Роза из шагреневой кожи
Кто бы мог подумать, что и в онлайн-общении можно стать своеобразным ветераном! По крайней мере, для новокузнечанки Ольги Колмогоровой, педагога дополнительного образования детско-юношеского центра «Орион», дистанционные мастер-классы начались в городе около тридцати лет назад. На заре становления Первого городского телевидения, начиная с 1991 года, когда она создала и провела несколько передач на тему творчества, а также двадцать телевизионных мастер-классов по рукоделию. Все эти записи до сих пор хранятся в архивах Ново-ТВ и библиотеки имени Н.В. Гоголя.
И потому вынужденное в условиях ограниченного режима возвращение к онлайн-урокам по декоративно-прикладному искусству для Ольги не стало проблемой. Для своих учеников она «на дистанции» записала десять уроков по домашнему рукоделию: кожаные поделки, батик, стимпанк, фигурные свечи, фоторамки, точечная роспись акриловыми красками… И многое другое, интересное для тех, кто желает добротно, уютно и оригинально обустроить свой домашний интерьер.
О такой творческой жизни, которой она сейчас живёт, Ольга мечтала с пяти лет. Именно в этом нежном возрасте, признаётся, её детская фантазия проснулась от разноцветного обилия кожаных лоскутков – синих, жёлтых, бежевых, красных. Они были сброшены в коробку, как уже лишний, ненужный материал в одной сапожной мастерской, куда она когда-то зашла вместе с мамой. «Я до сих пор, когда беру в руки кожаный лоскут – этот одновременно мягкий и грубый, гладкий и шершавый, матовый и лаковый материал, – чувствую душевную эйфорию», – отмечает она.
Ольга моделирует и шьёт одежду, дамские сумочки, шляпки, пояса, любит мастерить бижутерию. Из лоскутов кожи и ткани создаёт панно, «пишет» картины, на которых объёмно расцветают экзотические розы. Обычная стеклянная бутылка из-под вина, одетая в кожу и расписанная её руками, превращается в оригинальное произведение искусства. Кажется, что напиток в ней будет на вкус терпким, изысканным, с тонким ароматом. И всё это рождается из голенищ потёртых кожаных сапог; старых, поношенных курток; перчаток и вышедших из моды хозяйственных сумок. Для мастерицы немалое удовольствие доставляет покопаться в завалах старой, вышедшей из моды обуви. Или в каком-нибудь старинном бабушкином сундуке, в котором могут обнаружиться самые неожиданные вещи. Те самые находки, что приводят мастера-прикладника в священный трепет.
Для начала кожаный лоскут, выбранный и предназначенный для изделия, Ольга прожаривает на раскалённой конфорке либо томит над горящей свечой. От жары кожа сжимается, подобно шагреневой, описанной знаменитым Оноре де Бальзаком в одном из своих романов. Затем кожаный материал становится выпуклым и объёмным, создавая неожиданные, порой причудливые формы. Иногда для новой картины остаётся добавить обрамление да пару штрихов масляной краской, позолотить или посеребрить. Это уже дело вкуса и авторской фантазии. И образ, запечатлённый в коже, начинает проявляться не только для глаз мастера, но и для взора самого неискушенного зрителя.
На своих мастер-классах Ольга, в отличие от иных своих коллег, совершенно бескорыстно выдаёт секреты рукоделия. Обучая желающих мастерить из кожи и трикотажа кулоны, пояса, сумки, панно, шить жилеты и юбки. Есть в её «запасниках» и новинки. К примеру, изделия в стиле стимпанк, с созданием которых с ней поделилась известная новокузнецкая художница Эльвира Бабаева. Этими металлоизделиями, возведёнными в ранг довольно оригинального искусства, Оля, к своему удивлению, увлекла четырёх своих учениц-девчонок. Хотя, казалось бы, творчеством, состоящим из ключей и отвёрток, должны заинтересоваться именно мальчишки. Отнюдь! Металлом «заразились» именно девочки!
Не успела Ольга выложить записанные мастер-классы в сеть, как тотчас пошли отклики. В том числе и от давних знакомых. Однокурсники по высшей профсоюзной школе культуры тоже, глядя на работы Ольги, вспомнили полученные когда-то навыки. И также стали присылать свои работы – рисунки и чеканку. Из Австралии ей написала ученица Анастасия Сутула. Из Китая – бывшая коллега Любовь Зобова, что работает там балетмейстером. Благодарные отзывы пошли из Белоруссии, Калининграда, Владивостока, Мурманска, Киева, Улан-Удэ, Санкт-Петербурга… «Спасибо, что учите нас так здорово рукодельничать!» – пишут.
За время самоизоляции у Ольги Колмогоровой появилось много учениц того самого «возраста новых свершений», что означают цифрой «50+» и выше. Есть среди её поклонниц и восьмидесятилетние. В настоящее время появилось твёрдое намерение из созданных новыми учениками работ сделать выставку в её родном детско-юношеском центре «Орион», где Ольга отработала четверть века.
Так что педагогический талант Ольги Колмогоровой и здесь, в мире дистанционного общения, нашёл своё применение. Не говоря уже о первоклашках, которые занимаются у неё в изостудии центра. «Я давно уже ничему не удивляюсь. Но тут была приятно поражена. Пришли совершенно дивные, одарённые дети. С хорошим абстрактным мышлением. Несмотря на юный возраст, в них есть кураж, собственное достоинство. Они умеют отстаивать своё творческое мировоззрение. «Я так вижу!» – их художественное кредо»,– отмечает Ольга.
Она и сама, обучая других, не перестаёт учиться. Так, решила мастерски овладеть искусством игры на гитаре. «Мне это необходимо! Потому что жизнь в любом возрасте должна быть лишена серых красок. А для этого нужно наполнять её ярким творческим содержанием», – считает Ольга Колмогорова.
Фото из личного архива Ольги Колмогоровой
Просмотров статьи: 696