«Барабан – сердце оркестра»
В последний день апреля в мире отмечают международный День джаза. Событие это сравнительно «молодое»: в 2020-м ему исполняется всего лишь девять лет. Но с каждым годом торжества становятся масштабнее, и к празднованию присоединяется всё больше любителей этого музыкального жанра. «В этот день мы сможем воздать должное джазу и его неувядающим традициям. А также в очередной раз подчеркнуть способность этой музыки объединять людей», – отметил когда-то генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле. Именно с подачи ЮНЕСКО в конце 2011 года было принято решение об учреждении этой даты. Цель создания нового праздника – повышение информированности общества о роли джаза в жизни человечества. «Джаз – это сила, которая способствует миру, единству, диалогу и расширению контактов между людьми. Эта музыка, в истоках которой лежит рабство, всегда страстно выступала против всех форм угнетения. Она говорит на языке свободы, который существенно влияет на развитие музыкальных направлений и служит для диалога и взаимопонимания между разными культурами и обществами», – такие слова прозвучали на первом Международном дне джаза, который прошёл в Париже.
Человек редкой профессии
Международный день джаза объединяет музыкантов и всех тех, кто не может оставаться равнодушным к этому стилю. В Новокузнецке это заметно, как ни в одном другом городе сибирского региона. Стоит только хотя бы раз побывать на международных фестивалях, которые проходят в нашем городе благодаря Губернаторскому джаз-клубу «Геликон» и его директору Ольге Юшковой.
К слову, новокузнецкий джаз-клуб воспитал много талантливых артистов. Некоторые из них пополнили оркестры Москвы и Санкт-Петербурга. Другие остаются верны своему клубу и городу. Среди них молодой, тридцатидвухлетний джазист Сергей Фёдоров. «Я в нашем городе – человек редкой профессии: я – барабанщик», – отзывается он о себе. Сергей выступает в «Новом Кузнецком биг-бэнде», «Кузнецком Диксиленде», других оркестрах и ансамблях.
– С детства хотелось играть на барабане. Но в начале двухтысячных годов в нашем городе была проблема с обучением именно на этом инструменте. Учиться игре на скрипке, гитаре, саксофоне и даже флейте – пожалуйста! А вот о барабане нигде не было ни звука. А меня к игре на нём тянуло как-то интуитивно. Помог мне в этом случай. Однажды проходил мимо джаз-клуба «Геликон» и увидел стенд с объявлением: проводился набор на обучение игре на инструментах. И там значился любимый мной барабан! Зашёл, записался и с 2003 года приступил к занятиям, – вспоминает Сергей. Первым его преподавателем был Владимир Соломон, известный в городе музыкант, настоящий виртуоз игры на этом инструменте. «Да все в городе барабанщики прошли его школу!» – подчёркивает Сергей.
Джазовая «закалка»
Вскоре молодой барабанщик начал играть в музыкальной студии, участвовать в концертах. И в 2005 году талантливого, общительного, с лёгким характером Сергея Фёдорова заметил тромбонист Олег Зарыпов, который долгое время был руководителем «Кузнецкого Диксиленда». «Олег уже давно в Санкт-Петербурге живёт. А я вот уже пятнадцать лет в составе ансамбля. Играю там с удовольствием. Джаз очень развивает в музыкальном плане. Имея джазовую «закалку», легко перестроиться на любой другой музыкальный жанр и стиль», – признаётся Сергей.
За эти годы игры в джаз-клубе он оказался участником множества фестивалей, в том числе международных. Постоянный участник нашего, фирменного «Джаза у Старой крепости», стуча на барабане в составе разных ансамблей и оркестров. В прошлом году вместе с коллективом Ольги Юшковой Сергей побывал на Международном блюзовом фестивале в Архангельске. В этом холодном северном городе выступление новокузнечан приняли горячо, с восторгом, «на ура». Отметили и игру Сергея. «Кто-то из великих музыкантов сказал, что барабанщик – это сердце оркестра. Он задаёт ритм, темп, пульс, настоящий драйв для его слаженной игры. И я это чувствую сам, играя на барабане. Бывало, по каким-то причинам и семейным обстоятельствам мне случалось пропустить репетицию. И всё – она отменена! Без барабанщика не могла состояться. Пропустить мог другой какой-нибудь музыкант – тот же саксофонист… Но только не барабанщик! Вот потому мои отлучки на репетиции не могут быть поняты коллективом оркестра и прощены», – признаётся Сергей Фёдоров.
Любимый город, любимый стиль
За эти годы с молодым музыкантом на сцене во время концерта случалось немало разных случаев, в том числе и курьёзных. То нижняя «колотушка», которую на ударной установке приходится регулировать ногой, ударяясь о мембрану большого барабана, могла запутаться в штанине его брюк. «С тех пор я одну брючину подворачиваю. И этот мой внешний вид для тех, кто смотрит на меня со стороны, довольно необычен и забавен. Я с ними согласен: курьёзно выгляжу! Но другого выхода я не вижу», – с улыбкой поясняет он. То барабанные палочки прямо на концерте, купленные только что в магазине, могут развалиться пополам…
«Пока мне в моей работе джазового музыканта всё нравится. Для меня джазовая музыка – и работа, и хобби. Звёзды сегодня для меня складываются вполне удачно. К мировой признательности я не стремлюсь. Другие города и оркестры меня не привлекают. Я работаю с хорошими профессиональными коллективами приятных и доброжелательных ко мне людей, у которых учусь мастерству», – отмечает он. Сергей признаётся, что в свободное время любит побродить по улицам любимого города. Он до сих пор открывает в Новокузнецке и даже в Центральном районе, где живёт и работает, неизвестные ему уголки. «Город до сих пор мной не исследован», – говорит молодой музыкант.
В учителях – «звёзды»
Для собственного развития Сергей слушает различную музыку, которую любит «пропустить через себя». Так он черпает новые идеи, стараясь не повторяться и не копировать. Среди его кумиров – американские барабанщики, звёзды мировой величины Стив Гэдд и Чад Смит. Долгую память о себе оставили встречи и с нашими музыкантами. Так, Сергею посчастливилось играть с трубачом Валерием Пономарёвым. Тот воспринимал легко, без какого-либо напряжения, любые сбои в совместной игре, если что-то складывалось не так, как задумано. И в противоположность ему – общение с музыкантом новосибирского джазового оркестра Владимиром Толкачёвым. Тот мог безжалостно до самых мелочей препарировать игру: находить слабые места, анализировать что и почему не получается. «Владимир Трубачёв очень повлиял на моё мировоззрение, на моё отношению к своей работе, к творчеству, к самому джазу. Я взглянул на себя другими глазами, требовательно, как бы со стороны», – замечает Сергей. Усвоив уроки «звёздных» учителей, новокузнечанин ещё раз понял значимость джазового барабанщика - надежды маленького и большого оркестра.
Фото из личного архива Сергея Фёдорова
Просмотров статьи: 875