Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«В металле особая красота»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

 

Существует такое выражение: «Этот металл греет сердце и душу». Самое непосредственное отношение оно имеет к произведениям искусства из этого материала – к художественному литью. Именно этим занимается сегодня лауреат премии Кузбасса Виктор Костомаха, ученик знаменитых металлургов Бориса Александровича Кустова и Валерия Ильича Чичкова, Почётных граждан Кузбасса.

– Я на металлургическом производстве с 14 лет. Во время учёбы в Новокузнецком индустриальном техникуме проходил в литейном цехе на Западно-Сибирском металлургическом комбинате в течение двух месяцев практику. Работал крючкоделом-каркасником. Звучало неблагозвучно. Вокруг были грязь, пыль… Но я работал! И имел хорошие карманные деньги. Такие, что за двадцать копеек по тем временам добирался от общежития, что находилось за вокзалом, до техникума на такси, – вспоминает Виктор Иванович. После службы на флоте, куда его провожал начальник литейного цеха Борис Кустов, он вновь возвратился в свой цех. Здесь его встречал уже другой руководитель – Валерий Чичков. Поначалу работал формовщиком, мастером участка цветного литья и заместителем начальника цеха металлоизделий. Вскоре, зная его ответственность и трудолюбие, ему доверили строительство нового цеха – металлоизделий, который можно было назвать самым современным машиностроительным заводом за Уралом. «В границах ЗСМК он был цехом, но, в общем, считался самостоятельным предприятием», – поясняет Виктор Иванович. Строили цех-завод по югославскому проекту. Поэтому в Новокузнецк приехали немалое количество специалистов-югославов, которые, в свою очередь, привлекли на строительство итальянцев. Кроме того, строили и представители организаций, владеющих мощной техникой, из Казахстана.

С таким опытом работы в 2000 году Виктора Костомаху пригласили на Томский «Электроцентралит» главным инженером для вывода завода из банкротства. Виктор Иванович подобрал хороших специалистов, совместно с которыми разработал программу модернизации предприятия. В её рамках четыре 15-тонные вагранки – плавильные агрегаты, что гораздо меньше доменных печей, были заменены на более современные 6-тонные индукционные печи. Это позволило сделать производство чугуна гораздо выгоднее и экологически чище. 

Спустя два года судьба забрасывает металлурга Костомаху на Кузнецкий машиностроительный завод, где он занимает должность начальника цеха точного литья. Отсюда уходит на пенсию. Однако работать с металлом не прекращает. Во главе общества с ограниченной ответственностью Виктор Иванович начинает принимать совершенно неожиданные для него заказы на художественное литьё. «Во мне проснулась творческая жилка. И всё это показалось интересным. Почему бы и не попробовать? Тем более такой переход к художественному литью был для меня несложным. До этого у меня уже был подобный опыт. По просьбе цеха я отливал фигурки металлургов, оленей метровой высоты», – отмечает он. Первым художественным литьём из металла стала скульптура «Гигиеи – богини здоровья» (стоит у главного входа в 1-ую горбольницу). Установлена она была в сентябре 2004 года. Одновременно со скульптурой древнегреческой богини открыли и аллею памяти. Воздвигалась фигура в два этапа. Сначала богиня стояла с пустой ладонью. Потом в неё поставили чашу, которую обвивает змея. Сосуд Гигиеи – символ медицины. Мраморный постамент для скульптуры заказали в Хакассии. Отливали Гигиею по модели скульптора Евгения Потехина в литейном цехе Западно-Сибирского металлургического комбината, где когда-то начинал свою трудовую биографию и долгие годы работал литейщиком Виктор Костомаха. Помогала ему в этом большая творческая команда одарённых людей – лучших литейщиков, формовщиков и плавильщиков цеха. В истории сохранились даже их имена: формовщики С.В.Никоненко, Н.А.Пирогов, обрубщик А.Л.Пономарёв. 

На открытие бюста Леонида Сергеевича Климасенко, легендарного директора ЗСМК, приехала из Москвы его дочь Светлана. Монумент установили у входа в Новокузнецкий индустриальный техникум. И она уже на расстоянии в 150 метров от него узнала знакомые отцовские черты: «Абсолютно похож!» – дала свою оценку. Сделан он по модели опять-таки Евгения Потехина, который по художественному образованию был портретистом, и потому бюсты удавались ему лучше всего.

Однажды Виктору Ивановичу даже пришлось спасать Дозовский мост. Вандалы вырезали из него чугунные детали, отчего образовалась большая двухметровая дыра. По заказу городской администрации пришлось отливать 20 секций из стали. После этого набеги прекратились. Одна из самых объёмных работ – отливка фигур Солдата и Женщины, провожающей на войну своих родных – сына, мужа. Обе скульптуры – около четырёх метров высоты. Установлены они у входа на Бульвар Героев по проекту новокузнецкого художника Валерия Лукьянчикова. Работа была трудоёмкой. Каждую приходилось собирать из четырёх частей. 

Звание лауреата премии Кузбасса Виктор Костомаха получил за бронзовую фигуру аистов, установленную в сквере Ермакова. Отливать монумент пришлось в Красноярске, поскольку в Новокузнецке участков цветного литья уже не было. Скульптура в сквере имени Н.С.Ермакова, который в 1970-80-е годы был сначала секретарём Новокузнецкого горкома, а затем Кемеровского обкома партии,  появилась 7 октября 2012 года к 70-летию Кемеровской области. К известному, как в области,  так и за пределами Кузбасса бывшему партийному деятелю скульптура никакого отношения не имела. Установлена она рядом с новым Дворцом бракосочетания, задолго до его открытия. По замыслу автора композиции красноярского скульптора Антона Тырышкина, семья аистов выступает в роли хранителя семейного «гнезда». А три металлических стелы, на которых закреплено это гнездо,  подразумевающее  семейный очаг, символизируют три «столпа», без которых немыслима настоящая семья – любовь, уважение и доверие. (Надо сказать, что через год к аистам присоединились «Влюблённые»  другого автора). Очевидцы рассказывают, что  под сенью «Аистов» на открытии Дворца, кроме губернатора и представителей городской администрации, приняли участие молодые пары, а также представители старшего поколения, прожившие в браке более 50 лет. Таковых, между прочим, набралось немало! И теперь перед бракосочетанием многие молодожёны обязательно подходят к постаменту скульптуры птиц, загадывая на семейное счастье и на продолжение своего рода. 

Для сквера Ермакова разработал и двухстороннюю узорчатую ограду, которая смотрится одинаково интересно с обеих сторон. 

– Таких в России нет нигде! Причём, сделаны ограждения полностью по ГОСТу. Внутри столба оградки поставлена толстостенная горячекатаная труба, которая в полной мере отвечает безопасности движения. Столб с такой «начинкой» полностью исключает проезд автомобилей через ограждение. Точно такая ограда была установлена на Привокзальной площади. Однажды случилась авария, и на неё наехал автомобиль. Столб предотвратил трагедию. Он лишь слегка прогнулся, не дав машине, потерявшей управление, налететь на людей, которых там, за ограждением, было в немалом количестве, – отмечает Виктор Иванович. Узорчатые ограждения для проспектов, площадей и скверов города отливали вновь в литейном цехе ЗСМК. Виктору Ивановичу помогал в этом весь коллектив. «Переживали страшно! Ведь до этого никогда не выполняли такой работы. Однако и за это горячее дело дружно принялись. И потому я им всем премного благодарен. Без поддержки металлургов-литейщиков я ни за что не взялся бы за это непростое дело. Литейщик – металлург в квадрате, ведь его профессиональная деятельность гораздо многограннее», – утверждает изготовитель художественного литья. Такая же ограда авторства Виктора Костомахи будет установлена на обновлённом проспекте Металлургов. «Я в рисунке узора этого ограждения изобразил детали в форме сердца. Как признание в любви моему родному Новокузнецку», – признаётся Виктор Иванович.

В последнее время он научился делать скульптуры без скульпторов. При помощи компьютерного оборудования. На 3Д-принтере по фотоснимкам из «Википедии» изготовил тринадцать моделей Героев Советского Союза Новокузнецкого района.

В планах на будущее – оформление дамбы, которая должна пройти по берегам Томи до Дозовского моста. Ограждение должно быть с высокими и широкими перилами, выдерживать любую нагрузку. Надеется, что он будет также задействован и в задуманном городском Арбате, для которого у его творческой команды из литейного цеха Запсиба есть уже и светильники, и скамейки, и тумбы. «У меня одно лишь пожелание. Чтобы не привозили оформительские конструкции из других городов. При оформлении и украшении наших городских кварталов обращались бы к нашим заводским металлургам-литейщикам, что на все руки мастера. Это люди, которые всей душой чувствуют красоту металла. Вот с таким подходом к оформлению нашего города было бы и справедливо, и здорово!» – считает металлург с художественной душой Виктор Костомаха. 


Просмотров статьи: 814