Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Улица Бугарева

Газета «Новокузнецк», выпуск №30 (1027)  //  Рубрика: Безопасные и качественные автомобильные дороги

// Фото: Мария КОРЯГА

В Новокузнецке третий год подряд продолжается реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». За два предыдущих периода в городе было отремонтировано 190 км автодорог, установлено и модернизировано 18 светофоров, обустроено три островка безопасности. В общей сложности на проведение работ потрачено порядка трёх миллиардов рублей, на которые было благоустроено более 100 объектов улично-дорожной сети. В итоге доля городских дорог в нормативном состоянии выросла с 37 до 67 процентов.

В этом году на реализацию проекта в нашем городе из федерального, областного и муниципального бюджетов направлено 1,17 миллиарда рублей. В общей сложности в текущем году запланировано отремонтировать почти 28 километров автодорог Новокузнецка. В список объектов вошли, прежде всего, дорожные участки – лидеры народного голосования «Выбери дороги для ремонта» в каждом районе города.

Улица в Кузнецком районе, названная в честь первого директора Новокузнецкого алюминиевого завода Леонида Александровича Бугарева, до января 1981 года именовалась Почтовой. Здесь располагалось Главное почтовое отделение Кузнецка. Начинается она от Чекалина и идёт параллельно Ленина до Бульварного. Пересекает Метёлкина и Шестакова. Длина улицы Бугарева – всего лишь один километр. Линия жилых домов прерывается зданиями школы №71, лицея №104, разного рода магазинчиками. Дома здесь в основном из красного, потемневшего от времени кирпича. Без сталинской лепнины, но с высокими потолками и большими окнами.

Леонид Бугарев, о котором мы неоднократно рассказывали на страницах нашей газеты, был директором НКАЗа с 1942 по 1951 годы, затем – начальником Главалюминия, заместителем министра цветной металлургии СССР с 1951 по 1954 годы. Поколение, к которому относится Леонид Александрович, в полном смысле слова можно назвать «титанами»: столько ими было сделано за свою жизнь! Это были люди особой закалки. Леонида Бугарева – учёного, металлурга и хозяйственника – сравнивали с его великим земляком Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Настолько он был талантливым. Под руководством Леонида Александровича опытным путём был освоен так называемый «Байеровский способ» получения глинозёмов из уральских бокситов. И эта технология, кстати, используется до сих пор. За освоение всего цикла производства алюминия Леонид Бугарев был удостоен Государственной премии СССР.

Бугарев рано познал тяжёлый труд астраханских рыбных промыслов. После революции в 18-летнем возрасте вступил в партию и Красную Армию. После гражданской войны получил направление на работу руководителем завода «Красный штамповщик» в столице. В 1929-1932 гг. учился в Московском институте цветных металлов и золота, после окончания которого поехал на строительство Уральского алюминиевого завода, третьего по стране. Это было время, когда Советский Союз развивал собственное производство стратегического металла, чтобы к 1935 году уже полностью не зависеть от его поставок из-за рубежа. Такое импортозамещение накануне Великой Отечественной войны сыграло огромную роль в самолёто– и кораблестроении. В начале войны Бугарев неоднократно писал заявления об отправке его на фронт. Но их отклоняли. Как специалист, который сочетает в себе редкие качества – хорошего организатора и талантливого учёного – он был нужен в тылу.

В августе 1942 года его назначили директором строящегося Новокузнецкого алюминиевого завода: срочно нужно было наладить производство алюминия в тылу. Для Советского Союза, с которым начала войну фашистская технично упакованная армия, это было вопросом жизни и смерти. С одной стороны, технологическая база для возведения металлургического гиганта в условиях военных действий в стране была готова: в Сталинск к тому времени успели эвакуировать оборудование Днепропетровского и Волховского алюминиевых заводов. Но при этом не было ни производственных цехов, ни жилья для рабочих. Строить капитальные здания и всю необходимую заводскую инфраструктуру пришлось осенью и зимой 1942 года в самые лютые морозы. Первый металл был получен всего лишь через четыре (!) месяца спустя после начала строительства. Так, в Сталинске появилось второе после Кузнецкого металлургического комбината градообразующее предприятие. В годы Великой Отечественной войны НКАЗ выдал более 28 тысяч тонн алюминия, обеспечив производство половины военных самолётов. После победы работа завода послужила мощным экономическим толчком для развития Сталинска и особенно Кузнецкого района. При содействии директора алюминиевого завода началась многоэтажная жилая застройка территории – от Советской площади до улицы Метёлкина, появилась трамвайная линия, был заложен фундамент больницы №22, запроектированы многие важные для города объекты.

На улице Бугарева находится лицей №104 – одно из самых известных в городе учебных заведений. Раньше это была многопрофильная гимназия. Но после четырёх (!) процедур аттестации, которые подтвердили его высокий уровень, учреждение получило статус естественнонаучного лицея. Преподаватели, работающие здесь, активно сотрудничают с культурно-образовательными организациями района и города, поскольку основным принципом воспитательной системы стало приобщение учащихся к ценностям мировой и отечественной культуры. Для этого в лицее организована также уникальная библиотека, насчитывающая более 15 тысяч книг, из которых около 6 тысяч – художественная литература, 1700 экземпляров периодики. При этом она компьютеризирована, имеется доступ к Интернет-ресурсам, а фонд ежегодно пополняется.


Просмотров статьи: 825