Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Транспорт настоящего»

// Автор: Мария ИЗЕНКИНА
// Фото: Мария КОРЯГА

Тема транспортного развития, перехода на более совершенные, с экономической и экологической точек зрения, технологии в этой отрасли в Новокузнецке не сходит с повестки дня. Всё ещё в силе, со слов руководства города, планы по внедрению так называемого «скоростного трамвая», параллельно обновляется парк уже имеющегося автомобильного и электротранспорта, продолжается «тестовый период» для двух купленных весной этого года электробусов, который по идее должен привести к решению о более крупных закупках. Дело дошло, в том числе и до личного автотранспорта. На днях стало известно, что в Новокузнецке планируют расширять сеть заправочных станций для электромобилей.

Компания «Россети Сибирь» по совместно принятой с администрацией города программе установит в Новокузнецке три электрозаправочных станции в текущем году, в дальнейшем, в рамках «пилотного проекта», их количество планируют увеличить до двадцати. Об этом горожан проинформировали и СМИ, и посты Главы города Сергея Кузнецова в социальных сетях. Также рассматривается возможность модернизации системы уличного освещения с помощью использования «умных» опор, в функциональный набор которых будет входить и зарядка электромобилей. В перспективе реализация проекта, по замыслу организаторов, приведёт к появлению «новых коммерческих операторов на рынке, новых услуг каршеринга и такси на базе электрокаров, не говоря уже о росте доли электромобилей для личных и корпоративных нужд».

– До конца года мы поставим 3 станции – одну для быстрой зарядки и 2 для медленной, а в следующем будем продолжать развивать сеть электрических АЗС, – уточнил Сергей Кузнецов в программе «Утро с мэром». – В соцсетях я разместил пост – специально для того, чтобы у горожан была возможность оставлять комментарии о том, где именно необходимо установить заправки, чтобы владельцам электромобилей было удобно, чтобы не было лишних «пробегов» и система в целом была эффективной. Я считаю, что это наше будущее: 2-3 года пройдёт, рынок будет насыщаться такими автомобилями, они будут дешеветь, сравняются в цене с машинами, работающими на дизельном топливе, – это 100%. Сейчас уже у нас есть обращения от жителей: поставьте нам «зарядку», и мы будем ездить на электрокарах. Поэтому мы начали это пробовать.

Новокузнечане, надо сказать, отреагировали на призыв оставлять комментарии. Но, судя по большинству отзывов, пока это «наше электромобильное будущее» видится горожанам весьма «туманным»: многие сомневаются в надёжности такого вида транспорта, другие вообще очень мало наслышаны о его возможностях и считают его, скорее, «предметом роскоши» или очередной данью моде. О непопулярности машин с электродвигателем говорят также данные ГИБДД: в Новокузнецке пока засвидетельствовано не более 10 электромобилей, а в целом по Кузбассу на начало года их было 64.

Однако в противовес этим суждениям выступают прогнозы экспертов. Так, РБК опубликовала результаты исследования консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, согласно которым к 2025 году среднегодовые темпы роста рынка электромобилей в России могут достичь 30%. Предпосылками для увеличения продаж PwC считают развитие инфраструктуры, снижение стоимости аккумуляторных батарей и их адаптацию под российский климат.

Не согласны с «сомневающимися» и те, кто уже имел возможность оценить достоинства и недостатки электрокаров на личном опыте. К примеру, новокузнечанин Николай Ложкомоев, ставший владельцем электромобиля популярной японской марки осенью этого года. По нашей просьбе он поделился впечатлениями о своей новой машине и высказал мнение о развитии электротранспорта в Новокузнецке.

– Почему Ваш выбор пал именно на электромобиль?

– Это был своего рода эксперимент. У меня за 24 года водительского стажа было много машин и разных, есть возможность сравнить, сделать выводы. Так как есть ещё второй, «бензиновый» автомобиль, покупал спокойно, не боясь того, чего опасаются многие – невозможности ездить на дальние расстояния, зависимости от наличия зарядных станций и прочего. Знакомые, друзья отговаривали, не понимали, но я не послушал и очень рад: автомобиль превзошёл все мои ожидания. В тех условиях, в которых я его использую, а именно – для передвижения по городу, он полностью меня устраивает. Изначально я думал, что он будет для меня «запасным», но сейчас в повседневности я пользуюсь только электромобилем.

– В чём достоинства такого авто?

– Самый главный плюс – я трачу на передвижения по городу не более 50 рублей в день. В расчёте на месяц – это полторы тысячи. Для сравнения: на бензин у меня уходило 6-8 тысяч рублей. При этом езжу столько, сколько нужно, не ограничивая свой довольно сложный маршрут: отвезти детей в школу, поехать на работу, много ездить по рабочим делам, развести детей по кружкам, вернуться домой и так далее. Также я не трачусь на ТО, на которое пришлось бы выкладывать порядка 10 тысяч рублей. В этом автомобиле двигатель не обслуживается, нет масла, свечей, ремней. Из всего, что обслуживается – подвеска, тормозные колодки и редуктор, но думаю, что ещё долго они мне не доставят хлопот. Сам электродвигатель в машине даёт большие преимущества: имеет одинаковую тягу на любых оборотах, динамика отличная. На скорости до 100 км/час может конкурировать с любым автомобилем. Также машина позволяет очень чётко контролировать расход ресурса (чего нет ни в одном «бензиновом» варианте): например, если на светофоре резко ускориться, на диаграмме сразу будет видно, сколько это отняло энергии. Ещё в моём электромобиле очень тепло, и его не надо заранее прогревать, в нём много различных электрических функций, которые мне очень нравятся и, что немаловажно, он работает бесшумно. Слышно только скрип снега под колёсами.

– А есть ли недостатки?

– Да, безусловно, и, на мой взгляд, он один: невозможность поехать на дальние расстояния. Модель, которую я использую, – ранняя, такие начали делать в 2011 году. Сейчас я гарантированно могу уехать летом на 150 километров, зимой – на 100. Дальше без подзарядки не получится. Чтобы я чувствовал себя в дальней дороге уверенно, нужно, чтобы станции быстрой зарядки стояли через каждые 50 километров, а этого нет. Сейчас технологии ушли вперёд, и выпускаются модели, способные ездить на более дальние расстояния. Естественно, что когда придёт время поменять машину, я, уже имея этот опыт, сделаю выбор в пользу более совершенного электромобиля.

– Многие приводят в качестве контраргумента крепкие сибирские морозы…

– У меня автомобиль стоит в холодном гараже, никаких дополнительных устройств для подогрева помещения я не использую. Конечно, в период низких температур батарея остывает, уменьшается её ёмкость, обогрев салона съедает также значительную часть энергоресурса. Если при плюсовой температуре я мог спокойно проезжать до 130-150 километров в день, то сейчас её пробег уменьшился примерно в два раза. Но, повторюсь, для моих потребностей этого вполне хватает.

– Расскажите, как решили проблему с зарядкой? Ведь ни для кого не секрет, что на данный момент в городе только начали работу с обустройством электрозаправок.

– Я живу в пригороде, в частном доме, поэтому для меня не составило труда организовать условия для зарядки электромобиля. Всё, что было нужно – провести в гараж обычную розетку 220 Вт, подключить её к счётчику и сделать заземление. Машина заряжается у меня ночью в течение 6 часов. Потребности пользоваться заправками где-то в городе у меня нет. Хотя попытки были. Я хотел зарядить машину на «публичной» электрозаправочной станции. Для этого нужно было получить карточку, сейчас они выдаются бесплатно (как бесплатна в настоящий момент и сама электрозарядка на АЗС). Но в пункте выдачи карт мне пришлось очень долго ждать и в итоге получить отказ по причине того, что на тот момент ещё не было номеров на автомобиле. Столкнувшись с бюрократией, я решил больше не повторять этот опыт. Возможно, если бы у меня была карточка, я бы пользовался общественными зарядками. Но считаю, что они необходимы, в первую очередь, не в самом городе, а на трассах, где приходится преодолевать большие расстояния. И при этом они должны быть исключительно быстрыми: зарядка должна длиться не более часа.

– Тем, кто живёт в своём доме, действительно, не особо важно наличие электрозаправок в городе. А как быть, если владелец электрокара – житель МКД?

– Не вижу препятствий для организации зарядки электромобилей во дворах многоквартирных домов. Более того, уверен, что в условиях города это и есть наиболее эффективный вариант развития частного электротранспорта. Чтобы человек вечером приехал, поставил автомобиль на зарядку на парковке своего дома и спокойно утром отправился на нём по делам. Думаю, что в любом многоквартирном доме при согласовании с управляющей организацией можно обустроить зарядку сразу для нескольких электромобилей, с общим или индивидуальными счётчиками. Это несложно и недорого. И, если уже сейчас начать этим заниматься, количество электромобилей будет неуклонно расти, готовая инфраструктура сделает своё дело. Хорошим стимулом, на мой взгляд, также послужила бы какая-то система льгот или преференций, предоставляемая управляющим организациям, пошедшим навстречу владельцам электромобилей.

– Согласны ли Вы с тем, что электромобиль – это транспорт будущего? Насколько, на Ваш взгляд, эффективны меры, принимаемые сегодня для того, чтобы это было так?

– Я уверен, что это транспорт настоящего – в самое ближайшее время будет бум электромобилей, потому что удобство их использования неоспоримо. И они уже доступны для приобретения, в дальнейшем купить их будет ещё проще. Но рассказ о том, что все водители пересядут на электротранспорт – конечно, миф. Простая математика показывает, что если все автомобили будут электрическими, нужно будет отключить весь свет и заряжать только их. На остальное нынешней электроэнергии просто не хватит. Потребуется строительство очень большого количества электростанций. Сейчас ведь разрабатываются альтернативные виды топлива, более чистые и в перспективе более дешёвые, к примеру, водородное. Думаю, в этом направлении уместнее говорить о транспорте будущего. Вообще же, на мой взгляд, задача электротранспорта на данный момент – снизить экологическую нагрузку, но не в глобальном масштабе (технологии производства электроэнергии не отличаются чистотой), а хотя бы в более узком – уменьшить уровень загазованности в городах.

Я считаю, что в Кемеровской области и в Новокузнецке в частности развитию электротранспорта уделяют много внимания. Меня, как владельца, например, очень радует тот факт, что в Кузбассе отменили транспортный налог на электромобили на 5 лет. На мою модель сумма выходила не очень большая, но тем не менее. Немаловажно и что те, у кого есть карты, могут бесплатно зарядиться на общественных заправках. Количество таких заправок планируют со временем увеличивать. Думаю, все эти усилия приведут в итоге к достижению поставленных целей.


Для справки

Первая публичная электрозаправка в Кемеровской области, по информации ПАО «МРСК Сибири», появилась в 2017 году. В 2018 году во всех подразделениях «Кузбассэнерго-РЭС» было оборудовано 27 заправочных мест. Зарядные станции также были установлены у двух торговых центров в Кемерове и в музее-заповеднике «Томская писаница». Быстрая зарядная станция смонтирована на трассе Кемерово-Новокузнецк (пятый километр от г. Ленинск-Кузнецкий). В 2019 году электрическая АЗС, способная заряжать одновременно 2 автомобиля, появилась в Новокузнецке, у ТЦ «Планета». До конца года планируется установить ещё по три станции в Новокузнецке и Кемерове. Итого на территории области будет 39 мест, где водители смогут бесплатно заряжать свои электрокары.


Просмотров статьи: 753