в памяти, трагедия случилось летом прошлого года, и о ней много говорили. Второй случай произошёл в мае 2004 года, когда во время перестрелки с боевиками двое наших ребят были ранены, а Андрей Милованов погиб. Все они, как и Саша в прошлом году, были награждены орденами Мужества.
Думал, что после случая с Сашей, желающих отправиться в очередную командировку на Кавказ придётся искать, но ребята отнеслись к ситуации с пониманием, и, как и раньше, больше приходится выбирать, чем убеждать поехать.
– Кроме горячих точек, куда-нибудь ещё командировки бывают?
– Да, наши ребята, как и в прежние времена, работают на многих крупных мероприятиях – как по Кузбассу, так и по стране в целом. Различные экономические форумы, конгрессы, большие спортивные соревнования: чемпионаты мира, олимпиады, универсиады.
Везде, где требуется дополнительная помощь в охране общественного порядка, могут оказаться наши ребята.
– В последнее время в составе патрулей нередко можно встретить девушек. Как они к вам попадают, чем руководствуются, идя в ППС, есть ли к ним какое-то особое отношение, снисхождение?
– Да, девушки к нам идут. У кого-то это мечта детства, семейная традиция, кого-то привлекают заработная плата или льготы. Морально и в плане выдержки они иногда подготовлены даже лучше парней.
На самой службе к ним нет какого-то снисхождения, они делают то же, что и все, на равных. Группа предназначения у всех одна и та же – первая. Девчонки также проходят медкомиссию, сдают зачёты по физической подготовке, несут службу. В основном они служат полицейскими кинологами.
В настоящее время у нас в батальоне служит около 30 девушек: в кадрах, в отделении организации службы. Около 15 из них работают в патрулях. Многие, отслужив какое-то время, получают образование и уходят в те же следователи, дознаватели.
– Когда служить в ППС было сложнее – 40 лет назад, 30, 20, сейчас?
– В принципе сейчас мы занимаемся тем же, чем и всегда. Находимся, можно сказать, в первых рядах борьбы с правонарушениями. Хулиганство, воровство, драки, распитие спиртных напитков в неположенных местах, семейные ссоры – с этим, как и раньше, патрульным сталкиваться приходится чаще всего.
Работаем на всех крупных городских мероприятиях – День Победы, День города, «Майнинг», митинги разные – везде мы присутствуем наряду с Росгвардией, ГИБДД и прочими подразделениями.
Сложнее стало с отношением граждан к полиции. У большинства граждан наши сотрудники пользуются заслуженным уважением, к ним спокойно обращаются за помощью, с благодарностью к этой помощи относятся, но в последнее время стало много «грамотных», нахватавшихся поверхностных знаний из интернета, считающих, что им все что-то должны, а они никому. Общаемся, убеждаем, работать же нужно. Защищаем и тех, кто спокойно к полиции относится, и тех, кто ещё вчера снимал какие-то видео и писал гадости – это наша работа.
– Пользуясь случаем и подводя итог нашему разговору, что можете пожелать себе и новокузнечанам накануне вашего юбилея?
– Для начала хотелось бы сказать огромное спасибо нашим ветеранам, которые стояли у истоков патрульно-постовой службы, заложили тот фундамент, на котором сейчас всё строится, подняли ту планку, которой мы держимся и сегодня. Будем стремиться и дальше не опускать эту планку, а, возможно, поднимать её и выше.
Горожанам нашим хотелось бы пожелать больше понимания и меньше агрессии к нашим сотрудникам. Помните о том, что мы, скорее всего, будем первыми, к кому вы обратитесь, если у вас случится какая-либо беда. И от того, каким будет наше взаимопонимание, будет зависеть то, как быстро мы с этой бедой справимся.
Фото Марии Коряга и из архива УМВД России по г. Новокузнецку
Просмотров статьи: 1358