У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Мошенник!
С неизвестного «красивого» номера раздается телефонный звонок: «Вы вкладывали средства? Потеряли 400 тысяч? Центральный банк готов выплатить вам компенсацию согласно решению Верховного суда…» Далее неразборчиво произносятся какие-то цифры и буквы из «документа о компенсации». Вы не верите своему счастью: мошенников наказали, деньги вернут. Звонящий уверяет, что надо уладить формальность – заплатить госпошлину. Всего-то 10%! И ваши потерянные деньги… вы так никогда и не увидите, потому что счёт, который вам присылает «сотрудник Центробанка», к Центробанку не имеет никакого отношения.
Как уберечь себя от мошенников, которые представляются банками, государственными учреждениями или официальными лицами, поговорим с Сергеем Драницей, управляющим отделением по Кемеровской области Банка России.
– Сергей Викторович, какими схемами пользуются мошенники?
– Схем много, обычно это звонки или СМС с ложной информацией. Часто людям поступают предложения поучаствовать в лотерее или викторине, получить компенсацию за приобретенные ранее БАДы, денежный выигрыш, потерянные при обмене денег сбережения и т. п. Обычно жертве сначала предлагают заплатить свои деньги – это может быть «налог» или «госпошлина». И лишь затем обещают полную выплату.
– У мошенников все ещё популярна схема «блокировки банковской карты». Расскажите о ней.
– Человек получает СМС якобы о блокировке карты и перезванивает по указанному в нём номеру «в Центральный банк» или иной «банк». На другом конце провода вас поджидает мошенник, который представляется банковским работником. Используя разные ухищрения, он хочет выяснить данные вашей карты: ПИН-код и пароль подтверждения из СМС. Разумеется, после «разблокировки» карты денег на ней уже не будет.
Если вы получили сообщение о блокировке карты, то позвоните в банк, который её выпустил. Номер телефона возьмите не из СМС, а на оборотной стороне карты или на официальном сайте банка. Помните, настоящие сотрудники банков никогда не просят такие данные. Cообщать их никому не следует – ни при каких обстоятельствах!
– На кого рассчитаны уловки мошенников?
– На обман попадаются все: пенсионеры, люди среднего возраста, даже подростки. Изощренность махинаторов порой достигает такого уровня, что на их удочку попадаются и критически мыслящие люди. Например, звонящий представляется адвокатом и называет фамилию из официального списка коллегии адвокатов города или области.
Для большей убедительности будущим жертвам присылают качественно изготовленные копии «постановлений», «указаний Банка России», «судебных решений», «исполнительных листов» и даже паспортов или служебных удостоверений.
– Как же реагировать на такие предложения? Как обезопасить себя и свои деньги?
– Чтобы не стать жертвами мошенников, будьте бдительны. Главное, не принимайте решение сразу и ни в коем случае не переводите деньги! Скажите абоненту, что перезвоните. Поищите в Интернете сведения о предложении, ознакомьтесь с отзывами. Если вас будут торопить и требовать сиюминутного ответа, вообще откажитесь от предложения. Помните, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Если же вам звонят от имени Центрального банка, позвоните на телефон «горячей линии» Банка России: 8-800-300-3000.
Если вам предлагают деньги от имени какого-либо ведомства, позвоните туда и узнайте, так ли это.
Если вам сообщили о блокировке карты, свяжитесь с банком, выпустившим её, и уточните информацию. Телефон контактного центра указан на обратной стороне карты или на официальном сайте банка.
Прежде чем принять какое-либо решение, связанное с расходами, посоветуйтесь с близкими, а ещё лучше – со специалистами.
Во всех случаях, вызывающих подозрение, немедленно обращайтесь в полицию.
Пресс-служба Отделения Кемерово Сибирского ГУ Банка России
Просмотров статьи: 837