Скорая помощь приедет быстрее
К концу текущего года в Кемеровской области вместо привычных городских и районных станций и отделений должна начать работу в тестовом режиме Единая диспетчерская служба скорой медицинской помощи. Как данное новшество отразится на пациентах? Готовы ли новокузнецкие бригады докторов и фельдшеров к работе в новых условиях, и когда Единая диспетчерская служба скорой заработает в полном объёме? Эти вопросы мы адресовали главному врачу Новокузнецкой станции скорой медицинской помощи Алексею Шумкину.
– Алексей Александрович, давайте начнём с предыстории, чтобы читателям было понятно, о чём речь.
– Весной этого года федеральным центром в рамках нацпроекта «Здравоохранение» было объявлено, что все регионы, в том числе и Кузбасс, должны создать Единую диспетчерскую службу для вызова скорой помощи, которая будет выбирать для больного оптимальный маршрут доставки в медучреждение, сделает максимальной доступность скорой помощи для населения.
– Как будет строиться работа Единой диспетчерской службы?
– Система Единой диспетчерской службы будет трёхуровневая. На третьем уровне, самом высоком, расположатся два «окружных» центра управления – в Кемерове и Новокузнецке. Они возьмут на себя контроль и координацию всей системы приёма вызовов и оперативного управления бригадами СМП. В состав первого уровня Единой диспетчерской службы скорой помощи войдёт также областной центр медицины катастроф. В случае возникновения какой-то чрезвычайной ситуации центры управления вместе с центром медицины катастроф возьмут на себя ликвидацию ЧС, координацию действий и мобилизацию ресурсов.
На следующем уровне начнут работать call-центры, представляющие собой диспетчерские службы при крупных станциях скорой помощи в Новокузнецке, Кемерове, Белово, Прокопьевске и Юрге. Они будут принимать вызовы со своих прикреплённых территорий и передавать их на следующий уровень.
Первый уровень – так называемые диспетчеры-эвакуаторы. В их задачу войдёт контроль в своём муниципалитете направления бригад. У нас сейчас в Новокузнецке по сути дела уже call-центр – шесть подстанций в каждом районе города. Там находятся диспетчеры-эвакуаторы. Приём вызовов осуществляется только на Центральной подстанции – на Бардина, 28. Диспетчеры смотрят, как рациональнее этими бригадами распорядиться. Вот то же самое будет, только в глобальном масштабе всего региона.
– Когда Единая диспетчерская служба скорой помощи заработает в полном объёме?
– К концу года должны завершиться основные работы, а уже где-то в первом квартале 2020-го Единая скорая диспетчерская служба Кузбасса заработает в полном объёме. В данный момент осуществляется оснащение call-центров необходимой техникой – компьютерами, системными блоками, принтерами, гарнитурой для диспетчеров. У нас, в Новокузнецке, например, ремонт не требуется – мы просто расширяем рабочую зону. А вот в некоторых других call-центрах потребовался ремонт. Где-то он ещё продолжается, где-то уже завершается. Кроме того, в Новокузнецке на базе больницы №1 планируется строительство вертолётной площадки для работы санавиации, которая позволит экстренно госпитализировать больных и тяжело пострадавших пациентов по воздуху.
– Возникают ли какие-то проблемы в ходе реорганизации?
– В связи с тем, что станции скорой помощи городов Кузбасса являются разными юридическими лицами, есть определённые проблемы взаимодействия. Ну, например, посёлок Калачёво относится к территории Прокопьевска. Но Прокопьевск – очень протяжённый город, чтобы скорой помощи туда из центра добраться, нужно очень много времени. А у меня, например, свободная бригада в Куйбышевском районе стоит. Ей до Калачёво доехать намного быстрей. Однако сейчас пока это невозможно, потому что мы разные юрлица, и не может нам страховая компания оплатить «иногородние» выезды. Но это будет преодолено – планируется объединение станций в единое юридическое лицо, что позволит более эффективно взаимодействовать друг с другом на границах муниципалитетов. Всегда бывают какие-то шероховатости, но всё со временем придёт в норму.
– Как вы считаете, Новокузнецкая станция скорой медицинской помощи готова к работе в новых условиях?
– Да, конечно. У нас неплохая материально-техническая база, 60 автомобилей в рабочем состоянии, бригад среднее количество – 33-35. Штатное расписание составлено на 71 бригаду – это такой условный норматив, который в РФ существует. Но 71 бригаду нам точно не надо. Мы недавно буквально сидели, просчитывали такое оптимальное количество бригад, которое бы позволило даже в пиковые нагрузки выполнять вызовы без задержек. По нашим расчётам, их должно быть примерно 49. Это тот «маяк», к которому мы стремимся. Уже сейчас принимаем новых специалистов в рамках долгосрочной программы по привлечению кадров. Серьёзную поддержку в этом нам оказывает область. Будет больше бригад, плюс рациональное их использование, поэтому я думаю, что Новокузнецку потребность в бригадах из других муниципалитетов не понадобится.
– В службе скорой помощи огромную роль играет правильно выстроенная логистика. Как с этим у вас?
– Выстраиванию логистики уделяем повышенное внимание. Необязательно иметь большое количество бригад скорой помощи. В Новокузнецке никогда больше 45 бригад не было, и справлялись всегда. Потому что учёные наши – Тавровский, Виноградов, Янкин, Ниненко, Сидоров и другие – разработали и внедрили в 80-годах систему оперативного управления бригадами. Она была для Новокузнецка настолько адаптированная, своя, правильная, что при меньшем количестве бригад ещё от того, советского норматива, спокойно позволяла справляться с нагрузкой. К сожалению, мы эту систему не сохранили, потому что она была записана на старых компьютерных языках – Клиппере и Паскале. Полностью прописать и восстановить её не получилось. Сейчас мы осваиваем новую казанскую систему. Распределили вызовы не только на скорую и неотложку, но и вызовы по экстренной форме мы разбили на более и менее приоритетные. Потому что не могут одинаково приоритетными быть, допустим, боль в животе и кататравма – падение с высоты. Любому здравомыслящему человеку понятно, что на падение с высоты нужно как можно быстрее бригаду отправить, потому что жизнь человека может идти на минуты. А с болью в животе пациент немножко может подождать. Благодаря тому, что распределили эти вызовы правильно, у нас среднее время ожидания скорой помощи сократилось на 10-11 минут. В среднем норматив по экстренным вызовам должен быть не более 20 минут. Жалоб на работу скорой помощи в сравнении даже с прошлым годом стало гораздо меньше.
Беседовала Елена Смольникова
Просмотров статьи: 938