Казнить нельзя помиловать
Скоро наступит вот уже тридцать лет, как были прекращены работы на одной из самых крупных строек Кузбасса конца ХХ века – Крапивинской ГЭС. И все эти три десятилетия тема недостроенного гидроузла периодически реанимировалась в руководстве области и СМИ, обсуждалась судьба недостроя, проводились экспертизы, но какого бы то ни было окончательного решения до настоящего времени так и не принято. Дважды за последние полгода этот вопрос поднимал и Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв во время своих визитов в Крапивинский район. «Путь для оценки развития Крапивинского гидроузла непростой, – подчеркнул он, – но мы честно по этому пути пройдём шаг за шагом до конца. Вариантов может быть два: или мы будем достраивать, или, поскольку этот объект несёт техногенную опасность, его надо демонтировать».
Что же представляет собой этот самый большой в регионе недострой? С какой целью его возводили, почему остановились и какие плюсы и минусы может повлечь за собой возобновление строительства?
Постановление Совета министров СССР о строительстве Крапивинского гидроузла вышло в 1968 году, но к делу приступили лишь в 1975-м. Для Кузбасса это был очень амбициозный и масштабный проект, который разрабатывался в первую очередь для того, чтобы решить проблему с качеством воды в Томи, сильно загрязненной к тому времени промышленными стоками. Сегодня это, возможно, странно прозвучит, но строительство ГЭС в составе гидроузла на тот момент являлось задачей попутной, призванной окупить остальные затраты, поэтому сооружением объекта и занималось Министерство водного хозяйства, а не Минэнерго. Кроме того, по гребню плотины должна была пройти автодорога.
Объём будущего Крапивинского водохранилища планировался в 11,7 км³, площадь затопления – 66 тысяч га, южным своим берегом оно бы дотянулось почти до Новокузнецка. Планируемая мощность ГЭС – 300 МВт с возможностью увеличения до 375 МВт.
К 1989 году готовность строящихся сооружений оценивалась в 60%. Были возведены 52-метровая водосливная плотина, аварийно-эксплуатационный водосброс, водобойный колодец, здание гидроэлектростанции, cтанционная площадка с административно-бытовым корпусом и некоторые другие строения. С территории будущего водохранилища отселили более трёх тысяч человек из двадцати сёл, в его ложе вырубили 42 тысячи гектаров леса. Неподалеку от будущей ГЭС специально для строителей и будущих работников построили посёлок Зеленогорский.
Практически все уже было готово к перекрытию русла Томи, как на волне широкого протестного экологического движения, поддержанного в том числе и кузбасскими шахтёрами, включившими вопрос с Крапивинской ГЭС в свои требования, строительство гидроузла было прекращено. Никакой консервации не проводилось, стройку просто бросили. Официально прекращение работ было закреплено лишь в 1993 году актом Государственной экологической экспертизы.
Нельзя сказать, что про Крапивинскую ГЭС за прошедшее время совсем забыли – уж слишком масштабный это объект даже в недостроенном виде. К тому же рядом находится возведенный исключительно в рамках сооружения гидроузла поселок Зеленогорский, с населением около пяти тысяч занимающий второе место среди населённых пунктов района, а по этажности жилых домов – так и вовсе первое. С работой в посёлке дела обстоят непросто, поэтому его жители всячески ратуют за то, чтобы строительство ГЭС возобновили.
И периодически этот вопрос поднимается, в том числе и на самом верху. Так, например, в первой половине 2000-х годов специальными комиссиями проводилось обследование состояния гидроузла, обсуждались варианты его достройки, консервации либо демонтажа. Мелькала информация, что в 2008 году была запланирована его приватизация. Достройка Крапивинской ГЭС включалась в проект «Программы развития гидроэнергетики России на период до 2020 года», а затем на перспективу до 2030-го. Включали ГЭС и в «Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года», утвержденную Правительством РФ. Но, несмотря на все это, вот уже почти три десятилетия на ГЭС будто застыло время: на ложе несостоявшегося водохранилища вырос новый молодой лес, кустарники и деревья «добрались» в том числе и до плотины, брошенные постройки постоянно привлекают к себе любителей экстрима, а окрестные берега – любителей рыбалки или просто отдыха в необычном месте. Вишенкой на торте этой «заброшки» можно считать лозунг «Перестройка – время смелых решений и активных действий», до сих пор красующийся на одном из сооружений ГЭС.
Судьбу недостроя, конечно же, нужно решать. Однако ситуация в данный момент очень неоднозначная. Безусловно, объект в нынешнем своем состоянии представляет потенциальную техногенную опасность, а также опасен для экстремалов и любителей «заброшек», так как консервация здесь не производилась. Поэтому, если дальнейшего строительства не планируется, то напрашивается решение о демонтаже, и это можно будет считать положительным решением.
Не все так просто и с возобновлением строительства гидроузла. Три десятилетия он был предоставлен самому себе и сибирской природе, результаты экспертиз 10-15-летней давности сегодня уже вполне могут потерять свою актуальность. Нужно все обследовать заново и очень тщательно. Никуда не делась и та причина, по которой стройку остановили, а потом не стали возобновлять, – никто не может сегодня стопроцентно гарантировать экологическую безопасность Крапивинского гидроузла и предсказать результаты его влияния на микроклимат ближайших территорий. А воздействие это обязательно проявится так или иначе, как показывает практика строительства многих других ГЭС.
Возобновление и завершение строительства гидроузла потребует очень больших финансовых средств, при этом, по мнению специалистов, со своей проектной мощностью в 300 МВт серьёзно повлиять на энергетику Кузбасса он не сможет. Соответственно, возникает вопрос и об экономической целесообразности, над которым тоже надо много думать.
Понять жителей Крапивинского района и, в особенности, посёлка Зеленогорский в их стремлении возродить большую стройку можно. Но очень хочется, чтобы те, кто будет принимать решения, принимали их очень взвешенно, учитывая интересы не только района, но и региона в целом. Нам же, как и всем остальным кузбассовцам, остается лишь следить за развитием событий и ждать окончательного вердикта.
Просмотров статьи: 1172