Гвоздь искусства
Спросите любую хозяйку дома, что она делает с различным мелким металлическим мусором, который так или иначе время от времени появляется в доме. Ответ, как правило, один – выбрасывает. В отличие от прочих новокузнечанка Эльвира Бабаева превращает эту металлическую «ветошь» в произведения искусства. На одной из выставок довелось услышать: «Так! Посмотрим, что на этот раз металлистка Эля здесь натворила». Вот и на этот раз в отделе искусств библиотеки имени Н.В. Гоголя открылась очередная необычная по своему исполнению персональная экспозиция Эльвиры Бабаевой, работающей в стиле «стимпанк».
Кстати, сам термин «стимпанк» – смесь английских слов: «steam», что в переводе на русский означает «пар» и «punk» – «мусор». Этим словом в литературе раньше определяли направление научной фантастики, рассказывающей о цивилизации, которая в совершенстве освоила механику и технологии паровых машин. Большое влияние на создание произведений в жанре «стимпанк» оказали работы Жюля Верна, Герберта Уэллса, Марка Твена и Мэри Шелли. В настоящее время в массовой культуре наблюдаются явления, позволяющие говорить о стимпанке, как о новой субкультуре. Стиль всё шире распространяется в графике, иллюстрации, дизайне и даже в сфере компьютерных игр. Регулярно в разных странах проводятся мероприятия, посвящённые этому направлению. К примеру, летом 2010 года в штате Джорджия прошёл фестиваль SТЕАMfest. «Отдельные энтузиасты даже предлагают определённую философию стимпанка, в которой панк-составляющая сочетается с оптимизмом человеческого потенциала», как подаётся в одной из аннотаций этого явления. Не знаем, как там с обобщённым «человеческим потенциалом», а с творческим у Эльвиры Бабаевой всё в порядке. Новокузнецкая поклонница стимпанка просто неистощима на выдумки. И потому эта её персональная выставка – не первая и не последняя.
Сегодняшняя экспозиция, посвящённая рыбам и птицам, вызывает удивление и даже восхищение: да разве из этого подручного материала можно было что-то сделать? Произведения Эльвиры Бабаевой сотворены из болтов, шурупов, бисера, искусственной кожи, металлических пуговиц, деталей часовых механизмов и браслетов, вилок, чайных ложек, пластиковых ножей, миниатюрных ножовок, ключей, форсунок и даже…компьютерных мышек. «Я бросила клич по интернету «Люди! Мне нужны мышки от компа!» Откликнулись. Нанесли мне целую большую коробку», – говорит Эльвира. Один из друзей принёс мешок строительных касок. И она, недолго думая, сделала из них кашпо для цветов в виде черепахи, тележки садовника, улитки и ещё какого-то экзотичного животного…
– Люблю функциональные вещи. Не хочу, чтобы моё произведение просто стояло и пыль собирало. И потому сегодня я предпочитаю работать с объёмными «изделиями». Вот сделала три ключницы с забавными крысками – символами наступающего года, – отмечает мастерица.
Необычное творчество в её жизни началось с того, что она решила затеять дома ремонт. И, прежде всего, взялась разобраться с «ящиком Плюшкина», как называли стоящую дома огромную картонную коробку Эльвира и её мама – Зинаида Гавриловна Черновол, известный в городе журналист, редактор областной газеты для людей с ограниченными возможностями «Инвалид», к сожалению, несколько лет назад ушедшая из жизни. Причём редакция со всем печатающим оборудованием тоже находилась у них в домашних условиях. Так что металлического подручного материала было предостаточно. И тогда Эльвира заглянула в интернет, чтобы поинтересоваться: а вот из этого всего можно что-то выдумать? И пошло-поехало.
Идею будущего произведения подсказывает какая-нибудь деталь. Старая садовая ножовка становится хвостом некоей удивительной глубоководной морской рыбы, приплывшей к нам ещё со времён динозавров. Отслуживший своё секатор трансформируется в воронью голову. А уж крылья и туловище нарастить к нему – дело несложное. Знакомые принесли старый сломанный велосипед. Эльвира пригляделась…Оказывается, из руля могут получиться отличные бычьи рога. Из утюга с ручкой – слоновий хобот. На даче среди множества деревяшек и поленьев нашла кусок хорошего старого дерева, который пригодился для ствола. На него она и посадила сов, сделанных из компьютерных мышек. Недавно, зная её необычное увлечение, Эльвире принесли старый сломанный напольный вентилятор. Она сняла металлическую ажурную защиту для крутящихся лопастей. Наполнила её разноцветными круглыми ёлочными игрушками. И украсила этим новогодним «абажуром» подъезд своего дома на улице Орджоникидзе.
Кроме того, знакомые и даже незнакомые люди, и, конечно же, друзья несут художнице тормозные колодки, будильники, миниатюрные вентиляторы от фена и компьютеров. Очень много самых разных микросхем. «Вот сейчас выработаю весь этот «металлический потенциал». Всё, что мне понанесли. И примусь за что-нибудь другое. Расширю поле своей творческой деятельности. Хочется освоить сварку, ткацкое дело, пэчворк, заняться декоративной штукатуркой…Недавно в интернете увидела интересные произведения, которые одна художница создаёт из старых джинсов – панно, изображающие городские виды и не только», – планирует Эльвира себе работу на ближайшее будущее.
А ещё стимпанковая стилистика предполагает создание специфических аксессуаров и украшений, которые могут изобиловать рычагами, вентилями и шестернями, отделанными соответствующими материалами. И даже одежду. Зачастую эта мода подразумевает платья, корсеты, юбки и турнюры для женщин, а также костюмы с жилетами, пальто, короткие гетры или одежду-милитари – для мужчин. Так что поле деятельности в стиле стимпанка для Эльвиры Бабаевой, действительно, широко. И непредсказуемо своими творческими находками.
Фото из архива библиотеки им. Н.В. Гоголя
Просмотров статьи: 857