«Мы – совершеннолетние!»
Завершился очередной, ХVIII Всероссийский фестиваль авторской песни «Высоцкий в Новокузнецке», посвящённый творчеству известного поэта, актёра, автора-исполнителя, а также, в этом году, – 90-летнему юбилею Кузнецкого металлургического комбината, на котором мятежный бард побывал в 1973 году. Проходил он по традиции в Театре металлургов и объединил в своих рядах более 70 участников из Москвы, Новосибирска, Томска, Иркутска, Барнаула, Бийска, Кемерова, Новокузнецка и Прокопьевска. Со сцены все эти фестивальные дни звучали песни на слова Владимира Высоцкого и авторские произведения.
«18 лет – это много»
– Мы – совершеннолетние! Чувствуем себя отлично. Сегодня мы в хорошей форме и наш фестиваль не сдаёт позиции, – отметил знаменитый бард Сергей Матвеенко, председатель жюри, в прошлом наш земляк, а в настоящее время житель столицы.
Песни Сергея узнают по особой искренности и душевности. Удивительно, но многие из них, с глубокими по смыслу текстами и по-настоящему взрослым восприятием жизни, он написал ещё будучи шестнадцатилетним. Наш земляк много гастролирует по стране. Открыл в Москве собственную студию звукозаписи, где помогает друзьям – авторам-исполнителям из разных городов страны – записывать свои произведения. Сергей Матвеенко исполнил для любителей авторской песни, пришедших, несмотря на крепкий мороз, на встречу с бардами, как свои старые песни, так и новые. В частности, трагическую трилогию «Волки», которую создавал тридцать лет. Исповедь-монолог от «лица» волка, охотника и раненой волчицы. «Заметьте, в песне нет отрицательных персонажей! Это философская вещь. Почти притча», – отметил бард. Впервые эту трилогию Сергей Матвеенко исполнил во время гастролей в одном из казахстанских городов (где ему справедливо указали на сходство сюжета песни с романом Чингиза Айтматова «Плаха»), затем на открытии нового зрительного зала на «Ленфильме». И вот теперь состоялся очередной её «выход» к зрителям, на этот раз в Новокузнецке.
А поскольку этот, 2019 год, назван Годом театра, Сергей упомянул и о своей сценической деятельности. О написании песен к спектаклям и пробах в фильме «Император», так и не увидевшем свет, – на роль вечного монаха, который скитается по сибирским просторам с пророчествами и с… гитарой.
На крыльях «Самолёта»
Неожиданной изюминкой фестиваля стало выступление любительской театральной группы «Самолёт» под руководством режиссёра Анатолия Борисова. Оно открыло концерт авторов и исполнителей клуба самодеятельной песни «Среда». Актёры – «пассажиры» театрального «Самолёта» – представили на суд фестивального содружества литературно-театральную постановку по мотивам стихотворений Высоцкого, которую специально подготовили к этому знаменательному событию. На фестивале артисты выступали, можно сказать, по-семейному, то есть супружескими парами: Ольга и Александр Горины, Елена и Дмитрий Малышкины и многие другие. В том числе бардовские семьи из других городов. Влюблённых в своё время познакомил фестиваль.
ПаФа и его баллады
Особенным сюрпризом для зрителей было выступление почётного гостя, лауреата нескольких фестивалей, в том числе знаменитого Грушинского фестиваля авторской песни, – Павла Фахртдинова из города Электросталь Московской области. Друзья называют его просто «ПаФа». Павел признался, что считает Высоцкого одним из своих главных учителей. Его концерт – по степени эмоционального воздействия на зрителя – можно назвать «Театром одного актёра». «У меня когда-то было слово. Но я его выменял. Сейчас их у меня много. Но все они не те», – пел ПаФа. Каждая его песня была маленьким спектаклем, не лишённым и трагедийности, и чувства юмора. Павел даже «шёпот» морской волны изобразил с такой впечатляющей точностью, что любителям авторской песни показалось, что вот-вот над ними, словно над морскими волнами, с гортанными криками закачаются чайки. Бард настолько умело владел гитарой и своим красивым сильным голосом, что в зале не уставали поддерживать многие из его номеров криками «Браво!».
Каждое авторское произведение Фахртдинова, которое относят к такому новому жанру, как бард-рок, со сложными и глубокими по смыслу текстами, рассчитано на думающего зрителя. «Оценку всем моим текстам первой даёт жена-лингвист, окончившая Парижский университет. Вот об этом, например, произведении она отозвалась так: «Гениально!» Проверил на друзьях – такое же впечатление. Так что я сейчас поделюсь и с вами своей гениальностью», – не без лёгкой иронии над собой представлял он очередную песенную композицию.
Молодым везде дорога!
Выступление Павла Фахртдинова прокомментировал Сергей Матвеенко, который и привёз почётного гостя на фестиваль: «Честно говоря, я побаивался, как наша новокузнецкая публика воспримет творчество Павла, которое выходит за рамки авторской песни. Но, судя по вашей реакции, вы восприняли его хорошо. Он пришёлся Новокузнецку по душе», – отметил мэтр.
А организаторы фестиваля, напомним, на пресс-конференции перед началом фестивального марафона признались, что пригласили Павла Фахртдинова неслучайно. Ведь пора привлекать к прослушиванию авторской песни и городскую молодёжь. До этого зал Театра металлургов заполняли в основном зрители среднего и пожилого возраста.
И этого «омолаживающего эффекта» на этот раз удалось добиться (среди зрителей, пришедших на фестиваль, было немало молодых лиц). Но не только благодаря почётному заезжему гостю, но и самой известностью фестивальных дней, которая давно уже вышла за пределы нашего города.
«Ключ от города» – ключ от сердец
Много добрых слов на фестивальных выступлениях было сказано и в адрес новокузнецкого самодеятельного клуба авторской песни «Среда». Ведь именно усилиями его участников сохраняется традиция проведения фестиваля «Высоцкий в Новокузнецке».
На гала-концерте фестиваля со словами признательности к организаторам и участникам выступил Григорий Вержицкий, заместитель Главы города по социальным вопросам: «Хотелось бы поблагодарить за любовь и преданность авторской песне как организаторов, так и вас, зрителей, пришедших на фестиваль. Особая благодарность участникам, что из года в год приезжают в наш город, несмотря на довольно суровые погодные условия, чтобы поддержать традиции фестиваля», – подчеркнул он. После чего вручил клубу авторской песни «Среда» знак, который был разработан к 400-летнему юбилею, – «Ключ от города». Заветные награды, стилизованные в виде паруса, получили и победители этого конкурса-фестиваля. Традиционно среди них есть и новокузнечане. Символические «Паруса» Высоцкого в немалом количестве снова поплыли по «морям» бардовской песни в нашем городе.
Просмотров статьи: 813