Новокузнецкое городское телерадиообъединение

От котлованов КМК до Кузнецкого моста

Газета «Новокузнецк», выпуск №8 (1056)  //  Рубрика: Юбилеи Новокузнецка

// Автор: Александр ШПРИНГЕР

Существует устойчивое мнение, что главным орудием труда на строительстве знаменитого Кузнецкого металлургического комбината была обычная лопата. Да, в основном рабочий труд на Кузнецкстрое был ручным. Но работали здесь и экскаваторы, краны, паровозы. А всем этим кто-то должен был руководить.

 

 

 

125 лет назад, 28 февраля 1895 года, родился Ушатин Виктор Николаевич, инженер-строитель, внёсший огромный вклад в строительство КМК, коммунального моста через Томь, ЗСМК.

Родился в городе Елец (сейчас – Липецкая область). После гражданской войны трудился в восстановительном отряде – ремонтировал разрушенные мосты, полотно железных дорог. В 1922 году окончил Московский институт инженеров путей сообщения и уехал на стройку на Урал. Затем были стройки в Ленинграде, Закавказье, а в 1929 году – знаменитый Турксиб (Туркестано-Сибирская магистраль). В его ведении был очень сложный объект – Илийский участок дороги, составлявший 120 километров.

В 1930 году после личного приглашения И. П. Бардина Виктор Ушатин едет на Кузнецкстрой, где возглавляет отдел механизации. Техники на стройке было немного, но она была. А также около полутора тысяч человек в подчинении. Ушатин составил план механизации работ и уверенно защитил его перед американскими специалистами. Он заказывает новое оборудование, обучает новых специалистов. На Кузнецкстрое его называют «главным землекопом». То немногое, что было в его распоряжении, работало на пределе своих возможностей. Экскаваторы за сутки при трёхсменной работе перерабатывали до пяти тысяч кубометров земли. Виртуозной работой машинистов, говорят, восхищались даже американцы. При острой нехватке запчастей и специалистов работали практически без простоев и поломок. За три с половиной года на Кузнецкстрое было вынуто и вывезено около десяти миллионов кубов земли, уложено пять миллионов кубов бетона.

В 1933 году, когда техники стало побольше, Ушатина назначают начальником управления «Земжелдорстрой», которое строило все асфальтовые и железные дороги на комбинате и некоторые в городе, подземные коммуникации, тоннель под заводом, водозаборы, вагоноопрокидыватель. 

Строили на совесть. Когда через 30 лет строители 1960-х реконструировали подземные коммуникации, оказалось, что все трубопроводы находились в хорошем состоянии.

Особой гордостью Виктора Николаевича стал коммунальный мост через Томь, соединивший левый берег реки с Кузнецком. Его опоры, кстати, до сих пор можно видеть рядом с нынешним мостом. В то время это был один из крупнейших мостов в Западной Сибири – его протяжённость составляла 432 метра, а ширина проезжей части – 6 метров. Мост был прочный, клёпаный. Построили его за два года – с 1934 по 1936 год. 

А затем последовал донос в НКВД о вредительском строительстве, появилось заключение о ненадёжности конструкций моста, который якобы вот-вот рухнет. Виктора Ушатина арестовывают и судят. На суде он лично ручался за качество моста, прослужившего, кстати, до 1972 года. Заявлял, что готов к расстрелу, если мост упадёт. Но суд был непреклонен и Ушатин почти на 20 лет отправляется в лагеря. Отбыв срок с 7 января 1938 по 11 мая 1956 года, он был полностью реабилитирован. В заключении его опыт использовали по назначению – он работал прорабом, начальником строительных работ, главным инженером.

Вернувшись в Новокузнецк, Виктор Николаевич возглавляет 10-е строительное управление треста «Кузнецкпромстрой», участвует в строительстве 7-й и 8-й коксовых батарей на КМК, Кузнецкой комсомольской доменной печи, реконструкции железнодорожного узла доменного цеха, в строительстве Западно-Сибирского металлургического комбината.

За заслуги в строительстве В.Н. Ушатин был удостоен различных наград, в том числе медалью «За доблестный труд», отмечен несколькими грамотами, благодарственными письмами.

Выйдя на пенсию, работал в общественной приёмной газеты «Кузнецкий рабочий». Друзья и близкие вспоминают, что несмотря на сложную жизнь, он до конца жизни оставался оптимистом и верил в лучшее будущее для своего города.

Согласно календарю отдела краеведения библиотеки имени Н.В. Гоголя, на предстоящей неделе Новокузнецк ждёт ещё несколько интересных юбилеев.

40 лет назад, 29 февраля 1980 года, полиграфкомбинат переехал в новое здание на улице Орджоникидзе. Первыми переселились рабочие наборного цеха. 

90 лет назад, 1 марта 1930 года, управление Кузнецкстроем переведено из города Томска на Горбуновскую площадку в Кузнецк. 

10 лет назад, 1 марта 2010 года, в СибГИУ были образованы Институт металлургии и материаловедения (в результате объединения факультетов: металлургического, факультета электротермических технологий и факультета обработки металлов давлением и металловедения) и Институт экономики и менеджмента (правопреемник экономического факультета). А в результате слияния трёх ранее существующих кафедр: обработки металлов давлением, технологии и автоматизации кузнечно-штамповочного производства, металловедения, оборудования и технологии термической обработки металлов появилась кафедра обработки металлов давлением и металловедения ЕВРАЗ ЗСМК.

115 лет назад, 3 марта 1905 года, родилась Першина Антонина Владимировна, первый директор музея изобразительного искусства (ныне Новокузнецкого художественного музея). 

15 лет назад, 3 марта 2005 года, вышел первый номер городской газеты «Новокузнецк». Учредителем стал Комитет по управлению муниципальным имуществом. С 1 июля 2005 года горсовет постановил считать газету официальным печатным изданием представительной и исполнительной власти города Новокузнецка.

40 лет назад, 4 марта 1980 года, родился Зиновьев Сергей Олегович, российский хоккеист, воспитанник новокузнецкой хоккейной школы. Выступал за сборную России, чемпион мира 2008 и 2009 годов, Заслуженный мастер спорта России (2009).

Фото из архива Новокузнецкого краеведческого музея


Просмотров статьи: 717