Эскиз для спектакля
Два дня Новокузнецкого драматического театра были посвящены неординарному событию. На его сцене впервые прошла творческая лаборатория нового текста «Трансформация мифа».
Команда плюс актёры
– Подобную лабораторию я давно мечтал провести и увидеть её результаты на большой сцене. Однако такой возможности не было. К счастью, откликнулся на эксперимент Новокузнецкий драматический театр. Целая неделя подготовки к театральным эскизам была напряжённой и интересной. Поскольку лаборатория нового текста всесторонне исследует новые возможности классической схемы «режиссёр-драматург». Оба в этом формате вместе пишут оригинальный сценарий и ставят эскиз спектакля, – отметил в предисловии к первому эскизу под названием «Идиллия» руководитель лаборатории Павел Руднев, один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России, критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, преподаватель школы-студии МХАТа и ГИТИСа. По словам критика, выбранная тема «Трансформация мифа» – это предложение для команд авторов исследовать то, как существующий миф реализуется в современном мире. Она практически не ограничивает режиссёров и драматургов, но задаёт им важный фактор исследования.
Необычный театральный проект реализовывался в несколько этапов. На первом (заочном) этапе Павел Руднев составил три творческих тандема «режиссёр-драматург». А созданные команды подготовили варианты текстов трансформированного мифа. На втором этапе (очном) команды в течение недели работали на театральных площадках с артистами новокузнецкой драмы. Результатом стали показы трёх эскизов будущих спектаклей. Итоговый выпуск лаборатории открыл эскиз под названием «Идиллия». За его основу взят древнегреческий миф о Кассандре. Режиссёр – Антон Маликов из Москвы, драматург – Алексей Житковский из Нижневартовска. На следующий день было показано два эскиза: «ЗАТО» режиссёра Юрия Алесина и драматурга Дана Сидероса из Москвы. Они интерпретировали древний библейский миф об Иове, поселив его в современный российский город. Завершал показ эскиз «Начало» режиссёра Максима Соколова и драматурга Анастасии Букреевой из Санкт-Петербурга.
«Что вы хотели этим сказать?»
После «прогона» каждого сценического действа проходило обсуждение. Режиссёры и драматурги вместе с актёрами выслушивали мнение не только зрителей, но и представителей театральной критики. Особенно горячо прошло обсуждение «Идиллии», в котором современная Кассандра пророчила человечеству из-за агрессивно наступающей бездуховности, стяжательства, любви к накопительству денег недоброе будущее. Которое рано или поздно будет гореть ярким огнём. Одни считали, что эскиз «потрясающий, заставляет задуматься над происходящим в современном мире». Другие говорили, что сюжет эскиза несколько запутан, тяжеловато смотрится. «И вообще что вы хотели этим сказать?» – с таким вопросом к драматургу Алексею Житковскому и режиссёру Антону Маликову обратилась одна из зрительниц. В частности, молодую женщину не устроило, что в эскизе звучит ненормативная лексика. «Лично я в быту не переношу мата. А уж тем более, когда он звучит на театральных подмостках! Ведь мы приходим в театр, как в храм высокого искусства, которое должно предостерегать зрителя от пошлости, учить культуре в повседневной жизни», – заметила молодая женщина. Надо сказать, что на каждое крепкое словечко с громким хохотом откликался один молодой зритель в десятом ряду. Реакция как его, так и сидящих с ним сотоварищей напоминала некую пошловатую разухабистость. Возможно, по замыслу авторов «Идиллии» это тоже был своеобразный театральный урок. С теми самыми нашими иногда резко жутковатыми реалиями, вырвавшимися из вековой тьмы древнего мифа. И если одни зрители признавались, что просмотрели эскиз на одном дыхании, и показанные на большом полотнище кинокадры из современной жизни показались им красочным и точным дополнением, тоо другие посчитали, что с фильмотекой в эскизе вышел перебор.
Всё, как в жизни!
Интересное замечание в процессе обсуждения сделала заядлая театралка Юлия Романова, один из организаторов «Сибирской Робинзонады». Она обратила внимание на то, как наша современная действительность перекликается с театральной. По словам Юлии, современный темп нашей жизни порой, из-за перегруженности разными событиями, напоминает заезженную пластинку. «Перед тем, как прийти в театр, я зашла в продуктовый супермаркет, что неподалёку. И обратила внимание на такую сценку. Уставшая продавец-кассир, обращаясь к отстоявшему очередь покупателю, словно зомби, несколько раз переспрашивала его одной и той же монотонной фразой: «Что вы хотите? Что вы хотите?». Пока покупатель не наклонился к ней и громко не произнёс: «Жениться хочу!» – поделилась она, вызвав тем самым смех зала. На что живо отреагировали создатели эскиза. Один из них одобрительно произнёс: «Да эту сценку вполне можно вплести в «ткань» спектакля! Настолько она образная и говорящая». Немало комплиментов было сделано и актёрам, занятым в «Идиллии». Они всего лишь за шесть дней сумели создать и сыграть вполне современный спектакль. Правда, с перспективой последующей доработки. Победителем же по итогам всей лаборатории был признан эскиз «ЗАТО», который вскоре войдёт в основной репертуар театра.
Не первая и не последняя
Не первый год театральные лаборатории предоставляют зрителям уникальную возможность оценить сшитые «вживую», оперативно, в течение нескольких дней постановки эскизных спектаклей. В 2020-м в новокузнецком драмтеатре пройдёт ещё один творческий лабораторный проект – по произведениям классиков русской и советской литературы. Лаборатория под руководством известного театроведа, театрального эксперта и педагога Александра Вислова состоится осенью, в рамках фестиваля «ОКНА» и будет проходить по творчеству Андрея Платонова. Ранее в нашей драме были проведены лаборатории, посвящённые творчеству Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, В.В. Маяковского, Н.С. Лескова, А.И. Солженицына, В.В. Набокова. Эскизы многих из них по оценке экспертов и зрителей, получив путёвку на сцену, вошли в основной репертуар и стали полноценными спектаклями.
Фото из архива Новокузнецкого драмтеатра
Просмотров статьи: 770