Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Великая изоляция – Антарктида

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

Вирусная инфекция, что распространилась сегодня по миру, в первую очередь опасна для пожилых людей уже тем, что нарушает их привычный образ жизни. А значит, в немалой степени влияет и на душевное, и на физическое состояние здоровья. Чтобы как-то поддержать жизнедеятельность горожан пожилого возраста в условиях самоизоляции, в некоммерческой организации «Фонд развития детско-юношеского центра «Орион» при финансовой поддержке Фонда президентских грантов создали бесплатный онлайн-проект «Школа 60+».

Физкульт-ура!

– Так сложилось, что наш проект из-за коронавируса стал действовать в условиях ограничений выхода из дома людей пожилого возраста. Мы понимаем, в настоящее время это – вынужденная мера. И она, естественно, временная. И потому наша задача – помочь пожилым людям пережить этот период с пользой для себя, – отметила Светлана Липатова, автор проекта, директор НО «Фонд развития детско-юношеского центра «Орион». 

По словам Светланы Николаевны, благодаря возможностям Интернета, аудитория проекта значительно расширилась. «Учениками» онлайн-школы стали не только бабушки и дедушки, но и родители с детьми. Все участники, находясь в режиме самоизоляции, могут разнообразить свой досуг, развить творческие способности. Освоить азы здорового образа жизни, изучить медиатехнологии, составить свой семейный фотоальбом и даже научиться монтировать фильмы о семье, детях и внуках. Занятия в этой необычной школе проходят по четырём направлениям: творчество; образование (медиатехнологии); волонтёрство (управление общественными объединениями и проектами); здоровье и физическая культура. 

Всё, что касается здорового образа жизни, возложено на Виктора Дьячкова, кандидата биологических наук, доцента кафедры физкультуры Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета. В настоящее время Виктор Алексеевич дистанционно преподаёт студентам спортивные дисциплины. А между делом ведёт занятия в рамках онлайн-проекта для пожилых людей. Бравый и спортивно подтянутый семидесятитрёхлетний Виктор Алексеевич совершенно не выглядит на свой возраст. В онлайн-школе он, опираясь на собственный опыт, помогает своим «ученикам» преклонных лет индивидуально подобрать физические упражнения. С учётом тех изменений, что происходят в организме пожилого человека и, в частности, в опорно-двигательном аппарате. Восстановление хорошего самочувствия, естественно, проходит без применения лекарств и без обращения к психологическим методикам. Только физкультура! Занятия направлены на поддержание тонуса мышц, которые влияют на работу суставов. На коррекцию осанки, которая очень важна для общего оздоровительного эффекта, поскольку от неё зависит состояние шейных мышц и плечевого пояса. Есть упражнения для коленей и тазобедренных суставов. На эту тему при участии Виктора Дьячкова в Фонде развития детско-юношеского центра «Орион» записаны уже несколько видеоуроков. 

Полярник в «звании» учёного 

Надо сказать, что Виктор Алексеевич, чьё личное время и без того ограничено, охотно согласился поучаствовать в онлайн-проекте «Школа 60+». Ведь опыт по оздоровлению организма у него есть, и немалый. В 28 лет он пережил «Великую изоляцию – Антарктиду». В 1974 году ему, выпускнику спортивного факультета Кемеровского госуниверситета, выпал счастливый билет – поступило предложение стать участником экспедиции Ленинградского института Арктики и Антарктики. К этому времени Виктор Дьячков увлёкся научно-исследовательской работой по изучению биоритмов человеческого организма. По результатам исследований, уже в качестве биолога, защитил кандидатскую диссертацию. Его разработки были замечены научным сообществом. Под патронажем Новосибирского института клинической и экспериментальной медицины молодому учёному-спортсмену предстояло испытать возможности человеческого организма в условиях Антарктиды.

Пингвины-болельщики

На Южный полюс отправились 11 ноября 1974 года из ленинградского порта на научно-исследовательском судне «Профессор Визе». До Антарктики, пройдя экватор и Канарские острова, добирались в течение месяца. В то время как в европейских широтах буйствовала зима, в стране льда и белых снегов, согласно так называемой обратной сезонности, наступило лето. «Наш корабль, забрав тех, кто завершил годичную зимовку и кому на смену приехали мы, отправился в обратный путь. А мы остались… Антарктида, сплошь покрытая льдом толщиной в три километра, сразу же поразила меня своей необычностью. Целыми колониями тюленей и пингвинов. На камнях гнездились единственные здесь пернатые – поморники. Встретили нас тоже экзотическим блюдом – глазуньей из пингвиньих яиц», – вспоминает Виктор Алексеевич. 

На пингвинах, он, как учёный-биолог, изучал распространение гриппа. Проводил исследование: передаётся ли неуклюжим жителям Антарктики инфекция от человека. Для этого подопытного пингвина надо было поймать. Затем с помощью эфира усыпить под наркозом... Ходили зимовщики любоваться и на семейства тюленей, которые настолько привыкли к человеку, что позволяли ласково поглаживать своих детёнышей – бельков. Впрочем, совершенно не боялись людей и пингвины адели, и императорские особи ростом около метра. Полные любопытства, они не раз заявлялись «в гости» к полярникам. «Как-то играем в футбол. И вдруг у футбольного поля появляется необычный болельщик – великолепный императорский пингвин. Мяч летит в сторону, а мы всей толпой спешим к гостю. Чтобы с ним вместе сфотографироваться»,– рассказывает Виктор Алексеевич.

Полярный день с круглосуточным солнцем сменяла полярная ночь. С резкими, до 60 метров в секунду, порывами ветра. И потому между домами были натянуты канаты-растяжки для передвижения. Иначе ветер мог сбить с ног, а снег тут же засыпать упавшего полярника. Найти такого погребённого было невозможно. И потому перед тем, как выйти «на улицу», следовало предупредить дежурного по телефону. А в случае потери ориентира – стоять на месте и ни в коем случае не падать навзничь. Иначе – тут же занесёт.

Зелень как разгрузка 

– Первые полгода все пребывающие на станции держались молодцом: всё было необычно и интересно. Затем в малочисленной группе зимующих в ограниченном пространстве начали проявляться издержки режима самоизоляции. Мы были лишены привычных родственных связей. Интернета в то время не было. И потому общаться с родственниками приходилось только с помощью телеграмм. Тяжело оказалось переносить и монотонную цветовую гамму: в полярную ночь – темень, в полярный день – ослепительную снежную белизну, из-за чего мы ходили в тёмных очках. В нас, даже физически закалённых мужчинах, накапливалось социальное напряжение. Оно сказывалось на эмоциональном фоне и выливалось в раздражительные срывы и ссоры, – отмечает Виктор Дьячков. 

На психологическое состояние влияло и отсутствие каких-либо развлечений. Скуку в свободное время «разгоняли» тем, что учились писать картины, вырезать по дереву, обсуждали прочитанные книги и смотрели старые ленточные фильмы типа «Чапаева». Виктор Алексеевич учил английский язык, а также тренировал навык печатания на пишущей машинке. 

По давней сложившейся традиции на полярной станции царил «сухой закон». Каждому полярнику, с расчётом на праздники и дни рождения, на год полагались четыре бутылки сухого вина, по бутылке шампанского и водки. При этом в разнообразном и качественном питании дефицита не было. Мясо и рыбу хранили в выбитом в скале каменном «холодильнике», где постоянно держалась необходимая температура. Чтобы хоть что-то напоминало о родине и скрашивало изолированное антарктическое житьё-бытьё, в домиках стояли горшки для рассады. В них полярники выращивали огурцы и помидоры. 

Неимоверным счастьем для каждого на станции стало окончание годичной зимовки и прибытие пассажирского лайнера «Михаил Калинин» для возвращения домой. Обратный путь – с заправкой водой и продуктами в Испании и переходом через экватор – вновь занял месяц. После холода Антарктиды жгучее пылающее солнце и водные процедуры в бассейне лайнера были настоящей экзотикой для полярников.

Так что сегодняшняя самоизоляция по сравнению с той, в Антарктиде, для Виктора Алексеевича – «просто семечки». Своё душевное состояние в условиях режима ограничений он восстанавливает, работая на даче в Сарбале, а также бродя в одиночестве по таёжным тропам. «Лучшего лекарства, чем таёжный воздух, для меня не найти!» – признаётся бывший полярник. А теперь для смены деятельности Виктору Дьячкову пригодилось и участие в необычном онлайн-проекте. 

Занятия «Школы 60+» проходят дистанционно на сайте: https://school-60.orionnvkz-do.ru

Фото из архива Виктора Дьячкова 


Просмотров статьи: 682