Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Гвардии рядовой легендарной девятой роты

Газета «Новокузнецк», выпуск №6 (1003)  //  Рубрика: 30 лет вывода советских войск из Афганистана

// Автор: Александр ШПРИНГЕР

Для большинства людей со стороны война в Афганистане – это такой непрерывный военный конфликт, в котором не служившие там вряд ли смогут выделить отдельные военные операции или ключевые эпизоды. Но об одном из таких эпизодов сейчас знают если не все, то очень многие. Это знаменитый бой за высоту 3234, получивший широкую известность благодаря фильму Федора Бондарчука «9 рота».

Фильм очень много и справедливо критиковали за искажение реальных фактов, однако бой этот действительно был, а в Новокузнецке, как выяснилось позже, живёт ветеран Афганской войны Павел Трутнев, служивший в той самой знаменитой девятой роте и участвовавший в том самом бою за высоту 3234.

С колхозных полей на поля войны

Павел Трутнев родился в городе Тахиаташ в Узбекистане, но почти всё его детство прошло в селе Красулино Новокузнецкого района. Здесь он окончил школу, начал работать в колхозе «Вперёд». К труду был приучен с детства, уже в 7 лет на летних каникулах на лошадях возил с поля копны сена, с 12-ти стал помощником штурвального на комбайне, а в 15 выучился на тракториста и целое лето отработал в колхозе на тракторе Т-25.

К армии готовился целенаправленно: получил права, занимался лёгкой атлетикой, лыжным спортом. Очень хотел попасть в десантные войска, поэтому съездил в Кемерово, научился прыгать с парашютом и уже в девятом классе имел за плечами три прыжка.

12 апреля 1986 года был призван в армию. «Мы думали, что нас отправляют в десантно-штурмовую бригаду в Германию, – рассказывает Павел, – но в поезде выяснилось, что едем в Фергану, а значит – служить будем в Афганистане. Сейчас, конечно, я знаю и понимаю, что это такое, а тогда никакого страха не было, лично для меня это была романтика, представления о реальной войне мы, мальчишки, имели очень смутные».

В Фергане Павел скрыл, что у него есть водительские права, хотелось чего-то более романтического. Попал в пулемётчики. Полгода шли очень серьёзные занятия в учебке – физическая и боевая подготовка были на высшем уровне.

И вот, спустя шесть месяцев, – Афганистан, Кабул, Баграм. 345-й гвардейский воздушно-десантный полк, 9-я рота, первый взвод.

Впереди всех

За время службы Павел участвовал в одиннадцати боевых операциях, самая короткая – около недели, в основном же – месяц-полтора каждая. Дважды был ранен. Задачи выполняли самые разные: прочесывали кишлаки, искали и ликвидировали склады оружия, сопровождали колонны, контролировали высоты вдоль дороги.

«Девятая рота была всегда впереди, – рассказывает Павел Трутнев, – а впереди всей роты был наш первый взвод. Мое боевое крещение состоялось в провинции Алихейль 29 мая 1987 года. На соседней с нами высоте находились склады и тренировочная база душманов. Мы ждали приказа атаковать, но они неожиданно напали на нас первыми. Бой был очень быстрый и очень жестокий – за полчаса погибли или были ранены почти все наши, я единственный, кто остался цел из всего взвода. Практически на моих глазах погиб мой друг Олег Замаруев, с которым мы еще в Кемерове делали свои первые прыжки. Во время боя я плохо понимал, что происходит, действовал инстинктивно. Хорошо помню лицо араба метрах в десяти от себя и как я выстреливаю в него все 45 патронов рожка. Если бы не сменил вовремя позицию, досталось бы уже мне от него. Там же, в Алихейле, на другой высоте я получил и первое свое ранение (осколок мины попал в бедро), после которого был госпиталь в Кабуле. За Алихейль была и моя первая награда – орден Красной Звезды».

А потом потянулись долгие месяцы службы: жизнь в казарме чередовалась с выходами «на войну», тяготы службы с какими-то курьёзами. Довольно быстро пришёл опыт (на войне без этого не выжить), ощущение романтики поубавилось, сменилось гордостью за то, что он служит в роте, которая всегда впереди всех. Рота действительно была особой, слава о ней шла далеко за пределами полка. Павел рассказывает обо всем спокойно, но иногда чувствуется, что преодолевая какое-то внутреннее сопротивление, особенно когда речь заходит о потерях друзей, за которые он даже после Афгана долго испытывал чувство вины.

На высоте 3234

В конце ноября 1987 года началась операция «Магистраль» – одна из наиболее масштабных военных операций советских войск в Афганистане, основной целью которой стало снятие многомесячной блокады округа Хост.

«На Хост я попал дважды, – рассказывает Павел Трутнев. – В первый раз всё было вполне спокойно и благополучно. Мы охраняли вертолётную площадку, обустроили себе лагерь. Нам с другом удалось соорудить себе приличную землянку с самодельной печкой из гильз от снарядов гаубицы. А тот самый бой произошёл, когда мы прибыли на Хост второй раз и нам было приказано занять высоту, наиболее удачную среди всех остальных высоток вдоль дороги. Мы могли контролировать очень большой отрезок трассы, и, если бы эту высоту заняли душманы, нашим колоннам пришлось бы очень туго. Поэтому им очень нужна была наша высота, и они так упорно на неё лезли».

Подробности этого жестокого 12-часового боя, случившегося 7 января 1988 года, сегодня хорошо известны. Всё было далеко не так, как показано в фильме Бондарчука, но не менее тяжело. 39 человек против нескольких сотен, 12 ожесточенных атак душманов, поддерживаемых вертолётами и артиллерией, в том числе установками реактивных снарядов. В 9-й роте погибло 6 человек, 28 получили ранения, 9 из них – тяжёлые.

Павел Трутнев к концу боя остался в числе тех немногих, кто еще мог держать оружие, несмотря на то, что он был ранен в руку. Гранат уже не осталось, патронов – по 1-2 рожка на человека. В этот критический момент на помощь пришёл разведвзвод 3-го парашютно-десантного батальона, который доставил с собой необходимые боеприпасы, что позволило окончательно переломить ход боя в нашу пользу.

«Какие были чувства во время боя? – вспоминает Павел. – Главная мысль – когда это всё уже, наконец, закончится! 12 часов непрерывного боя, постоянная смена позиций, почти непрерывная стрельба и взрывы. Если бы не наша артиллерия, нас бы наверняка смели с этой высоты. С нами был арткорректировщик Иван Бабенко, который очень точно наводил огонь наших гаубиц, и снаряды ложились так, что ни один не попал по своим, хотя до душманов иногда было всего около 50 метров».

За этот бой Павел Трутнев получил вторую свою награду – медаль «За отвагу».

Жизнь после войны

После высоты 3234 таких серьёзных боёв больше не было. 5 июня 1988 года Павел вернулся домой. Сначала в родное Красулино, в свой колхоз, в 1995-м заочно закончил пединститут, но по специальности (учитель технологии) так и не поработал. Большую часть времени после Афгана трудился водителем – сначала на крытом рынке, потом на маршрутке. Ещё осенью 1988 года женился, в 89-м родилась дочь Алиса, в 95-м сын Павел Павлович.

Всё это время своё боевое прошлое Павел нигде особо не афишировал: «Я старался никогда не выделять себя среди остальных, даже на работе, можно сказать, случайно узнали. Никакого особого отношения к тем, кто служил в Союзе, тоже не было, старался себя им не противопоставлять – каждый выполнял свой долг там, где довелось. С «афганцами» так же – некоторые и десятой части не видели того, что видел там я, но никакого предубеждения к ним у меня нет. И за то, что с нами там произошло, я тоже никогда никого не винил. Обидно, конечно, что нас чаще всего вспоминают только «по праздникам», но если меня зовут, то я всегда стараюсь прийти. Вот только рассказывать обо всём этом больно, и боль эта никуда не уходит».

В 2013 году в жизни Павла случился поворот – он устроился работать на Кузнецкий ферросплавный завод, прошёл путь от дробильщика до мастера цеха. А три года назад, в 2015-м, совершил неожиданный шаг – поступил на очно-заочное обучение в СибГИУ, на металлургический факультет, который и окончил с отличием в прошлом году.

О нашумевшем фильме «9 рота» Павел говорил неохотно. Однако отметил его неожиданный эффект: «Мы по 20 лет не виделись и не знали почти ничего друг о друге! А после этого фильма вдруг пошло движение, звонки, переписка в соцсетях. И мы все нашли друг друга! Стали регулярно собираться, встречаемся в Москве каждый год в феврале».

15 февраля мы отмечаем 30-летие вывода советских войск из Афганистана. Наверняка в честь этой даты будет много всего сказано и сделано. Однако очень хотелось бы, чтобы обо всех тех, кто служил там, в Афгане, вспоминали не только по праздничным датам. Ведь они это заслужили – не на словах, а на деле.

Фото Марии Коряга и из личного архива П. Трутнева


Просмотров статьи: 1993