Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Роспись на Рейхстаге

Газета «Новокузнецк», выпуск №8 (1056)  //  Рубрика: 75 лет Победы в Великой Отечественной войне

// Автор: Ирина ТОПАНОВА
// Фото: Ирина ТОПАНОВА

Чем ближе юбилей Победы, тем масштабней и значимей становятся мероприятия, посвящённые Великой Отечественной войне. Начиная с завтрашнего дня, то есть с 28 февраля, по 1 марта в Новосибирской области пройдёт традиционный лыжный поход под названием «Ледовый марафон». Посвящён он подвигу сибиряков, участников Севского рейда из 29-й отдельной лыжной бригады, сформированной в Новосибирской области. А также пропавшим без вести в годы войны бойцам Советской армии. Участвуют в «Ледовом марафоне» поисковые отряды Сибирского Федерального округа, в том числе новокузнецкий отряд «Кузница Победы» (В недавнем прошлом «Сибиряк»). 

В количестве пяти человек под руководством Владимира Копылова наши ребята на лыжах за два дня пройдут маршрут, растянувшийся на 44 километра. С перерывом на отдых на оздоровительно-спортивной базе и в школе села Верх-Ирмень. 

– В прошлом походе поначалу было тяжело. Потом мы вошли во вкус, втянулись и решили всё-таки пройти непростую снежную трассу до конца. Этот лыжный поход стал для меня символом памяти о людях, которые погибли во имя нашей жизни. Данью уважения всем фронтовикам. А также испытанием самого себя: смогу ли я повторить маршрут тех легендарных лыжников-марафонцев? – делится впечатлениями Александр Ляхов, участник поискового отряда, который отправится в «Ледовый марафон» во второй раз. 

Кроме того, ребята-поисковики из «Кузницы Победы» решили посвятить свой лыжный пробег единственному на сегодняшний день в Листвягах участнику Великой Отечественной войны – 97-летнему Дмитрию Гавриловичу Ильичёву, которого они часто навещают. Перед отъездом на «Ледовый марафон» ребята снова пришли к нему в гости со сладкими подарками. Десятиклассник Александр Ляхов и восьмиклассница Вита Вереш ещё раз вместе с нами выслушали рассказ Дмитрия Гавриловича об эпизодах его опалённой войной юности.

На фронт в начале Великой Отечественной войны двадцатилетний Дмитрий Ильичёв вместе со своими пятью братьями призывался из Сталинска (ныне Новокузнецк). Призвали в состав 237-й Пирятинской дивизии, в 841-й полк, второй батальон. Новобранцев направили сразу же в школу связистов-радистов, которая располагалась в Новосибирском городском музее. После окончания школы их маршрут лежал в деревню Кочергякино, неподалёку от Вологды. Но долго здесь не задержались: оттуда они попали на станцию Грязи Липецкой области, в стены строившегося тракторного завода. Здесь им выдали оружие – семь винтовок на десять человек. Да по сорок патронов на одну винтовку. «Воевать-то, по сути, в начале войны нам было нечем! Стрелять приходилось по очереди. Выдали ещё и по гранате на каждого. Но потом забрали, сформировав их в несколько связок. Это чтобы было проще по танкам бросать, подбивать их, пояснили нам, необстрелянной ещё молодёжи», – вспоминает Дмитрий Гаврилович.

Первым боевым крещением для Дмитрия Ильичёва стал бой за деревню с красивым названием «Малиновая Поляна», которую фашисты «страшно бомбили с самолётов». Молодые бойцы шли за наступающими на окопные позиции немцев советскими танками из 96-й танковой бригады «Челябинский комсомолец». Однако наш герой быстро сообразил, что немцы в первую очередь будут бомбить танки, а не солдат, что идут вслед за ними. И предупредил своих товарищей, чтобы они поостереглись, отойдя на небольшое расстояние от грозной техники: «Разбегайтесь от танков!». И, действительно, началась страшная бомбёжка. Именно танковой колонны. Те, кто послушал Дмитрия Ильичёва, остались в живых. А тех, кто прижимался к танкам, буквально разорвало на части. «Именно таким образом у меня на глазах погиб мой товарищ. Сам же я успел броситься в воронку. Но и в ней земля подо мной ходила ходуном. То на ноги меня подбросит, то ударной волной прямо плашмя уложит. Да так, что лицо у меня становилось плоским. Нас просто носило над землёй взрывами. Первый же отбомбившийся фашистский самолёт запустил такую сирену, что меня всего вывернуло от этого жуткого воя наизнанку. И даже показалось, что все волосы на голове выпали», – рассказывает фронтовик. 

В первом же бою Дмитрия Гавриловича сильно изувечило. И его доставили в госпиталь города Мичуринска. Поначалу показалось, что городок – тихий, вдали от линии фронта. Однако и до него добрались фашистские самолёты. Город бомбили почти каждую ночь. И после очередной бомбёжки, в результате которой погибли 44 раненых, а в живых остались всего шесть человек, среди которых был и Дмитрий Ильичёв, их перевели в другой госпиталь. После него подлеченного бойца отправили в запасной полк. Жить связистам пришлось в дубовой роще в шалаше. С доставкой продуктов были перебои, а потому завтраки, обеды и ужины им порой заменяли жёлуди. «Потом нас разместили во 2-ю истребительную противотанковую дивизию, в которой учили бросаться под танки со связками гранат. В один из дней нас там до отвала накормили картошкой с тушёнкой. После желудёвой диеты это был настоящий праздник», – отмечает ветеран. 

Потом Дмитрию Ильичёву в составе полка пришлось освобождать Курск, Орёл, пройти Украину, Польшу и дойти до Берлина. Причём, зашли они в столицу фашистской Германии с тыла. «Когда входили в Польшу, в которой все дома были целы, и всё было, как на красивой картинке, в отличие от наших российских разбомблённых городов и сёл, нам почему-то стало как-то не по себе, стало страшно», – вспоминает фронтовик. В Берлине им пришлось долго держаться на своём «пятачке». В поддержку им прислали бригаду зенитчиц. Но фашисты прознали про это. И, по словам Дмитрия Гавриловича, «напустили» на удерживаемый советскими войсками «объект» целую эскадрилью. Мужественные зенитчицы сбили в этом бою пятнадцать самолётов. Но и сами многие из них погибли под бомбёжкой противника. 

Из самых первых достопримечательностей, войдя в Берлин, Дмитрий Гаврилович и его товарищи по оружию увидели… зоопарк с уцелевшими гусями. Конечным пунктом их боевого маршрута стал Рейхстаг, из которого к ним с белым флагом вышел переговорщик с просьбой сделать для засевших в нём немцев коридор и обойтись без боя. Однако советское командование не согласилось на этот шаг – пойти навстречу капитуляции немцев. «А мы в ответ на этот приказ – идти в атаку – просто содрогнулись: скольким нам здесь ещё придётся пасть смертью храбрых! И это накануне нашей главной Победы! Прежде чем мы выкурим фашистов из их логова», – говорит Дмитрий Ильичёв. Затем немцы обратились с просьбой о капитуляции ещё раз. И вновь им было отказано. И бойцы в очередной раз пошли штурмовать Рейхстаг. Один из фашистов не выдержал такой напряжённости. Выскочил с криком: «Гитлер капут!» и застрелился прямо у них на глазах. «Рейхстаг мы взяли. Я даже осматривать его не пошёл: зачем? Он сплошь был усеян трупами… Но на стенах взятого Рейхстага я расписался. Так и нацарапал штыком: «Мы из Сибири!» – отмечает Дмитрий Гаврилович. Вечером здесь же по случаю Победы был громкий салют. Все пели, плясали и плакали: наконец-то война окончена, и можно будет ехать домой! 

Возвратившись с войны, Дмитрий Ильичёв служил радистом в глухомани в Томской области. Оттуда перебрался в Таштагол. Где познакомился со своей будущей женой. У Ильичёвых трое детей, четыре внука и шесть правнуков. Так что свою, как военную, так и мирную задачу по спасению Родины и её народонаселения, как считает Дмитрий Гаврилович, он выполнил. 


Просмотров статьи: 558