Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Наградили лучших

// Автор: Анастасия МАЛИКОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Профессия педагога – одна из важнейших для общества. Те, кто стоит у истоков воспитания нового поколения, достойны всяческой поддержки и поощрений за свой часто самоотверженный труд. В течение осени в Новокузнецке проходил муниципальный этап всероссийского конкурса «Педагог года-2020». На прошлой неделе в городской администрации торжественно подвели его итоги, наградили номинантов и победителей.

Сам конкурс включает в себя четыре направления. Для тех, кто работает с самыми маленькими «цветами жизни» – то есть, для воспитателей, логопедов, музыкальных работников дошкольных учреждений – проводится конкурс «Лесенка успеха». «Сердце отдаю детям» находит звёзд среди педагогов дополнительного образования. Также есть ещё «Педагог-психолог России» и, конечно, «Учитель года» – эти номинации призваны выявить первых среди сотрудников средних образовательных школ, лицеев и гимназий.

В этом году во всех четырёх направлениях участвовало двадцать преподавателей. Глава города Сергей Кузнецов поздравил «дерзновенную двадцатку», упомянув об особом статусе инженеров человеческих душ: «В 70-е годы было выведено новое понятие, гуманитарно-экономический симбиоз под названием «человеческий капитал». То есть свойство личности создавать ценности в пользу других и для себя. Именно это свойство и движет развитием современной экономики – экономики знаний. Поэтому первоначальная и главная роль в обществе принадлежит не банкирам, не юристам, не олигархам или бизнесменам, не – при всём уважении – металлургам или шахтёрам. Нужно понимать, что эту роль мы должны признать именно за учителем, который формирует из ребёнка полноценную личность, способную обучаться дальше и заниматься экономикой. Я благодарен вам за то, что вы выбрали такую профессию, за то, что живёте ею. И за то, что стараетесь быть лучшими. Вы относитесь к той когорте людей, которая способна самообучаться и саморазвиваться. Вы делаете очень важное дело – вы поднимаете престиж профессии».

Действительно, конкурс способен не только обнаружить самых успешных из числа имеющихся в нашем городе педагогов, участники состязаются не лишь ради славы. Здесь, в процессе мастер-классов, педагогических дебатов, круглых столов конкурсанты знакомили коллег с апробированными на собственном опыте новейшими методиками, личными педагогическими находками, представляли инновационные подходы к обучению. Идей тут «варилось» множество, работа кипела активная. «Педагог года» – сложное, многоэтапное и многоуровневое состязание, требующее от испытуемых не только максимальной собранности и серьёзности, но также находчивости и педагогической смекалки.

…Но вот, наконец, – заслуженные награды. Лучшие педагоги города стоят на сцене, похожие на взволнованных выпускников, немного смущаются от пристального внимания, переживают – ведь сегодня именно их ждёт итоговая оценка за проделанную работу.

Ведущие торжественно объявляют финалистов. Кроме основных четырёх победителей, в конкурсах предусмотрено нескольких дополнительных номинаций за профессиональную эрудицию, стремление к победе, лучший личный сайт, зрительские симпатии и другие. Также почестей удостоились ветераны педагогического труда, семерым почтенным работникам образования были вручены удостоверения и значки педагогов-наставников.

С главными же героями «Педагога года-2020» мы смогли познакомиться поближе. Узнать, как они нашли своё предназначение, чем руководствуются в своей работе, как проходили испытания. Знакомьтесь, победитель «Лесенки успеха», воспитатель года – Любовь Скитневская (также стала обладателем награды «Надежда города»). Работница новокузнецкого детского сада №91 уже имеет в личной копилке профессиональных достижений золотую медаль заочного Всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель». Любовь Юрьевна поведала нам, что ныне, помимо презентации своей системы работы, мастер-класса и круглого стола, где конкурсантам необходимо было ответить на каверзные вопросы судей, предполагалась «очная ставка» с детьми.

 – Я проводила очное занятие по теме «Формирование основ бережливости у детей дошкольного возраста», – рассказала  Любовь Скитневская. – Это была подготовительная группа, незнакомая для меня. Мы поиграли в интерактивную игру «Каждой вещи своё место»: ребята с помощью волшебной палочки – лазерной указки – показывали, куда нужно переместиться предмету. А я компьютерной мышкой незаметно его перемещала. Это оказалось прямо-таки волшебством для детей, им было очень интересно.

Алёна Шутемова, психолог гимназии №10 – «Педагог-психолог» года и «Надежда города». Стать лучшей в своей профессии ей помог постоянный труд, прежде всего, над собой. «Работа в школе не даёт останавливаться на месте. Хочешь или нет, ты должен расти», – говорит Алёна Александровна. Вот и сейчас после всех треволнений она постаралась вынести очередной урок: «Я посмотрела на себя, свои возможности. Оценила конструктивную критику коллег, замечания и советы о том, как вести и преподнести себя на будущем этапе конкурса».

Жюри заинтересовалось её мастер-классом под названием «Немое кино». Шутемова продемонстрировала технику невербального общения для пятиклассников – ведь в этом возрасте дети переходят на новую ступень, в их окружении появляется больше людей, им приходится контактировать с большим количеством педагогов. Школьникам необходимо овладевать усовершенствованными навыками коммуникации.

– Сейчас люди очень много общаются в виртуальных пространствах, – поясняет нам Алёна Александровна. – И там имеются возможности, которые графически окрашивают разговор – смайлики. Но в жизни эмоции несколько тоньше, отсюда часто у детей возникают проблемы с живым общением. Методика «Немое кино» призвана способствовать лучшему пониманию своих визави. В рамках мастер-класса мои подопечные без помощи слов, только жестами и мимикой старались передать фразу так, чтобы все догадались, о чём идёт речь. Тренируясь таким способом, дети начинают точнее распознавать чужие чувства и эмоции и лучше доносить собственные.

«Сердце отдаю детям» – точно не красивое словцо. Михаил Владимиров, оказавшийся победителем среди педагогов дополнительного образования (а кроме того, ещё и в номинации «Лучший мастер-класс») также, как и остальные участники, подтверждает данный постулат каждый день. Его конёк – шахматы, он руководит шахматной школой во Дворце творчества им. Н.К. Крупской. Будучи кандидатом в мастера спорта, победителем длинного ряда областных и российских соревнований, воспитал множество юных призёров, в том числе всероссийского уровня, двоих мастеров и 12 кандидатов в мастера спорта.

– Победить меня моим ученикам всё равно бывает трудно, – уточняет Михаил Яковлевич. – Я шахматами занимаюсь с четырёхлетнего возраста. Но достижения детей приносят более значительное удовлетворение. Очень люблю свою работу, я ведь занимаюсь любимым делом. К тому же шахматы сейчас в тренде. Это вообще игра на все времена, игра, где побеждает самый умный. Министерство образования даже хочет включить дисциплину в школьную программу – и я двумя руками проголосовал бы «за» подобную инициативу.

Учителем же года была признана Наталья Позднякова, преподаватель истории лицея №11. Кроме работы в среднем звене образования, она читает лекции в НФИ Кем ГУ на факультете истории и права, является кандидатом педагогических наук, доцентом. Наталья Анатольевна – победитель нескольких всероссийских педагогических олимпиад, областного конкурса «100 лучших учителей Кузбасса». В муниципальном же этапе «Учителя года» она участвует второй раз – в 2011 году уже становилась финалисткой.

В эссе «Я – учитель» (обязательном заочном этапе конкурса) Позднякова отмечает: «Для меня важно, чтобы с первых уроков мои ученики поняли, что они живут в новом, постоянно меняющемся постиндустриальном обществе. Активность, умение ориентироваться в потоках окружающей нас информации, критический характер мышления, самостоятельность, коммуникативность, креативность, способность к кооперации и непрерывному самообразованию – вот качества личности нового человека XXI века. Качества, которые я пытаюсь воспитать в каждом из них». Сама Наталья Анатольевна обучается беспрерывно. Владеет многими технологиями обучения: информационной, проектной, витагенной, фреймовой, кейс-технологией. В своём мастер-классе представила одну из них – фреймовую (и впоследствии получила приз за «Лучшее открытое занятие»). Урок проходил в восьмом классе. Темой стала «Внешняя политика Екатерины Второй».

– Эта технология позволяет визуализировать материал для лучшего запоминания, за короткий промежуток времени дети могут усвоить больший объём информации, – разъяснила Наталья Анатольевна. – И если по программе на политику Екатерины Второй обычно выделяется два урока, то данная методика помогла мне преподнести материал всего за 20 минут без какой-либо потери качества. Дети остались очень довольны, даже кинулись обнимать меня после урока – получился очень приятный для меня сверхбонус!

Счастливые победители муниципального этапа могут ненадолго расслабиться. Но уже совсем скоро их ждут новые экзамены на прочность – региональные этапы конкурсов. Мы же надеемся увидеть новокузнецких педагогов в роли покорителей самой высокой вершины – всероссийского уровня конкурса «Педагог года-2020».


Между тем

Муниципальный этап межрегионального конкурса «Ученик года – 2020» прошёл в Новокузнецке на площадке Дворца творчества детей и юношества имени Н.К. Крупской. За статус лучшего учащегося города состязались семь новокузнецких старшеклассников.

До этого все они стали победителями районных этапов. В данном конкурсе им также пришлось демонстрировать не только знания, но и свои творческие и иные способности. В первую очередь – интересно представить себя. Потом – показать эрудицию в краеведческом конкурсе «Широка страна моя родная». Также юным конкурсантам необходимо было ответить на вопросы судей в рамках конкурса-экспромта «Я – лидер».

По итоговым результатам звание «Ученик года» получила Екатерина Ольшанова, воспитанница девятого класса лицея №76.

– Победа оказалась для меня неожиданной, – поделилась с нами своими переживаниями победительница. – Конкурсанты были очень сильные. И я, конечно, очень рада, что смогла оказаться в числе лучших учеников нашего города.

Однако Екатерина и в самом деле весьма разносторонняя и одарённая личность. Любит танцевать, рисовать – особенно комиксы (и не только рисовать, девушка ко всему прочему написала научно-исследовательскую работу «Как создать комиксы»). Любит также изучать славянскую мифологию, в данное время она даже готовит к выпуску серьёзный литературный труд – собственноручно написанную книгу под названием «Истоки» с авторскими иллюстрациями.

– Сейчас я учусь в художественной школе, – рассказала Екатерина. – Участвовала во многих выставках, занимала первые места, в том числе в международной – «Гордость России». Свою жизнь вообще хочу связать именно с профессиональным художественным творчеством.

15-летняя школьница уже носит звания «Мисс лицей» и «Мисс Лето – 2016». В грядущем же году Екатерину Ольшанову ждёт региональный этап конкурса «Ученик года – 2020».


Просмотров статьи: 878