Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Искусство жертвовать

// Автор: Анастасия МАЛИКОВА
// Фото: Екатерина РЯБЫХ

В Новокузнецком драматическом театре – традиционная новогодняя премьера. На этот раз в качестве представления для юных новокузнечан были выбраны «Сказки Андерсена». Автором инсценировки стала Анастасия Букреева из Санкт-Петербурга, режиссёром – Елена Ненашева из Москвы, сценографом и видеохудожником – Мария Левина из Мадрида.

Эта сказка сложилась из трёх произведений Ганса Христиана Андерсена – «Русалочки», «Диких лебедей» и «Снежной королевы». Разные истории стали единым целым, как полотно художественного триптиха, где можно с интересом рассматривать детали, а можно отойти на расстояние и оценить идейное впечатление от всего увиденного.

Андерсен здесь – Андрей Ковзель (в других представлениях сказочника играет Анатолий Смирнов). Загадочно-степенный, в белом костюме с пышными фалдами выходит из зрительного зала и… не входит на сцену, а усаживается на высокий стул, созерцая происходящее со стороны. Между делом говорит с хорошенькой, непосредственной, слегка взбалмошной девочкой (Екатериной Пономарёвой), решившей приобщиться к миру его волшебных фантазий. О чём? Конечно же, о самых главных в жизни вещах: чувствах и вере, добре и зле, любви и прощении. Девчонка – она же главная героиня всех трёх сказочных историй. Сначала наивная страдающая Русалочка, потом милая нежная Элиза, затем – храбрая Герда. Наша героиня проходит через три испытания, три перевоплощения, три самопожертвования. И, пожалуй, последняя ипостась – способность приносить себя в жертву ради дорогих людей – становится основной объединяющей идеей всего спектакля.

Персонажи великого сказочника всегда сулят роскошные возможности для актёров и костюмеров. И вот зрители с восхищением могут наблюдать, как друг за другом выплывают на сцену живописные сёстры-русалки, из пучин морских появляется абсолютно инфернальная морская ведьма, пышет едва сдерживаемой злостью мачеха-королева, дефилирует по подмосткам эксцентричная Снежная королева… Кажется, здесь почти нет второстепенных героев, настолько яркие образы то и дело предстают перед юной почтенной публикой.

Мир, созданный сценографом Марией Левиной (она давно работает в команде вместе с Еленой Ненашевой), лаконичен и потому кажется довольно хрупким. Однако в нём заключено немало пластичности, благодаря особой сюжетной «ткани», способной выпускать героев откуда-то из глубин повествования и в них же потом их и растворять. Здесь много сценического «пустого» пространства, а основные декорации перенесены на задник-экран. Именно на этом анимационном холсте возникают дворец морского царя и ведьмины чертоги, сумрачный лес и крапивные заросли (помните: из них Элиза должна была сплести рубашки для своих братьев-лебедей), среди которых в конце концов распускаются розы…

Надо признать, что Андерсен – не самый весёлый и праздничный автор. Вот и хэппи-энд в спектакле скорее только обозначен, растворён в смысловых ощущениях.

– В спектакле есть фраза – «Сказки бывают грустными»,– соглашается режиссёр. – Особенность нашей постановки не в том, что это весёлая волшебная история, а том, что в ней есть и боль, и преодоление. Ребёнок здесь учится чувствовать, переживать сложные моменты вместе с героями. Я думаю, что хороший детский театр не должен создаваться с позиции, что мы делаем его именно для детей. Ведь они зачастую не уступают взрослым в понимании проблем, бывают порой и более умными, тонкими, интересно мыслящими. И мы в этом спектакле говорим с ними на равных.

«Сказки Андерсена» теперь в репертуаре драматического театра. Новогодние представления будут идти почти все дни каникул (до 9 января) – прикоснуться к искусству сопереживания можно ведь и в дни большого отдыха.


Просмотров статьи: 802